О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





Галина Николаевна Николаева

        Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн Предтеча был настолько велик, что Церковь празднует не только его кончину, но и:
        6 октября – зачатие,
        7 июля – рождество,
        11 сентября – усекновение главы,
        20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения,
        9 марта – первое и второе обретение его главы,
        7 июня – третье обретение его главы,
        25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.
   
                «И ты, младенец, наречешься пророком
                Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа».
                Евангелие от Луки, глава 1, стих 76
6809.jpg

       Пророк Иоанн Предтеча и Креститель Господень – после Божией Матери самый чтимый из людей святой. О нем Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

       На протяжении долгих тысячелетий человечество ожидало пришествия в мир Мессии, Сына Божиего. Но вот приблизилось исполнение обетования. Сын Божий должен был воплотиться и стать человеком, чтобы восстановить утраченный в грехопадении союз человека с Богом и открыть людям путь к вечной блаженной жизни.
       Но до этого великого события должно было произойти ещё одно – появление на свет человека, цель жизни которого — подготовить людей к принятию Христа. Этим человеком был святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.
       Иоанн Предтеча был по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа для своей важной миссии.

       Рождество Иоанна Предтечи праздник очень значимый и как часть немаловажная часть евангельской истории, и как яркий жизненный пример для каждого человека.
       Особое значение этого праздника подчеркивается повествованием апостола Луки, который с рождения Иоанна Предтечи начинает свой рассказ о событиях земной жизни Спасителя. Евангелист Лука, наибольшее внимание уделяющий историчности новозаветных событий, неслучайно излагает события рождества Иоанна Предтечи.

       «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета» (Лк. 1,5) - так с максимальной точность описывает евангелист историю жизни святой семьи родителей Иоанна Предтечи. Семья великого пророка была несчастна. Неплодная Елизавета, всем сердцем обращавшаяся к Богу за долгожданным сыном уже теряла всякую надежду, находясь в преклонных летах. Захария и Елисавета, супружеская чета, которая могла бы служить примером благочестия едва ли не для всех поколений, находилась в положении унижения и поношения со стороны своих соплеменников, считавших их неплодство наказанием Божиим за некие скрытые грехи. В этом проявлялся  великий подвиг Захарии и Елисаветы, полагавших свое упование на Бога и его милость. Недаром, прославляя Иоанна Предтечу в этот великий праздник, Православная Церковь особенно акцентирует наше внимание на неплодстве праведной Елисаветы: «Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое».

       Вот что говорит нам Евангелие о рождестве Иоанна Предтечи.
       Однажды, совершая богослужение в Иерусалимском храме, священник Захария увидел Ангела Господня.
       - Не бойся, Захария, - раздался голос Ангела, - ибо услышана молитва твоя: Елисавета родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Иоанн. Рождение его принесет радость всему народу Божьему, твой сын станет предшественником Христа Спасителя и будет приготовлять людей к Его пришествию.
       Великая радость охватила Захарию, но он все-таки засомневался в речах Посланника Божия и сказал:
       - Но могу ли я быть уверенным в том, что это сбудется? Ведь мы с женой уже очень старые люди.
       - Я - Гавриил, посланный Богом возвестить тебе волю Его! - отвечал Ангел. Ты не будешь иметь возможности говорить, за то, что не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. После этих слов Захария онемел.

       Беседа ангела и Захарии для нас - пример соотношения Божественного и человеческого. Как Христу, Спасителю мира было суждено родиться в Вифлеемской пещере, а не в царских чертогах, так и рождение его Предтечи произошло в семье, терпящей поношение от своих соплеменников. Вдумываясь в эти евангельские события, мы видим удивительную закономерность, отличающую право человеческой силы от справедливости божественного смотрения в нашем мире: безмерная, всемогущая сила Великого и Всесильного Бога, Творца вселенной, действует в немощных и слабых людях.
       То, что греховным человеческим сознанием может считаться признаком человеческой слабости, в глазах Сердцеведца Бога будет проявлением силы духа. И действие Божие, незримо совершающееся среди нас, вопреки всем ожиданиям и человеческому скепсису изменит мир и сделает слабых - сильными, а несчастных - счастливыми.

       Праведная Елисавета, по слову ангела, зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась от людей, пока ее не посетила Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость.
       В восьмой день по рождении Предтечи пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца – Захариею. Но мать младенца не соглашалась на то. По пророческому предвидению Елисавета настаивала, чтобы ее сына нарекли Иоанном (тем именем, которым повелел наречь его ангел). От своего мужа она не могла слышать об этом, – ибо Захария возвратился из храма в дом свой, имея как бы связанный язык, и не мог рассказать своей супруге, что он видел ангела, который благовестил ему о зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн.

       Тогда священники и родственники стали вопрошать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил дощечку и на ней написал: Иоанн имя ему (Лк.1:63). И тотчас же отверзлись уста Захарии и язык его разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя Бога.
       Господь соделал Елисавете великую милость – отнял у Нее "поношение безчадства". Так исполнились слова благовестника Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: жена твоя Елисавета родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются (Лк.1:13-14).

       Все те изумительные и чудесные события, о которых было сказано выше, происходили в Хевроне, в горнем граде колена Иудова, посреди нагорной страны. И все слышавшие об этих событиях много дивились и с недоумением думали: что будет младенец сей (Лк.1:66)?
       И рука Господня была с новорожденным, умножающая в нем действие благодати Божией и соблюдающая его от меча Ирода. Ибо о чудесном рождении Иоанна дошел слух и до Ирода, и он много дивился ему. Когда же родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме иудейском и с востока пришли волхвы [мудрецы] и расспрашивали о новорожденном Царе иудейском, тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, с повелением избить там всех детей мужского пола, вспомнил и об Иоанне, сыне Захарии, о котором он слышал много чудесного, и стал размышлять: "Не он ли будущий царь иудейский". Поэтому, он задумал убить и его, и с этой целью послал убийц в Хеврон, в дом Захарии. Однако посланные не нашли святого Иоанна.

       Когда начались в Вифлееме безбожные убийства детей, то глас и вопль, бывший в Вифлееме, дошел и до Хеврона, отстоявшего от города Давидова в недалеком расстоянии; при этом здесь узнали и о причине бывшего в Вифлееме плача.
       Святая Елисавета, взяв отрока Иоанна, тотчас же поспешно отправилась в высочайшие горы пустыни (в это время святой Захария находился в Иерусалиме, исполняя прилучившуюся чреду служения своего).
       Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его защитить их. И когда с высоты гор она увидела приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале: "Гора Божия! Приими матерь со чадом!" И тотчас расступилась гора, приняла Елисавету с Иоанном внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не найдя искомого, возвратились к пославшему их с пустыми руками.

       Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему: "Отдай мне сына твоего". Святой Захария ответил: "Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю". Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам. И пришли к нему воины, свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя и с яростью говорили священнику Божию: "Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего".
       Захария на это мужественно ответил: "Вы убьете тело мое. Господь же примет мою душу". И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (Мф.23:35). Пролитая кровь его, впитавшись, осталась на мраморе и сделалась как камень, во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.

       Между тем Елисавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, пребывала в расступившейся горе. В ней, по Божиему повелению, образовалась для них пещера; вблизи Нее явился источник и выросла финиковая пальма, полная плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево преклонялось, – когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось.
       По прошествии сорока дней после убиения Захарии, святая Елисавета преставилась в упомянутой пещере. С того времени святой Иоанн питаем был ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего израильскому народу. Иоанн рос в посте и молитве суровым аскетом-отшельником, носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед (Мк.1:10-16).
       Пустыня стала матерью и отцом тому, кому надлежало стать служителем Слова. И в безмолвии пустыни он готовился заговорить гласом Истины в пустыне людской. И кто как не Бог ангельским окормлением возрастил его, дал силу, мудрость и дерзновение пророка Илии.

       Когда ему исполнилось тридцать лет, громом прозвучало первое слово проповеди Иоанна: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.3,2). Грешнейшие из грешнейших, и вам ныне открывается путь ко спасению, к жизни. Только покайтесь. Он сурово обличал пороки иудейского общества и горячо призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии.
       И этим голосом по ангельскому обетованию сердца отцов возвратились детям, непокоривым и грешным вернулся образ мыслей праведников, и народ, забывший своего Бога, окаменевший сердцем, оттаял, заплакал о грехах своих, и в этих покаянных слезах совершилось крещение покаяния, которым падшее человечество было приготовлено к восприятию крещения Духом Святым.
       «Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень».

       "Сегодня, - говорит протоиерей Александр Шаргунов, - мы радостно празднуем вместе с праведными Захарией и Елизаветой, и всею Церковью день рождения младенца, предназначенного к исключительному служению Богу и людям. О Захарии и Елизавете в Евангелии сказано, что у них не было детей, и они были уже в летах преклонных. За этими краткими словами  великое страдание. В Ветхом Завете рождение ребенка было Божиим благословением. Более того, все иудеи надеялись стать отцом или матерью чаемого Мессии.
       Захария и Елизавета были благочестивы. И они знали примеры безплодного супружества в Священной истории: прежде всего Авраама и Сарры, родителей Исаака, а также Елканы и Анны, родителей Самуила. Елизавета должна была узнать себя в страданиях Анны. «Что ты плачешь? И отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?», - говорил ей любящий супруг. Но Анна была безутешна: «Господи, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и дашь мне дитя, то я отдам его Тебе на все дни жизни его» (1Цар.1,11). Бог вспомнил о ней, и она зачала сына.

       Такая же молитва не раз, наверное, исходила из уст Захарии и Елизаветы, но, как в случае с Авраамом, Бог, казалось, не слышал их. Бог никогда не спешит. Проходили годы, и надежда их ослабевала. До дня, когда Захария совершал торжественное служение в Храме, и ему явился один из начальников небесного воинства, сугубым образом участвующий в истории человечества - архангел Гавриил. «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются». Так Елизавета узнала радость держать на руках сына. Родители, друзья и соседи, которые собрались в этот день в ее доме, исполнились радости и страха от этого рождения.

       Святой Иоанн Предтеча - дитя от Бога, дар Божий, нечаянная радость, обретенная сверх надежды и ожидания. Сознаем ли мы, что всякий ребенок - дар Божий? Благодарим ли Бога за детей, которых Он нам дал? Для всех ли сегодня рождение ребенка - источник ожидания и радости? Прежде чем доставить нам утомление и заботы, новорожденный младенец - весь улыбка. Прежде чем стать трудной обязанностью, он просиявает для нас лучом, открывающим смысл жизни. И первый крик его при появлении на свет - молитва.
       Насколько желанным является сегодня рождение ребенка для большинства людей? Не слишком ли многие переживают его приход почти как несчастье? Не является ли он помехой тем, кто разрушает все наши планы?
       Не в нашей ли стране сегодня без конца говорят о небывалой демографической катастрофе? Каждый день мы переживаем невосполнимые утраты. Не нужны никакие войны, все идет как бы само собой, и слишком многие участвуют в этой кровопролитнейшей войне против собственного народа.
   
       Не трудно предсказать будущее страны, прирост населения которой непрестанно сокращается. Никакая нищета не может быть оправданием убийства еще не рожденных детей. Разве в Китае, в Африке, в Азии или в Закавказье живут намного богаче? Сколько молодых пар откладывают рождение ребенка на неопределенное будущее, чтобы было у них время пожить в свое удовольствие. Пока где-нибудь годам к сорока не увидят, как страшно не достает им в их позолоченной клетке пения этих птенцов, одним своим присутствием непрестанно славящих жизнь.
       Сколь многие сегодня сознательно отказываются от брака, чтобы избежать ответственности за семью. Средства массовой информации ведут настойчивую пропаганду свободного сожительства и случайных связей вместо брака. Хотя каждому ясно, что разрушение семьи - разрушение самой жизни. Одной из величайших трагедий для народа, для человечества является утрата понимания важности и величия рождения ребенка. Дети - благословение небес, дарованное земле. Может ли быть большая радость для семьи и для всего общества? Дети - земные ангелы Церкви.

       Что же происходит в доме Захарии и Елизаветы? Как только Елизавета родила, встал вопрос - каким именем назвать младенца. Все советуют назвать его Захарией, по отцу. Кажется, Захарии это должно было быть приятно. Но, несмотря на свою немоту, он отвергает это имя. С твердостью он просит дать ему дощечку, чтобы написать на ней имя, данное Ангелом - Иоанн. И тогда Господь возвращает ему дар слова. Иоанн на древнееврейском значит «Божие благоволение, Божия благодать».
       Мы знаем, что в Ветхом Завете наречение имени было исполнено глубокого смысла. Бог изменил имя «Аврам» на «Авраам», что означает «отец множества», имя «Иаков» на «Израиль», то есть «боровшийся с Богом, богоборец» (Это же имя в собирательном смысле носит весь израильский народ). Он дал Своему Сыну имя «Иисус» - «Спаситель». И не без причины сын Захарии получил имя «Божия благодать». Он - благодать для своих родителей, ибо Бог явил благоволение к их молитвам. Но он прежде всего тот, чье имя открывает, что приходит время, когда Бог явит благодать Своему народу.

       Сроки ожидания Мессии исполнились, и теперь Он осуществляет превечный замысел Воплощения. Имя Иоанн дает возможность тем, кто постигает его значение, понять, что Бог начинает говорить, и спасение приблизилось.
       Получая имя, Иоанн ясно призывается Богом для исключительного служения. Захария уже узнал об этом от Архангела. Он будет пророком, подобным Илии, оставившим столь глубокий след в памяти богоизбранного народа. Он будет Крестителем, который «возвратит сердца отцов детям и непокоривым образ мыслей праведников». Он будет Предтечей, «дабы представить Господу народ приготовленный».
       И он будет тем малым светом, который приведет к видению «Света истинного, просвещающего всякого человека, приходящего в мир.

       Подобно Иоанну Предтече, мы получили при крещении святое имя. Имя христианина. И наше призвание в том, чтобы следовать за Господом, Который показал нам самый прекрасный человеческий путь на земле. В очах Божиих мы, христиане, особые существа в мире. У каждого из нас свое служение и свое предназначение.
       Замысел Божий о нас не исполняется автоматически, но Господь оставляет нам нашу свободу. В этом смысле, наше имя может быть приглашением следовать по предназначенному нам пути, подобно тому, как Иоанн последовал по своему. Александр - ты будешь «защитник людей», Дария - ты «побеждающая», Евфросиния - ты «радость», Андрей - ты «мужественный».
       Как бы то ни было, мы должны исполнить свое призвание, и помочь нашим детям увидеть и осуществить замысел Божий о них. Будем внимательны к тому, чтобы не направить их по пути, который не их путь.
      
       Праздник Рождества святого Иоанна Предтечи - один из самых длинных дней года, вершина лета, хотя дни уже начинают идти на убыль. Иоанн - переход между двумя Заветами. Взоры многих устремлены на него, но он направляет всех ко Христу. Потому что он призван также умаляться, чтобы истинный свет - Христос  воссиял ровно через шесть месяцев после его рождения, и стал расти, подобно тому как растут дни после самых длинных зимних ночей.
       Надо чтобы каждый из нас, какое бы имя он ни носил, мог сказать сегодня со святым Иоанном Предтечей: «Мне должно умаляться, чтобы Христос мог расти во мне».
       Так Церковь Рождество Предтечи Господня ставит в один ряд с самыми главными событиями Священной Истории, указывая своим чадам молитвенника и заступника, того, кто во главе сонма всех святых и доныне взывает ко Господу о милосердном снисхождении к нам, грешным.
      
       Тропарь Иоанну Предтече (Рождество), глас 4
       Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя:  неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися  славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

       Кондак Рождеству Иоанна Предтечи, глас 3
       Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

       Величание пророку Иоанну Предтече
       Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

                Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну
               
       Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего.
       Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

       Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.
       Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи;
       обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоих начальник еси, крещением омываяй прародительный  грех, покаянием же очищаяй коегождо от дел скверных; очисти мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

                СВЯТЫЙ ВЕЛИКИЙ ИОАННЕ, ПРЕДТЕЧЕ ГОСПОДЕНЬ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru