О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





     Собор 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Церковь отмечает его 13 июля. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке.
     Святые 12-ть апостолов — Петр и брат его Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев и брат его Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома Близнец, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда, брат Господень или Фаддей, Симон Зилот и Матфий — поминаемые в разное время года, с давних времен также чествуются Церковью в общем праздновании на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла.
4431a.jpg

     Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга», то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть миру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.
     Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин.1:35–49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин.1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин.2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк.4:31–5:1).
     Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк.5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.
     Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф.16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф.14:25–31; 6:8;17:20;Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф.15:15–16; 26:7-13;Лк.9:45;18:34;Ин.12:16).
   
     Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр.10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф.20:20–24;Мр.9:33;Лк.9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф.26:56;Ин.16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф.26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф.28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян.1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.
     Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин.4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.
     Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

     О двенадцати апостолах говорит в своей проповеди митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким):
     «Удивительны деяния, но еще более изумительно внутреннее совершенство Апостолов Христовых. Эти двенадцать были лучшими людьми своего времени. Во всем мире не было равных им по чистоте сердца и красоте души, по мужеству и сокровенной силе разума.
     А мир презирал их, считая за ничто, – ведь кто были они? Простолюдины, рыбаки, мытари. Но словно алмазы из грязной почвы, извлек их Сердцеведец Господь из галилейской глуши и призвал на великое апостольское служение.
     Какие разные они, эти избранники Христа Спасителя. Даже братья по крови – и те будто бы противоположны друг другу.
     Сыновья Ионины: пылкий Петр и неторопливый, спокойный Андрей.
     Братья Зеведеевы: неустрашимый могучий Господень воин Иаков – и нежнейший, любвеобильнейший Иоанн.
     Дети Алфея: цепкий, напряженно впитывающий Христово учение Евангелист Матфей – и «второй» Иаков, скромник и смиренник.
     А остальные: что, казалось бы, общего между ними? Неугомонный и стремительный, с Самим Божественным Учителем дерзавший спорить Филипп – и тихий мечтатель Варфоломей.
     До капризности упрямый, дотошный Фома – и готовый, подобно молнии, исполнить любую Божию волю Симон Зилот.
     Омытый покаянными слезами, светящийся сердечной теплотой Фаддей, видевший еще Богомладенца Христа, – и новичок среди Апостолов Матфей, умудренный ветхозаветным знанием воспитанник праведного Симеона Богоприимца, заменивший Иуду Искариота.
      Какое многоцветие характеров, разнообразие темпераментов, несхожесть душевных укладов и их проявлений! В каждом – собственный особый мир. Словно все личностные начала, встречающиеся в человечестве, объединились и радужным сиянием окружили Христа Искупителя. В Нем Апостолы стали едины при всей своей непохожести, кажущейся противоположности и несовместимости. Нет, не противоборствовали, а дополняли друг друга эти великие духом люди.
     Божественный Учитель создал из учеников чудесную семью, не было никого роднее и ближе между собою, чем они. Апостольский круг – это словно одно сердце и одна душа, единые уста, славящие Господа и дышащие Божественной Любовью. То было невиданное дотоле духовное братство, где никто не искал преимуществ и выгод, но каждый стремился служить остальным и жизнь готов был отдать за другого. Любовь Спасителя переполняла души Его учеников и щедрыми благодатными реками изливалась в окружающий мир, на всех и вся. Таково единство Апостолов – родоначальников величайшей духовной семьи, Церкви Христовой.
   
     Подвиг Апостолов кажется невероятным, превышающим человеческие силы. Благовестники обошли все известные в те времена страны, побывали всюду, куда достигала гигантская Римская империя. Караванные тропы вели их по Африке, Азии, Европе, с Британских островов – в джунгли Индии, из солнечной Испании – в заснеженную Скифию. Они переплывали реки, бороздили моря, восходили на горы.
      Среди бесовской ярости, людской дикости и жестокости, коварства богоубийц-иудеев проходили Апостолы с вестью о Божественной Любви. Бесчисленные опасности подстерегали их на каждом шагу, а они не имели оружия, чтобы защититься, ни денег, чтобы откупиться. Только слово на их устах, слово Истины Божией, было их единственной защитой, непобедимой победой над вселенской злобой. Они переносили надругательства, пытки огнем и железом, кипящим маслом и расплавленным оловом. С них заживо сдирали кожу, их побивали камнями и распинали на крестах. А святые Апостолы не только выносили невыносимые, нечеловеческие страдания, но встречали все муки и саму смерть с радостной улыбкой.
     Невозможными для человека представляются дела, совершенные Апостолами. Кто же были они, эти ученики Распятого Иисуса? Какие-то сверхлюди? Полубоги? Или, может быть, даже боги? Так однажды язычники, потрясенные апостольскими чудесами, приняли их за божества и собирались приносить им жертвы. Но, возмущенные таким поклонением, Благовестники разорвали на себе одежды и вскричали: ...мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки (Деян.14,15).
     Да, эти чудотворцы и страстотерпцы, сильнейшие из сильных и славнейшие из славных, были людьми, подобными нам. Как и мы, они испытывали боль и усталость, страх и стыд. Святым Апостолам была слишком хорошо знакома немощь падшей человеческой природы. Ведь каждый из них помнил тот горький час в Гефсиманском саду, когда все они трусливо разбежались, оставив Возлюбленного Учителя в руках Его палачей.
     Апостолы были лучшими из людей, но – только людьми. Три года взращивал и просвещал их души Господь Иисус. Они слышали Его Божественное учение, они видели Его безчисленные чудеса, они делили с Богочеловеком пищу и кров. Этим бородатым младенцам на простом, доступном языке, понятными притчами и в ярких образах Спаситель объяснял величайшие Божественные тайны. Трем ближайшим ученикам Христос показал славу Своего Преображенного Тела, нетварный Фаворский Свет. Сын Божий звал их в Небеса, а они оставались земными.
   
     Наконец, Он прямо объявил им о Своей близкой смерти во искупление грехов человечества. Но они не нашли в себе сил, чтобы понять и поверить. Косный, приземленный рассудок, вся кровь и вся плоть их взбунтовались против этой мысли.
     Слишком дорога и близка для них оказалась мечта о земном царстве Мессии, о торжестве земного отечества, о собственной славе и чести близ воцарившегося на земле Христа. Он шел на позор, на страшную крестную казнь, а они спорили о том, кто сядет по правую и по левую руку от Его императорского трона.
     И в ответ на все их клятвы в вере и верности, в готовности умереть за Учителя Иисус предрек: Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону, и Меня оставите одного... (Ин.16,32). ...все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф.26,31).
     Клятвы учеников были совершенно искренними. Они действительно любили Божественного Учителя со всей пылкостью и глубиной, на которую были способны их еще не прозревшие сердца, какую могла вместить их еще не просветленная душевность. В прекраснодушных мечтаниях им грезилось, что они пойдут за Возлюбленным Иисусом куда угодно; если надо, то и пожертвуют за Него жизнью, как это самоуверенно заявил громкоголосый Петр. Но как слаба оказалась их земная любовь, как неустойчива верность, каким миражом обернулись их прекрасные мечты.
     Настал час испытания, страшный час Гефсиманский. И напрасно предупреждал Апостолов Христос: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мк.14,38). Напрасно Учитель просил учеников не спать в эту ночь – ночь смертельной скорби Его души. Им казалось, что они невыносимо устали от дальних дорог, впечатлений, от острой тоски, охватившей их после того, как Спаситель предсказал Свою крестную смерть. Теперь они ощущали только жалость к своим усталым телам – так откуда было взяться силам для молитвы и бодрствования? У них слипались глаза. Тупая, косная, требующая своего плоть пригибала их к земле. Так они уснули – и добавили к горчайшей чаше скорбей Спасителя еще и одиночество.
     Заспанные, едва открывшие глаза, мало что соображавшие, они вскочили со своих мест, когда в Гефсиманский сад ворвалась толпа богоубийц. Они готовы были сражаться за Учителя с мечами в руках, но Христос властным словом запретил им это: дело Божие должно было совершаться не насилием, не пролитием крови заблудших людей, а величайшей Жертвой. Апостолам предлагалось не буйное опьянение битвой – нет, они призывались вместе с Иисусом отдаться в руки врагов, пойти вместе с Ним на мучения и казнь кротко и безгласно, как овцы под нож мясника. С таким исходом не смогли смириться их души. Против этого восстала их плоть, каждой клеточкой вопившая от ужаса перед болью и смертью, – так называемый инстинкт самосохранения. Иудейский страх охватил все их существо: то был миг помрачения, когда отключается разум, неистово колотится сердце; когда тело, а не душа всецело господствует над человеком и гонит его прочь от опасности. Так, словно стадо перепуганных животных, бежали эти одиннадцать сильных и смелых мужчин, покидая в беде своего Божественного Учителя.

     Потом, в укромных уголках, куда донесли их ноги, Апостолы пытались опомниться. Но диавол не дремал: в сердцах учеников Сына Божия лукавый начал сгущать мрак сомнений, уныния, отчаяния. Им представилось крушение всех надежд, поругание их лучших чувств, кошмар гибели Возлюбленного Иисуса и ужас собственного положения. Рухнули мечты о царстве Мессии, возвышении Израиля, о славном месте подле царского трона – вместо всех этих грез явилась горчайшая, обессиливающая, неподъемная скорбь. Они могли только плакать и рыдать. Один только Петр сумел добрести до дома первосвященника, в котором фарисеи издевались над Господом, но тут Апостол, более всех гордившийся своей любовью к Учителю, пал ниже всех остальных: из того же страха иудейского он трижды отрекся от Христа. Продолжая малодушествовать, ученики не дерзнули проводить Учителя в последний путь: слишком страшно и слишком больно казалось им видеть Его смерть.
     Лишь самый любящий, а потому и возлюбленнейший ученик Сердцеведца, юный Иоанн, дерзнул встать у Его Креста и с сострадающим сердцем разделить смертные муки Господни. Самой чистой, чуждой примеси своекорыстия и тщеславия была любовь святого Иоанна, потому и отважился этот юноша на поступок, оказавшийся не по плечу зрелым мужам. За подвиг сострадания святой Иоанн получил величайшую награду от Распятого Господа – право назвать Пречистую Матерь Божию своею Матерью.
     Лучших из лучших людей ветхозаветного мира избрал Спаситель спутниками Себе – и все они пали, кроме одного. Но под тяжестью страха, мрака отчаяния, под пылью тщеславия и маловерия в душах Апостолов хранилось чистое золото любви ко Господу. Потому Всевидящий и Всемилующий Бог не только простил их, но и восставил в великой силе и славе. Эти несчастные и падшие, плачущие и рыдающие ученики были любимцами Христа Господа, Который пришел в мир не карать за греховную слабость, а очищать и просвещать души человеческие. Еще на земле Господь Иисус называл Апостолов Своими друзьями и братьями, и о них Он молил Своего Отца Небесного: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин.17,11). Эти избранники были первыми в числе спасаемых грешников, за которых Христос Спаситель пролил Пречистую Кровь Свою.

     Тень постыдного гефсиманского бегства лишь подчеркивает величие последующих апостольских подвигов. Так мелка наша жизнь, ничтожны наши стремления и темен внутренний мирок любого из нас в сравнении с лучезарным сиянием, окружающим этих победоносных друзей Христовых. Кто-то из нас может легкомысленно возмечтать о себе: мол, оказаться бы мне в Гефсимании рядом с Христом Сладчайшим, уж я-то не заснул бы, а тем более не сбежал бы, не покинул страдающего Спасителя. Это пустые грезы. Никто из людей (кроме Пречистой Девы Богородицы) не устоял бы в страшный час гефсиманский, когда все адские полчища обрушились на Сына Человеческого, когда все силы вселенской злобы незримо осаждали Спасителя мира.
     До Божественной Крестной Жертвы этот мир был во власти князя тьмы, и в любой, даже самой возвышенной душе, диавол мог выискать слабое место, чтобы вонзить ядовитое жало греха. Так коварный враг рода человеческого вверг в падение даже избранных учеников Господних. Но настоящий позор для человека – не просто упасть, а остаться в греховной грязи.
     Вспомним, сколько было в жизни каждого из нас постыдных дел, слов и помыслов, когда мы трусливо бежали от своего христианского долга, когда окунались в смрадную тину греха, изменяя Спасителю своему. Благо нам, если мы сумеем омыться слезами покаяния, подняться до жизни благочестивой, да простит и помилует нас Всеправедный Господь. И да будет нам путеводным светилом созвездие преславного апостольского лика, из глубин падения восставшего к Божественным высотам.
     Милосердный Спаситель спешил утешить бившихся в сетях иудейского страха, плачущих и рыдающих учеников Своих. Дело искупления падшего мира невинной Кровью Христовой было совершено. Воскресший Христос получил власть разорвать сети греха, освободить людей из рабства, в котором держал их диавол. Господь явился Апостолам по Своем Воскресении и развеял их страх и отчаяние, сомнения и невежество. Он сделал их разум зрячим для понимания древних пророчеств и Божественных тайн. Он просветил их сердца, и на смену мрачному горю явилась неземная радость.
Спаситель воздвиг их из падения, потому что и падшие – они хранили любовь к Нему. Любящей рукою Он отер слезы с их лиц, как предрекал еще до Распятия: «Истинно, истинно говорю вам... вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда раждает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16,20–22).

     Так Воскресший Господь Иисус духовно воскресил друзей и братьев Своих, святых Апостолов.
     Можно спросить: зачем испытания достойнейшим из людей? Зачем Господь попустил ученикам непереносимое искушение гефсиманское? Что ж, как и весь род человеческий, зараженный первородной порчей, Апостолы нуждались в покаянии. Огонь страдания и стыда очистил их души. Отсеялась шелуха взаимной зависти и споров о первенстве; ученики стали способны исполнять завет Божественного Учителя: Сие есть заповедь Моя, да любите друг друга... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15,12–13).
     Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20,28).
     Позор гефсиманского бегства излечил Апостолов от тщеславной самонадеянности. Эти сильные люди смирились, познав свою человеческую немощь, поняв, что они – ничто без помощи Божией. Так, на горьком опыте, вполне постигли они слова Христа: ...ибо без Меня не можете делать ничего (Ин.15,5).
     Пройдя через голгофскую скорбь, стала чиста и возвышенна любовь Апостолов к Господу Иисусу. Слезы выжгли из их сердец своекорыстие, надежды на выгоды от земного царя-Мессии, ожидание для себя чести и славы. Они научились любить своего Господа ради Него Самого: отсюда явились в них радость в страданиях за Имя Христово, непобедимое бесстрашие, побеждающее саму смерть.
     В смирении и мужестве, в братолюбии и боголюбии, в готовности к самопожертвованию сиял воскрешенный Воскресшим Христом апостольский лик. На учениках сбывалось засвидетельствованное Сыном Божиим пред Небесным Отцом: ...тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Ин.17,12).
     Одиннадцать избранников выстояли в Божественной Любви. Погубил свою душу только двенадцатый – сын погибели, Иуда Искариот. Одиннадцать Апостолов избрали Небо. Иуда выбрал землю.
     Величайшие в служении Господу святые Апостолы явились великими и в своем покаянии. Прощенные и возвеличенные Христом, они тем не менее непрестанно будили в себе память о гефсиманском бегстве и так смирялись, ощущая свое недостоинство перед Всевышним, покаянным плачем омывая свои души до лучезарной чистоты. Глаза первоверховного Апостола Петра были постоянно красны от слез, которые он проливал в бессонные ночи, вспоминая свое отречение от Спасителя во дворе первосвященника.   
     Такое покаяние угодно Царю Небесному, оно возносит кающегося на вершины вечного счастья.
     Предвозвещая Свою крестную смерть, Господь Иисус говорил ученикам: А теперь иду к Пославшему Меня... от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам... Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить (Ин.16,5–7,12).
     Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин.14,26).
     Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... (Ин.16,13).
     Воистину присутствие в мире Святого Духа оказалось для рода христианского лучшим, чем даже пребывание на земле Богочеловека Иисуса.
     Апостолы впадали в сомнения, малодушие и маловерие, хотя рядом с ними находился Сам Вочеловечившийся Сын Божий, – но как чудесно переродились они, когда сошел на них Дух Святой! Огромная разница – находиться поблизости от Господа или иметь Его в самом себе. Троичный Бог Един – и в душе воспринявшего Дух Святой творят Себе обитель Отец и Сын: это всеблаженная полнота Богообщения. Так и для Апостолов сбылось обетование Иисуса Сладчайшего: Не оставлю вас сиротами; приду к вам... В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Ин.14,18,20).
     Но и поныне злобствующий мир не может ощутить присутствия Утешителя Духа, ибо Пречистый Бог не сходит в запятнанные грязью души. Упорные грешники – это духовные слепцы, верящие только тому, что можно потрогать руками или увидеть земными глазами, как говорит Христос ученикам: Духа истины... мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин.14,17).

     И вот в день Пятидесятницы, к великому дню Сошествия Духа Утешителя, Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении (Деян.1,14), явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого... (Деян.2,3–4).
     Дивны дары Духа, проявившиеся в учениках Господних. Прежние бородатые младенцы, с которыми надо было говорить притчами, превратились они в зрелых мудрецов, постигших Божественные тайны. Прежде невежественный разум их вдруг просиял подобно солнцу. Простые рыбаки стали богомудрыми истолкователями Священного Писания, вдохновенными пророками и пламенными проповедниками. Жители галилейского захолустья заговорили на всех языках народов мира. Беглецы, еще недавно дрожавшие от страха иудейского, сделались непоколебимыми воинами Христовыми. Так действует Святой Дух: словно скорлупу ореха, Он раскалывает греховную коросту души, и освобожденные Им способности человека сияют во всей своей богозданной красоте, как золотое ядро. Такое чудо, конечно, невозможно для людей с прогнившим ядром –  оно становится явью для истинно прекрасных боголюбивых людей, какими явились святые Апостолы.
     Как неузнаваемо преобразил Утешитель Дух учеников Иисуса! Вскоре же после Пятидесятницы они были схвачены тем же иудейским Синедрионом, предстали перед теми же первосвященниками Каиафой и Анной, перед теми же вождями фарисеев и книжников, которые распяли Христа и прежде внушали Его ученикам такой ужас. Но – ни капли страха уже не было в духоносных Апостолах, обличавших богоубийц, исповедовавших Распятого ими Иисуса Сыном Божиим. Их не пугали ни издевательства, ни побои, ни грозившая им казнь. Напрасно иудейские вожди пытались  запретить им учить об имени Иисуса. Синедрион, бывший некогда властью духовной, после совершенного им убийства Истинного Мессии превратился в простой аппарат насилия, и Апостолы безстрашно отвечали преступным вождям: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на дереве. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя... Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему (Деян.5,29–32).
     А потом, жестоко избитые, Апостолы радовались, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян.5,41). Эта Божественная радость – счастье и честь сораспятия своему Спасителю – не оставляла их среди бесчисленных опасностей, на кремнистых дорогах чужбины, под пытками и среди смертных мучений. Духовному слуху их были внятны и в самих сердцах их звучали слова Христовы: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин.15,18).

     В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16,33).
     Говоря о невозможности совершения апостольских подвигов без благодати Святого Духа, в то же время нельзя представлять себе Благовестников просто безвольными орудиями высшей силы. Не случайно ученики Христовы говорили: свидетели мы и Дух Святой (Деян.5,2) или угодно Святому Духу и нам (Деян.15,28).
      В душах Апостолов Божественный Дух встречался с искренней открытостью Ему. К Богу устремлялись они всей силой личной свободной воли. Великими трудами по преодолению своей человеческой немощи содействовали они проявлению в себе силы Господней.
     По святоотеческому определению, для истинного учительства необходимы два главных свойства: любовь и мужество. Обеими этими добродетелями Апостолы обладали в высшей степени. И предивно было созданное их трудами общество святых – первохристианская Церковь, где у множества уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян.43,32). Таковым явилось несравненное благочестие апостольского века
     Вдохновленные Святым Духом, Апостолы обустраивали церковную жизнь – придавали наилучшую земную форму благодатному сообществу верующих. Они рукополагали Предстоятелей Поместных Церквей – епископов, передавая им собственные духовные дары для поставления священнослужителей. От Господа Апостолы получили учение о Божественных Таинствах – знание не только таинственное, но и тайное, согласно завету: не метать бисера перед свиньями.
   
     Нам даровано величайшее счастье принадлежать к Святой Апостольской Церкви,
изобилующей благодатными дарами Духа Утешителя. Каждый из нас может насладиться спасительной благодатью: достаточно очистить свою душу, открыть сердце навстречу Господу – и нас осенит совершенная, неотъемлемая радость Небесная. Тогда никакие испытания не смутят нас, никакие тревоги не ввергнут нас в уныние, ибо говорит Господь наш Иисус Христос:
     "Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне" (Мф.7,24–25).
     Апостолы Господни казались лишь каплями в людском океане, а победили вселенскую злобу, восторжествовали над ненавистью иудейских вождей и языческих вельмож, над коварством интриганов и мятежами фанатиков. Пример этих святых, но подобных нам человеков учит нас бояться не людей или обстоятельств, а страшиться только одного – согрешить пред Богом. Ведь грех, и только он, обессиливает и обескрыливает нас, ввергает нас в скорби и беды, ибо отталкивает от нас спасительную руку Всемогущего Бога.
     Каждому верному, каковы бы ни были его характер и дарования, найдется место в великой Небесной семье Превечного Отца, Божественного Сына и Утешителя Духа.
     Каждый, вдохновляясь памятью о трудах преславного апостольского лика, может по мере сил подвизаться в угождении Всевышнему и сподобиться вечного блаженства в Горнем Царствии. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5,16). Аминь».
   
     "Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии".               
               
                ******
     Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле: через ее красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь, с которой она составляет единый идейно-архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами – Успенским, Архангельским и Благовещенским. Однако, в отличие от своих великих соседей, церковь Двенадцати Апостолов – самая поздняя из них. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с великолепными Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом. Этим величественным ансамблем патриарх Никон утверждал свой приоритет в политическом споре с царем о преимуществах духовной власти над светской.

     Тропарь, глас 4:
     Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

     Кондак, глас 2:
     Камень Христос каменя веры прославляет светло, учеников преизрядна, и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь, ихже память совершающе верно, сих Прославльшаго прославляем.

     Ин кондак, глас 2:
     Петра, вернии, каменя веры, похвалим и Павла Богомудраго, созывают бо всех праздновати верою, соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере, просяща грехов оставления.

     Величание:   
     Величаем вас, святии дванадесяточисленнии апостоли, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

     Молитва святым апостолам

     Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.
     Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие!
     Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых,
     славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     Святии апостоли, молите Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru