Православный календарь





                С Великим праздником, дорогой читатель!
7346a.gif

        Святые апостолы, сами приявши слово от Слова, передали Церкви преемство слова, которое проповедуется в ней до скончания века, и все христиане суть служители слова, ими воспринятого.
        Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога Живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2Кор.II,5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.
        Камень недвижимый в основании Церкви – Петр; движущая сила – Павел; тот Церковь держит, этот – строит.
        И вот эти два человека, столь тяжко согрешившие – один как гонитель Церкви Христовой, другой как предатель, отрекшийся от своего возлюбленного Учителя и Господа, – были восставлены Спасителем и возведены на апостольское служение. Святая Православная Церковь почитает их как первоверховных апостолов, ибо апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников.
      
        Святой апостол Петр - старший брат апостола Андрея Первозванного - до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. "Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит "камень" (Петр)",- так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин1,42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью ко Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость.
        Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк.1,29-31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф.17,1-9; Лк.9,28-36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк.8,41-56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф.26,37-41).
 
        Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: "Без Меня не можете творить ничего" (Ин.15,5). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф.14,28-31).
       Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: "Ты Христос, Сын Бога Живого" (Мф.16,16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк.24,34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин.21,15-17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.

        По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян.4,13-20; 5,27-32).
        Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян.2,41;4,4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян.5,5-10), а мертвые воскресали (Деян.9,40), хромые начинали ходить (Деян.3,1-8), расслабленные исцелялись (Деян.9,32-34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян.5,15).

        Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению. Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян.12,7-10).
        В своих апостольских путешествиях, которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции.

        В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян.10). На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.
        Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

        В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2Петр. 1,14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

        Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона.
        Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян.8,3).
      
        Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян.26,11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян.9,1-2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему:      
        "Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна". Савл спросил: "Кто Ты, Господи?" Голос ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными" (Деян.26,13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

        В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян.9,10-12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка - агнцем, из терния - виноградом, из плевел - пшеницей, из врага - другом, из богохульника - богословом.
        Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.

        В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла "избранным сосудом", призванным возвещать имя Иисуса Христа "перед народами и царями и сынами израилевыми" (Деян.9,15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.

        Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян.9,22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян.13, 42-44).
        Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян.13,49;14,117,4,12;18,8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян.13,12;17,34;18,8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян.14,10;16,18), поразило слепотой волшебника (Деян.13,11), воскресило мертвого (Деян.20,9-12); даже вещи святого апостола были чудодейственны - от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян.19,12).
      
        За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он "был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12,2-4).
        В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. "От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2Кор.11,24-27).

        Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян.20,19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян.21,13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян.28,10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян.14,11-18); имя Павлова употребляли иудеи при заклинаниях (Деян.19,13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян.9,25,30;19,30;21,12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян.20,37-38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1Кор.1,12).
        По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим-она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.

        Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (337г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе.
        Совместное их празднование - 29 июня/12 июля (по новому стилю) - было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: "...празднование им не может утаиться ни в одной части мира".
        Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: "Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел - учитель вселенной и причастник горних сил. Петр - узда беззаконных иудеев, Павел - призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла - из скинотворцев. Петр - начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел - великий проповедник Истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви".

        Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

        В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам.
        Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростово. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.
        "Радуйтеся, святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле".
   
        Протоиерей Димитрий Смирнов в своей проповеди об апостолах говорит:
        «Святая Церковь прославляет двух великих людей. Их роль в истории человечества в последние две тысячи лет совершенно необыкновенна и велика, потому что с тех пор, как появилась на земле Церковь Божия, её присутствие в этом мире этот мир очень изменило. Нам даже трудно себе это представить. Несмотря на то, что до появления Церкви в отношениях между людьми были отдельные проявления мужества, благородства, щедрости, но всё-таки общий фон был совсем другой: жестокость, разврат, любое коварство ради денег.
        В этом смысле современная человеческая жизнь больше нам напоминает ту эпоху, которую застал Господь Иисус Христос. И это связано с тем, что с утратой Христа люди быстро звереют. Это нам, русским людям, очень наглядно продемонстрировала ситуация с двумя революциями, гражданской войной, раскулачиванием, репрессиями… Потом была Вторая мировая война, ну и современная жизнь, когда те, кто призван людям служить, своё предназначение используют для того, чтобы этих людей ободрать и так обставить ситуацию, чтобы жить за их счёт – богато и ничего не производя. То есть, получается полный абсурд.

        И в отношениях между людьми, в семьях, ни ладу, ни мира нет. Всё время идет война: старшего поколения со средним, родителей с детьми, учителей с учениками, начальства с подчинёнными и так далее. Как только у кого-то появляется такая-то возможность, то, как правило – что раньше было исключением, – появляется желание втоптать человека в землю, отомстить, отнять. Как в голливудских фильмах, где главный герой всегда обязательно мстит. Видимо, люди уже воспитались на этом, это проникло к нам.
        Вместо того, чтобы усвоить Евангелие и пропитаться им, люди пропитываются совершенно другими духами. И что у них в головах, в душе... Довольно тяжёлая ситуация в наше время, и мы это наблюдаем. Жизнь становится духовно и нравственно очень тяжела, и общение с людьми представляет собой задачу очень трудную. Особенно трудно тем людям, у которых безвыходная ситуация: развестись можно – а куда идти, или уйти можно – а на что жить, и так далее. Обратиться за помощью можно, но совершенно понятно, что ты можешь обратиться во все инстанции, и тебе придёт какая-то отписка, и ничего не решится. Вся жизнь превращается в абсурд. Единственный способ выжить – как-то от этого стараться отойти, абстрагироваться.

        Потому что, если идти тем путём, которым идут, не имея достаточного образования, люди в Египте, это приведёт нас к краху. Вот в Египте люди устроили революцию, выбрали президента. И что, они думали, после революции у них будет больше хлеба? Нет, так не бывает. После революции всегда бывает голод. Но вместо того, чтобы трудиться, торговать, развивать ещё больше туризм, ещё больше кланяться туристам, снижать цены, может быть, ещё разведывать нефть, они делают вторую революцию.
        И что теперь? Ну, будет ещё хуже. Можно сделать и третью революцию. И что? Тогда государству будет просто конец. Всем придётся разбрестись, кому куда, и просто искать, что поесть, потому что всё будет разорено. Мы до сих пор не можем оправиться от этих революций, войн.

        Некоторые граждане по недостатку образования, а некоторые специально призывают нас это всё повторить. В любой революции всегда участвуют некоторые «специальные» люди, им есть название, ещё сто лет назад изобретено – «профессиональные революционеры». Они устраивают революции и с этого получают деньги. С этого живут, с революций – взорвать какую-нибудь страну, поменять режим, с этого получить деньги. Вот у нас самый главный революционер, который партию революционеров создал, был Ленин, который всё взорвал на горе всем, и удачно и хорошо жил. Никогда человек нигде не работал, занимался исключительно революцией.
        И сейчас, если на наше российское поле посмотреть, мы увидим этих профессиональных революционеров, которые не работают, не учатся, пенсию не получают. А если за ним сутки последить, увидим, что он не пельменями питается и на какой-то машине ездит. На бензин есть, на кафе-ресторанчик есть. Значит, поставил себе определённую цель, и кто-то его за это содержит.

        А вот апостолы Павел и Пётр пошли совершенно другим путём, как и Сам Христос, хотя многие думали, что Он будет революционер – сменит режим римский, Сам станет, естественно, на место царя, создаст державу в Палестине, и будем царствовать. У Него совершенно другие задачи были и другое Царство, которое «не от мира сего» (Ин,18,36). Потому что царство, где есть, что покушать, что поглядеть, чем повеселиться – это слишком пошло для Бога.
        Неужели Бог создал человека для того, чтобы он был сытый, у него был телевизор, и он был бы доволен – мог бы выпить, покурить, погулять? Для большинства людей – и детей – это самое главное. Дети не хотят учиться, не хотят трудиться, дети не хотят что-то делать. Они хотят ломать, поджигать. Если кто-то упадёт, они хотят смеяться, они хотят дразнить. По отношению к школе что они хотят? Они хотят срывать урок, они хотят прогуливать. Они не хотят учиться, трудиться, что-нибудь покрасить, нет. Они хотят исписать всякими гадостями дома, подъезды, лифты. Вот что они хотят, и из них это всё вырастает. Почему? Что в них действует? В них действует грех.

        И Христос пришёл для того, чтобы людей – тех, кто захочет – освободить от греха. И вернуть им сознание того, что эта земля дана нам Богом, чтобы её всю превратить в Рай. Это можно было бы сделать уже через год, если собрать все триллионы денег, которые человек тратит на суды, на полицию, на тюрьмы, на армию. Можно было бы всем безногим сделать протезы, всех больных вылечить, всех голодных накормить, всем детям дать родителей.
        А люди, которые хотят что-то делать, вынуждены всё время обороняться. От кого, от гепардов? От аллигаторов? Нет. Они обороняются от двуногих существ, которые хотят делать гадости. Но эта оборона неэффективна, потому что количество людей, которые предпочитают быть в тюрьме тому, чтобы трудиться, всё время растёт. А те люди, которые их охраняют, сажают, ловят и судят, потихоньку сами превращаются в преступников.
        Получается абсурд: человек, который занимается ограничением незаконного оборота наркотиков, сам начинает ими торговать. Судья судит невиновного, потому что ему за это заплатили. Следователь сажает невиновного, потому что тот отказался ему платить. Не заплатишь – сядешь. Всё – абсурд. Человечество пожирает самоё себя.

        И Христос хотел поставить этому препятствие, показав совершенно другую жизнь. Эту жизнь Он показал в Себе для того, чтобы апостолы это увидели, почувствовали, поняли. И это случилось. Господь избрал небольшое количество людей, перед ними жил, вместе с ними ел, пил, с ними говорил. И они прониклись Его словом. А потом пошли проповедовать в мир.
        Как мир принял Христа, распяв Его на Кресте, мы все хорошо знаем. Апостолы прошли тот же путь. Их уничтожали за то, что они были Его последователями, больше ни за что – ни один из них ничего никогда не украл, никому не сделал никакого зла. Но их уничтожили, потому что они хотели добра. Само зло восстало, чтобы их убить.
        Вот как недавно в Сирии одному епископу христианскому, коптскому, отрезали голову. Живому. Зачем? Что, он что-то сделал плохое? Или что-то плохое говорил о мусульманах? Нет. Просто, раз ты христианин, то у других возникают такие чувства, чтобы тебя убить с особой жестокостью. Потому что никакой реакции зла на присутствие добра нет. Так же поступают насильники-педофилы, так же поступают террористы – они же убивают абсолютно невинных людей, которые далеки от политики, они просто невинные жертвы.

        И Христос хотел бы, чтобы человек сердцем уверовал, что Он не просто проповедник, которых всегда полно… Я сегодня даже с одним столкнулся, он мне начал рассказывать, что «хорошую религию придумали индусы» – они телятину не едят. Не успел я ему сказать, что тот, кто отвергается мяса не по причине поста, уже не является христианином и по правилам церковным является отлучённым от Церкви человеком, потому что он считается уже поврежденным. Ради поста можно мяса не есть, а если ты считаешь, что мясо – это скверна, то это уже грех перед Богом, это противоречит Священному Писанию. Из видения, которое описано в Деяниях, мы это знаем (Деян,10, 9-16).

        Христос – это не просто проповедник, а Сын Божий, и то, что Он говорил, есть воля Божия, воля Отца Небесного. Он сообщил её человекам через апостолов: они, Пётр, Павел и другие апостолы, донесли до нас Благую Весть или, по-гречески, Евангелие, о том, как можно спастись. Причём спастись не только каждому человеку, который примет в своё сердце Христа и пойдёт путём христианским, но и всем вместе, основав Церковь Божию, которая будет солью земли (Мф.5,13). Которая не будет жить по этим законам джунглей, но наоборот: будет жить, делая всё наоборот, в противоречие этому злобному, совершенно безумному миру.
        В силу того, что апостолы на это положили жизнь – причём, буквально, – их проповедь была очень убедительна. Всегда, когда человек готов за что-то умереть, это другого человека убеждает, потому что это высший аргумент. Взять некоего человека, который говорит, что мясо есть нельзя. Это же очень просто – во дворе Благовещенского храма развести костёрчик и сказать: «Ну, давай. Нельзя – встань в костёр и сожги себя заживо».
        А потом я за то, что можно. Если человек готов за что-то умереть, значит, это для него действительно представляется важным. Поэтому – не будь апостолов, не будь их подвига, мы бы так ничего и не узнали. Не узнали бы, если бы они испугались, если бы они стали лениться.

        Позиция, которую большинство из нас занимает – это позиция нехристианская, а позиция ленивого страха. Поэтому дальше нас христианство уже и не идёт. Они (апостолы – ред.) готовы были страшные труды совершать для проповеди Евангелия и для того, чтобы своей жизнью свидетельствовать о том, что это истина.
        Когда Господь спрашивал: «За кого Меня почитают?», один сказал, что его почитают за пророка, другой — ещё за кого-то, а Пётр сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16,13-16). Они уверовали в это. А среди нас таких людей очень немного – среди сотен тысяч людей, которые ходят в Церковь постоянно, регулярно, причащаются, но не являются христианами. Потому что христианин – это человек, который согласен в любой день умереть за Христа.

        А мы не согласны не только умереть, не только «подставить другую», когда нас бьют «в правую». Мы не согласны даже потерпеть, когда нам кто-то что-то скажет. Постоянно с этим сталкиваюсь: «Я сделаю по-христиански, а он скажет…» Ну, я понимаю, тебя бы прибили ко кресту, как Петра, вверх ногами, повесили бы на солнышке и ждали, пока ты умрёшь.
        Слабая женщина – не всем быть как София, Вера, Надежда и Любовь, – испугалась, сломалась… Хотя в Церкви раньше, полторы тысячи лет назад, если кто-то испугался, его уже не причащали. Если ты испугался – а это очень естественное чувство, – тебе уже не разрешалось входить в храм, ты мог стоять только вон там, за дверьми, а тех, кто входит, просить молитв. Ты отлучался навсегда, разрешалось таких причащать только перед смертью. Если всю оставшуюся жизнь [за дверьми храма простоял]. Вот давайте мы сейчас все оттуда выйдем, поставим стражей, и там, в притворе, сможем только стоять. Многие ли останутся, кто в церковь будет ходить?

        Потому что для большинства людей ходить в церковь – чуть ли не подвиг. Поэтому и в церкви мы сталкиваемся со странным поведением. Эти так называемые христиане – а у всех крест на шее – готовы разорвать друг друга, здесь, внутри, в храме. И такое отношение везде. Везде, начиная от семьи и кончая работой, взаимоотношениями начальника и подчинённых. Везде царство халтуры: «А, потом! А, завтра!» Отношение к работе – лишь бы отпроситься и заняться собственными делами. От начала до конца. Это не христианство совсем. А человек утешается. Думает, если он в среду и пятницу ту же телятинку не кушает, то он уже христианин. Бесы вообще ничего не едят и не спят, а все трудятся непрестанно над тем, чтобы погубить душу человека.

        Благодаря Петру и Павлу, и прочим ученикам Христовым, до нас с вами донеслась Весть. Только благодаря тому, что эти люди согласны были умирать. Будучи неграмотными, нашли людей, которые могли бы записать слова Христа.
       А потом – потому что не было ни Интернета, ни книгопечатания – сотни и сотни переписчиков, из века в век всё это переводили, пока Гутенберг, а потом у нас Иван Фёдоров, не стали печатать. Так Слово Божие распространялось. А сколько было проповедников, которые каждое новое поколение оповещали о том, что есть Благая Весть, и всё новые и новые поколения веровали во Христа.
       А сейчас это оскудело – не без помощи, конечно, революции, потому что революция всегда несёт новую религию, другую. Сама революция происходит часто под знамёнами этих новых религий для того, чтобы обязательно уничтожить христианство.
       Слава Богу, Христос сказал: «Врата ада Церковь не одолеют» (Мф.16,18). Да, одолеть не смогут. Христос придёт раньше – судить этот мир, когда последние капли христианства в нём испарятся и не останется никаких следов, когда люди станут окончательно дикими зверями, которые готовы в сильный голод съесть собственных детей.

        Собственно, это и происходит во всём мире. Почему в семьях делают аборты? Это же пожирание собственных детей: они боятся, что дети их как-то объедят, ухудшат их жилищные условия. Убивают детей почему? Потому что дети наступают. От них надо предохраняться, как от врагов. И это в головах сидит, в сердцах. Люди пожирают самих себя. Это в сознании, в сердце.
        А если кто-то говорит против этого, так они злятся, они готовы бороться, они говорят, «это право у нас есть такое» – других людей, в частности, своих собственных детей, убивать. «Мой ребенок, хочу – убью». И всё, и пожалуйста, и бесплатненько тебе всё сделают. Не понимают, что это чистый сатанизм, ни один волк этого не сделает. Это невозможно себе представить, чтобы волк стал пожирать своих волчат. А у людей – пожалуйста.
        Потому что детей учат чему? «Жи-ши» пиши с буквой «и». Вот это считается важным. А убивать людей – это неважно. А потом слёзы льют про терроризм, борются с терроризмом, учения проводят: корабль плывёт, над ним самолёты летят – «Привет мальчишу!» Стреляют, палят, «война с терроризмом». Какая война с терроризмом? От террора умрёт десять человек, сотню покалечит. А тут убивают миллионами. Что с головой-то случилось? «Жи-ши» пишем с буквой «и»? Это важно?

        Христос пришёл, чтобы мы встали с головы на ноги, чтобы в наших поступках были добро и разум, чтобы в них была божественная логика, чтобы в нашей жизни был смысл. И эти великие вещи, самоочевидные для человека, который пришёл в норму, принесли нам словами Христовыми Пётр и Павел. Поэтому Церковь назначает даже пост перед апостольским праздником, показывая, сколь велика их заслуга. Все апостолы – это камни, положенные в фундамент того здания, которое есть Церковь Божия и которую Господь строит из всех нас.
        Этому зданию уже две тысячи лет. И каждый из нас может камнем быть твердым, хорошего качества, который постоит до последнего дня этой земли. А может быть трухой – тогда этот камень отбросят в сторону. Это уж зависит от нас, потому что камни-то – живые (1Пет.2,4-5).

        И вот если мы будем класть жизнь свою на то, чтобы здесь как-то получше попить, повкуснее поесть, подольше пожить, кого-то ещё обобрать за счёт обмана – тогда мы не будем участвовать в этом строительстве, в этом строительстве своего спасения, потому что Царствие Божие, как сказано в Писании, - это не пища и питие, а радость во Святом Духе (Рим.14,17).
        Понятно, чтобы пойти этим путём, нужно в это поверить. И вот тут-то, с этого-то всё и начинается: без веры невозможно угодить Богу. Если веры нет, то и Бога нет. Если веры нет, то и Церкви веры нет. Значит, нет веры в это здание, нет веры в это строительство, нет веры в то, что это строительство ведёт Сам Господь, Великий Художник и Архитектор. Нет ни во что веры.
        А почему так бывает, что у одного человека есть вера, а у другого нет, и от чего это зависит? Да очень просто. Это зависит исключительно от качества души. Если в человеке, в его сердце, есть способность любви к Богу, то такой человек может уверовать.

        Но вера от слышания (Рим.10,17). Всё равно кто-то должен ему об этом сказать, показать. И это должны сделать мы. Либо он должен прочитать, а перед этим должен кто-то книгу написать.
         И вот в этом апостольском труде каждый из нас должен поучаствовать. Иной говорит: «А я ни читать, ни писать не умею». Не умеешь – да. Ладно. Но ты можешь книгу купить и кому-то подарить. За свой счёт. И этот твой счёт и будет твоим вкладом. Каждый может внести свой вклад. Каждый.
        Только, опять, – сумеет ли? Потому что всегда необходимо принести какую-то жертву. Если не самого себя, всю свою жизнь, то хотя бы какую-то часть своего достояния, времени. Почему этот мир лежит во зле? Потому что мы такие худые христиане, больше ни почему.
        Если бы все мы были такие, как Пётр и Павел, мир бы весь был христианским. Это совершенно очевидно. Он бы не смог устоять. Кто может устоять перед любовью? Ни один не может. Человек только и нуждается в любви. В нашем собачьем мире только любовь может человека согреть и спасти. А от нас только собачий лай – и дома, и на работе, и на улице, и по отношению к друзьям, и к родственникам. И к маме, и к папе, и к дедушке, и к бабушке, и к детям, и к мужьям, и к жёнам. Только злобный собачий лай. Вот это очень печально.

        Поэтому будем смотреть на наших духовных предков Петра и Павла, и других святых апостолов, и подражать их святой жизни и их великому подвигу ради Христа".
        Да умножится в Церкви Христовой сила этого служения, молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

        Тропарь, глас 4-й
Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

        Кондак, глас 2-й
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

        Величание
Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия, и вся концы ко Христу приведшия.               
       
        Молитва святым первоверховным апостолам ПЕТРУ и ПАВЛУ

        О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии!
        Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
        О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас,
        да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите,
        да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради,
        да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего,
        Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

        СВЯТИИ СЛАВНИИ ПЕРВОВЕРХОВНИИ АПОСТОЛИ ПЕТРЕ И ПАВЛЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Вопросы, связанные с приемом поминовений, можно задать по телефону храма 8(963)7727270, или по адресу hram.dimitriy-donskoy@yandex.ru.

afisha-msk.ru