О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





Галина Николаевна Николаева

b_600__16777215_00_images_108.jpg

         Не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской иконы Божией Матери. В память этих избавлений установлено празднование Владимирской иконе:
         21 мая/3июня по новому стилю – в память спасения Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году;
         23 июня/6 июля по новому стилю – в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году;
         26 августа/8 сентября по новому стилю – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

         Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".
         До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. Далее ее судьба связана с Россией. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону в дар великому князю Юрию Долгорукому. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили у Днепра, в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной княгини Ольги – Вышгороде. И был в том великий промысел Господа. В 1155 году князь Юрий Долгорукий отдал Вышгород во владение своему сыну князю Андрею. Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы.
         Но не по душе было благочестивому Андрею на юге Руси. С глубокой скорбью воспринимал он междоусобные распри князей, бесчинства их дружин, беззащитность населения и стремился в Суздальские земли, где в противовес шумному, беспокойному югу были тишина, покой и благочестие. И в сердце его все более и более возгоралась мужественная и решительная мысль — основать единую сильную княжескую державу на севере Руси с единой православной верой.

         «Видя чудес множество» от принесенной в Вышгород святой иконы Божией Матери, благоверный князь Андрей со слезами и любовью раскрывал свое сердце в горячей молитве перед чудотворной иконой Преблагословенной Владычицы,  и взывал сказать святую волю Свою и да благословит его.
         И Матерь Бога нашего услышала немолчный вопль Своего избранника и благословила его благое начинание. Пресвятая Богородица, «от иконы Своей милости нам источающая», видимым знамением указала волю Свою. В Вышгороде икона иногда возвышалась, поднималась, стояла на воздухе, иногда в храме «ношашеся сюду и сюду», обнаруживая стремление Божией Матери покинуть это место.
При нем же свершилось чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения.
      
         Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа.
         Тогда благоверный князь Андрей, взяв святую икону, как великое сокровище и благословение Божией Матери, тайно от всех со священником Микулицею (Николаем), диаконом Нестором и их семействами весной 1155 года выехал из Киева. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Многими чудесами и знамениями сопровождался путь иконы Царицы Небесной.
         Благочестивое предание, записанное позднейшими летописцами, сообщает, что благодать Божия была с ним. Едва путники вступили в пределы Ростово-Суздальского княжества, как от иконы Божией Матери начали совершаться чудеса, впоследствии записанные духовником князя Андрея «попом Микулицей» в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».

         Недалеко от реки Яузы, князь послал проводника проверить брод. Но как только проводник спешился с лошади, то стал увязать в илистом дне. Никто не мог ему помочь. Видя его неминуемую гибель, благоверный князь стал усердно молиться перед иконой: «Пресвятая Владычица наша Богородица, буду повинен в его смерти, если Ты не спасешь его». Тотчас человек смог выбраться из речной пучины и, вскочив на лошадь, добрался благополучно до берега. Князь, одарив его, отпустил домой.
         Переправившись через Яузу, проходили Рогожские поля. Супруга священника Николая, ехавшая с княжескими спутниками, сошла с повозки. В это время внезапно взбесившийся конь, сбросив с себя возницу, поломал ему ногу. Попадья же, оказавшаяся под копытами лошади, запутавшейся в одежде несчастной женщины, лежала замертво. Об этом рассказали самому священнику Николаю, и тот, обратившись к иконе Богоматери, воскликнул: «Госпожа, Пречистая Богородица Владычица, неужели не можешь избавить от смерти умершую?» Сейчас же конь высвободился, а женщину нашли живой, причем на теле ее не осталось и следов ударов копыт.

         Особая же благодать Матери Божией открылась неподалеку от Владимира, верстах в десяти вниз по течению реки Клязьмы. Святой князь Андрей намеревался поставить икону в Ростове, но по действию силы Божией обоз остановился. Лошади никак не шли дальше. Тогда лошадей переменили, но и новые не могли подвинуться с места. Благоверный князь Андрей счел это за тайное извещение Божие, «и зде благую волю Твою, Владычице, позна».
         Отслужили молебен перед чудотворной иконой. Князь и все присутствующие на коленях молились со слезами. И когда настала ночь, было чудное видение. Пресвятая Дева явилась с хартией и сказала благоверному князю Андрею: «Не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов. Поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокам».
         
         Благочестивый князь, призвав искусных иконописцев, велел написать им икону Богородицы в том молитвенном виде, в каком Она явилась ему. Боголюбивая икона была написана греческим письмом. На ней Богородица изображена во весь рост, со свитком в правой руке, левая обращена в молитве ко Спасителю, сам же князь изображен на ней в молитвенном предстоянии.
         Икона прославилась многими чудесами. Она стала называться Боголюбивой, а обитель и город — Боголюбово, сам князь — Боголюбским. В благодарность Пресвятой Богородице в 1155 году благоверный князь повелел украсить святую икону драгоценным окладом, а в память чудесного явления Ее в 1157 году установил ежегодное празднование в честь иконы 18 июня (1июля по новому стилю).
         Здесь икона Богоматери оставалась некоторое время до построения храма во Владимире.
      
         !5 мая 1157 года великий князь киевский Юрий Долгорукий умер и святой благоверный князь Андрей был избран и утвержден на Ростово-Суздальский княжеский стол, «зане бе любим всеми за премногую его добродетель, иже имяше прежде к Богу и ко всем сущим под Ним».
         Деятельность святого Андрея Боголюбского, как самостоятельного князя Ростово-Суздальской земли, весьма важна в историческом отношении: здесь он является начинателем нового государственного порядка, стоит у истоков русского централизованного государства.
         Но избранник старших городов Ростова и Суздаля святой Андрей не жил ни в том, ни в другом, потому что здесь княжеская власть ослаблялась значением веча и бояр. И стольным городом по внушению Пречистой Богородицы он избрал пригород — Владимир на Клязьме.
         Князь Андрей желал не только возвысить Владимир над старыми городами своего княжества, но и создать из него второй Киев.

         В 1158 году в похвалу и честь Пресвятаго имени Богородицы был заложен во Владимире Успенский собор по образу чудесного Киевского храма. Благоверный князь решил построить такой храм, «каких никогда не было на Руси и никогда не будет», чтобы все были поражены этим величественным селением славы Бога христианского и Его Пречистой Матери. Со всех земель Руси «приводе Бог мастеры», чтобы построить «свят храм Свой и дивен в правде». И через два года великолепно украшенный храм был сооружен и освящен.
         Успенский собор горел и блистал золотом. Верха — в золоте, двери церковные — в золоте, паникадила — золотые, серебро, жемчуг; он представлял из себя «светлость некую зрети». Он был живой проповедью о величии и славе Истинного в Троице славимого Бога.

         В этом великолепном храме благоверный князь Андрей поставил и главную святыню свою, ставшую отныне святыней всей Северной Руси, — чудотворную икону Божией Матери, и стала она называться Владимирской. Сама чудотворная икона была богато украшена окладом из золота, серебра с драгоценными камнями и крупным жемчугом. А на месте встречи при перенесении иконы из Боголюбова на берегу реки была построена церковь во имя Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской.
         Были насыпаны валы, расширен город и устроены стены, и новая столица засияла богатством и благолепием. С западной стороны были построены по примеру Киева и Константинополя Золотые ворота, с восточной — Серебряные, с северной — Медные, с южной — Волжские.
      
         В день поставления иконы Богоматери в соборе князь Андрей объявил себя единодержавным великим князем всея земли Русской, город Владимир провозгласил престольным городом, а Успенский собор стал главным храмом во всей Русской земле. На содержание храма святой Андрей дал от стад и торговых пошлин, одарил селами.
         Так, «имеяше в себе благодатное сокровище икону Твою Владимирскую, преуспеваше от силы в силу отечество наше». Владимирская икона Божией Матери стала великой национальной святыней на Руси, а святой Андрей Боголюбский явился основателем нового государства.
         
         И Матерь Божия внушила благочестивому князю строить монастыри, храмы и города как основу крепости, мощи, единства Руси. Началось просвещение Северной Руси. Там, где раньше полудикие племена занимались охотой и рыболовством да поклонялись бездушным истуканам, воссиял свет Христов, благовестие о Христе Иисусе разрушило тьму языческого нечестия. Появилось иконописание, открывались школы, при этом сохранялись древние благочестивые традиции Византии, Киевской Руси и устои православного бытия.
         Много чудес и знамений совершилось здесь от чудотворной Владимирской иконы. И сам князь Андрей скоро испытал силу благодатной помощи Богоматери своему народу и своему княжеству.
         В 1164 году была построена церковь Благовещения на Золотых воротах. Эти каменные ворота с московской стороны были важным оборонительным узлом в линии новых городских стен. Князь спешил завершить постройку к празднику, поэтому известь не успела засохнуть должным образом, и во время праздника, когда народ сошелся на торжество, петли, державшие ворота, вывалились из стены, и двенадцать человек были придавлены створками ворот. Услышав об этом, князь со слезами молился перед иконой, обвиняя себя в смерти несчастных. Но когда смогли поднять ворота, то увидели всех заваленных живыми и здоровыми.

         В этом году - год освящения Золотых ворот князь Андрей совершил поход на волжских болгар, взяв с собой по обычаю чудотворную икону Владимирскую. Перед сражением князь и все воины коленопреклоненно молились пред чудотворным образом Божией Матери, прося Ее быть им Покровом и Помощницей в предстоящей битве. Упование на Богоматерь не подвело князя Андрея. Укрепляемый силой Божией, он одним сражением рассеял болгар и далеко преследовал их.
         Возвращаясь из погони с конницею, он увидел, что его пехота стоит под княжеским стягом, вокруг победного знамени – Владимирской иконы. Князь Андрей и все воины с радостью вознесли хвалу и благодарение Царице Небесной.
         В тоже время все увидели, как свет исходит от икон Спасителя и Божией Матери и озаряет весь полк. В этот день одержал победу над сарацинами и греческий император Мануил, который также видел свет, исходящий от Креста Господня. В память о чудесах и славных победах, дарованных православным воинам благодатной помощью Божией, в этот день 1 августа (14 августа по н. ст.) было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

         В 1174 году благоверный князь Андрей Боголюбский был убит мятежниками. Тело его несколько дней лежало без погребения, а чернь, подстрекаемая убийцами, грабила Боголюбов и Владимир. Священник Николай, привезенный князем Андреем из Вышгорода, стал ходить по городу с Владимирской иконой Божией Матери – и мятеж утих. Владимирцы, любившие князя Андрея, позаботились о погребении и с честью похоронили его в соборном Владимирском храме.
         Святым благоверным великим князем Андреем было создано тридцать храмов. Память его Церковь празднует 4 июля /17 июля по новому стилю.   
      
         В 1237 году произошло событие, предопределившее более чем на два столетия дальнейший ход русской истории – нашествие татар.
         Захватив Рязань, Коломну и Москву, 3 февраля к стенам Владимира приступил хан Батый. Рано утром 7 февраля начался приступ, а к обеду город был взят. Бывшие в то время на Владимирском престоле князья Всеволод и Мстислав бежали с теми, кто мог. А в городе, во Владимирском Златоверхом соборе – последнем месте спасения от пожара и захватчиков – укрылись епископ Митрофан с княжеским семейством, боярами и прочими людьми. Татары зажгли собор и отбили двери. Многие погибли в огне, иные задохнулись от дыма, иные погибли от мечей врагов. Серебро, золото, драгоценные каменья, украшения икон и книг – все сделалось добычей варваров.

         И с чудотворной Владимирской иконы Богоматери был снят и похищен татарами ее драгоценный оклад. Но, к удивлению всех, сама икона нисколько не была повреждена ни от рук татар, ни от огня, уничтожившего храм. «Это было, замечает летописец, по благодати Божией Матери, неотъемлемой от Ее иконы, в уверение благочестия и на соблюдение земли Русской». После ухода татар Владимирским князем стал Ярослав. Он очистил и восстановил Владимирский собор, снова благолепно украсил чудотворную Владимирскую икону и поставил ее в храме на прежнем месте.
         Но время славы Владимира уже прошло. Надлежало исполниться пророчеству святителя Петра о Москве, что она взыдет на плечи врагов, если воздвигнется в ней храм в честь Божией Матери. И этот храм – Успенский собор – уже был воздвигнут, и Москва начала быстро возвышаться над всеми княжествами русскими. Но еще недоставало в ней славной Владимирской иконы Богоматери – чудного покрова и заступления земли Русской. И это вскоре исполнилось – икона была перенесена в Москву. И вновь, при самом перенесении иконы, Богоматерь явила Свою благодатную помощь нашему Отечеству. «Придите, Российские люди, – взывает Святая Церковь, – приидите верных собрания в сретение Царицы Богоотроковицы! Ибо грядет Царица Своим честным образом спасти град и люди от врагов безбожных без брани» (стихира службы).

         В 1395 году в пределы России вступил грозный монгольский завоеватель Тамерлан. Страшную угрозу представлял он для раздробленной Русской земли. Вот что летопись говорит о нем: Темир-Аксак (Тамерлан) был выходец из самых низших слоев общества. Зарабатывая себе на пропитание кузнечным ремеслом, он снискал репутацию злого и жестокого вора. Оказавшись отверженным от общества за свой образ жизни, Темир стал заниматься грабежом и разбоем. Еще обладая незначительными силами, он смог разбить 10-тысячное войско персидского полководца Карамандина.
         Несколько позже, когда численность его войска возросла до 150 тысяч, он огнем и мечом прошел Грецию. Победив союзников Турецкого царя Баозита и Сербского Стефана, захватил Дамаск и хотел идти к Иерусалиму.
         Но, услышав предание о том, что всякий покоривший Иерусалим бывает наказан от Бога, изменил планы и пошел дальше на Восток. Жестокость Тамерлана не знала границ. По его приказанию женщин и детей закапывали живыми в землю, мужчин бросали на растерзание диким зверям, умолявших о пощаде он топтал лошадьми, говоря: «Освободил несчастных от скорби и забот мира сего». На Востоке Тамерлан захватил Ассирию, Вавилон, Севастию, Армению, Китай. Он победил ордынских князей и захватил Сарай Великий и Великую Орду Тохтамыша.    Именно перед этой грозной силой оказалось Русское государство.

         Направляя путь свой к Москве, Тамерлан завладел Ельцом, вошел в княжество Рязанское и приближался к берегам Дона. При всеобщем унынии людей, ожидавших возвращения времен Батыя, великий князь Василий Дмитриевич повел свои войска для отражения сильного неприятеля и остановился за Коломною на берегу Оки. Между тем весь народ, устрашенный слухами о несметных полчищах и свирепости Тамерлана, усердно молился об избавлении от нашествия иноплеменных.
         Князь Василий, не надеясь на свои войска, решил прибегнуть к всесильной помощи Божией Матери. Он писал из Коломны митрополиту Киприану, чтобы тот послал во Владимир за чудотворной иконой Богоматери. Святитель Киприан и сам думал о перенесении Владимирской иконы в Москву и приказание князя принял за знак благоволения Царицы Небесной о перенесении Ее иконы.

         Немедленно отправил он во Владимир почетное духовенство Московского Успенского собора. Наступивший перед праздником Успения пост был посвящен самым усердным молитвам и покаянию. Сам митрополит почти не выходил из церкви, каждый день совершал Божественную литургию, приносил слезные молитвы за князя и его воинов. Отправленное во Владимир духовенство 15 августа (ст. ст.) после литургии и молебна приняло на свои руки чудотворную икону, и священное шествие отправилось в Москву.
         Горестно  провожали владимирцы любимый ими образ: «Куда Ты отходишь от нас, Владычица? Оставляешь нас сиротами, отвращаешь от нас лицо Свое?» Чрез десять дней крестный ход с чудотворной иконой Богоматери приблизился к стенам Москвы. Весь народ, от мала до велика, вышел в сретение Владимирской иконы.
         Все, преклонив колена, слезно взывали к Царице Небесной: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Митрополит, епископы и все духовенство столицы, в сопровождении великокняжеского семейства, бояр и народа, торжественно встретили святыню за городом около церкви преподобной Марии Египетской. «Во всем множестве народа, – говорит летописец, – нельзя было видеть человека, который бы не плакал и не воссылал с упованием молений ко Пресвятой Богородице».

         И молитва веры была услышана. В тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, как пишут летописцы, Тамерлан дремал в своем шатре и вдруг увидел необычный сон. С вершины большой горы к нему спускались многие святители с золотыми жезлами в руках. Над ними в лучезарном сиянии явилась некая Жена, благолепия и величия неописанного, окруженная множеством небес­ных воинов. Она молилась с простертыми вверх руками и потом, обратив взор на Тамерлана, грозно повелела ему оставить пределы Русской земли. В то же время по Ее повелению устремились на Тамерлана молниеносные воины, окружавшие Царицу Небесную.
         В страхе проснувшись, Тамерлан созвал своих воена­чальников и рассказал им свое видение, спрашивая, что значит этот ужасный сон? «Эта величественная Жена, – говорили они, – должно быть Мать Бога Христианского, и Она, конечно, намерена теперь помочь им, потому что они почитают Ее своею Заступницей». «И мы не одолеем их, – сказал монгольский хан, – ибо, если одного только из предстоящих Ей пошлет, он победит нас», – и велел войскам своим идти обратно из пределов Руси, к удивлению русских и самих татар.
         С невыразимой радостью приняли в Москве известие об удалении Тамерлана. «Не наши воеводы прогнали его, не наши воинства устрашили его, но сила невидимая послала на него страх и трепет. Гневом Божиим гонимый, он удалился из земли Русской» – так повествует нам о событиях 1395 года «Повесть на сретение чудотворного образа Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

        В память чудесного заступления Пресвятой Богородицы решено было па месте сретения Владимирской иконы поставить Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября) повсеместно праздновать как день избавления России от страшного врага. В этот день установлено было также совершать крестный ход с иконой Богоматери от Успенского собора до Сретенского монастыря. В Сретенском монастыре есть замечательное полотно встречи иконы в Москве.
        После установления на Москве крестного хода древко иконы было обрезано, а поля расширены. В 1408 году князь Василий Дмитриевич приказал украсить росписью и Владимирский Златоверхий храм. Работа была поручена великим иконописцам – преподобному Андрею Рублеву и Даниилу Черному. С чудотворной Владимирской иконы была сделана копия, которую поставили во Владимирском соборе. Эта икона также прославилась многими чудесами и глубоко чтима народом.

         В 1408 году неожиданно подступил к Москве хан Едигей. Князь уехал в Кострому собирать войска. Жители Москвы, не ожидая помощи от людей, усердно молились пред чудотворной Владимирской иконой Богоматери: «Милосердая Владычице, Заступница наша неотступная! Не предай нас в руки врагов наших, но избави нас, на Тебя уповающих». И Едигей, так и не начав осады Москвы, получив весть о возмущении в Орде, поспешно удалился от Москвы, взяв с нее откуп.

         В 1451 году подступил к Москве ногайский царевич Мазовша с войсками отца своего Седи-Ахмета. Великий князь оставил столицу и отправился собирать войско. Подойдя к Москве, татары зажгли посады и начали приступ. Время было сухое и жаркое, ветер нес густые облака дыма и пепла прямо на Кремль. Русские воины, стоявшие на его стенах, задыхались от дыма. Под зноем этого страшного пожара, в облаках дыма, святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города.
         Увидев инока Чудовского монастыря Антония, известного святостью жизни, святитель сказал ему: «Антоний! Моли прилежнее Бога об избавлении града». Антоний отвечал: «Ты великий архиерей Божий, и твоей молитвы не презрит Богоматерь, скорая Помощница наша. Она уже умолила Сына Своего спасти град».

         Едва он успел сказать это, как, пронзенный татарскою стрелою, пал мертвый к ногам святителя. Была сделана вылазка, и войска бились с татарами до ночи. Ночью ждали нового приступа, готовили на стенах пушки, самострелы, пищали. Но взошло солнце, и москвичи увидели, что враг отступил от стен Москвы. И лагерь осаждающих также был пуст. Мазовша ушел ночью, взяв с собою только легкие повозки, а все тяжелое оставив в добычу осажденным.
         Татары, по сказанию летописца, услышав вдали необыкновенный шум, вообразили, что великий князь идет на них с сильным войском, и в сильном замешательстве устремились в бегство. Великий князь, узнав о чудесном спасении города, исповедал пред всеми, что Сама Царица Небесная обратила в бегство врагов. Вернувшись в столицу, он поспешил в храм Богоматери к славной иконе Владимирской и со слезами славил Заступницу Москвы.

         Через восемь лет после нашествия Мазовши ополчился на Москву его отец Седи-Ахмет. Он хвалился покорить всю Русь. Но сын великого князя Иоанн прогнал его войско из Русских пределов. И эта победа была одержана благодаря чудесному заступлению Богоматери. Узнав об изгнании татар, святитель Иона распорядился устроить в Успенском соборе придел Похвалы Пресвятой Богородицы. Упование святителя на милость Богоматери к Руси было так велико, что он говорил о скором торжестве над Ордою, и сам вместе с соименным ему архипастырем Новгородским молился об окончательном избавлении Руси от татарского ига.
         Недолго пришлось дожидаться исполнения молитв великого святителя.
В 1480 году двинулся на Россию, грозя разорить ее, хан Ахмат. С 1478 года Русское государство, хотя и было должником Орды, но дани не платило. Именно за этой данью и пришли войска Казанского, Крымского и Астраханского ханств, объединенные Золотой Ордой.
         
         Расставив свои войска в Коломне, Серпухове, Тарусе и в других местах по берегу Оки, великий князь Иоанн III направился в Москву «ко Всемилостивому Спасу, Госпоже Богородице и к святым чудотворцам, прося помощи и заступления православному воинству», – говорит Воскресенская летопись.
         Великий князь Иоанн решился дать отпор в открытой битве. Русские войска стали против татарских, их разделяла только река Угра, которую русские называли поясом Богоматери, охраняющим Московские владения. Теперь этот пояс действительно охранял владения Москвы от вторжения Ахмата.
         Две недели татары не переходили Угры, грозя, что дождутся зимы и перейдут реку по льду. Наступили морозы, Угра начала покрываться льдом, и Иоанн велел своим войскам отступить. Войска оробели, думая, что Иоанн страшится и не хочет битвы, и полки не отступали, а бежали от неприятеля.
         
         Татарам оставалось только ударить в тыл русским. Но, по свидетельству летописцев, случилось чудо: татары, видя берег Угры, оставленный россиянами, вообразили, что они манят их в сети и вызывают на бой, приготовив засады. Объятый странным ужасом хан поспешил удалиться. Было удивительное зрелище: два воинства бежали друг от друга, никем не гонимые. Наконец русские войска остановились, но Ахмат ушел в свои пределы, не причинив России зла.
         В этом бегстве Ахмата летописцы славят единственно помощь Божию и говорят: «Да не хвалятся легкомысленные страхом их оружия! Нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». Великий князь и весь народ благочестиво и достойно приписали страх, обративший татар в бегство, невидимому заступлению Богоматери. В память об этом избавлении Москвы установлено было празднование Владимирской иконе Божией Матери 23 июня (6 июля).
      
          В 1514 году Владимирская икона Божией Матери была обновлена и украшена. Сам митрополит Варлаам участвовал в обновлении иконы. Как сообщает нам Софийская летопись, по распоряжению великого князя для иконы был сделан киот, украшенный серебром и золотом. В память этого события был установлен крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь 21 мая (3 июня).
          Много чудес было от чудотворного образа Богоматери в славном Владимире, но еще большие чудеса явлены были в Москве. О некоторых из них нам известно из повестей, составленных по благословению Макария, митрополита Московского.
          В 1521 году, возглавляемые ханом Махмет-Гиреем крымские, ногайские и казанские татары вторглись в Московские пределы, и с такою быстротою, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести свои войска на берега Оки, чтобы удержать стремление врагов. Победив русские заслоны, татары предали огню все селения от Нижнего Новгорода до Москвы и захватили в плен огромное число жителей. Татары издевались над пленными, оскверняли святыни. 29 июля Махмет-Гирей, среди облаков дыма, под зарево пылающих деревень, приступил к стенам Москвы. Улицы города были переполнены беженцами, все искали спасения в Кремле, толпились в воротах, теснили друг друга.

          Великий князь отступил к Волоку собирать войска. Все предвещало самую жалкую участь городу и его жителям. Митрополит Варлаам со всем народом усердно молился о спасении Москвы. Вместе со всеми возносил свои молитвы к Богу и блаженный старец Василий.
          Когда ночью он со слезами молился у дверей Соборной церкви Успения, то внезапно услышал внутри храма сильный шум, и вместе с тем представилось ему, что двери храма открылись и бывшая в храме чудотворная икона Богоматери Владимирская поднялась со своего места, и от иконы послышался глас: «За грехи людей выйду из города с Российскими святителями и чудотворцами», и с этим гласом вся церковь наполнилась пламенем, который потом мгновенно исчез.

         И открыл Господь Своему угоднику, что вернет Он Свою милость людям лишь по молитвам Пречистой Своей Матери. В это же время в кремлевском Вознесенском монастыре благочестивой слепой инокине открылось продолжение этого видения. Услышала она большой шум и страшный вихрь и звон и оказалась как бы вне стен Кремля. И увидела, что из Кремля идет сонм святителей и других мужей в священных одеждах, несущих Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. Шествие имело вид крестного хода. Среди идущих можно было узнать великих святителей Московских Петра, Алексия, Иону и других святителей.

         В то время, как шествие выходило из ворот Кремлевских, навстречу им вышел великий угодник Божий преподобный Сергий, а с другой стороны подошел преподобный Варлаам Хутынский. Оба они припали к ногам святителей и спрашивали их: «Зачем идут они вон из города и на кого оставляют его в настоящее нашествие врагов?» Святители со слезами отвечали: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби: Бог же не только повелел нам выйти из города, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий, поэтому попустил Господь прийти этому варварскому народу, чтобы люди через покаяние возвратились к Богу».
         Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они своим ходатайством умилостивили правосудие Божие, и вместе с ними начали молебен, произнесли молитву ко Пресвятой Богоматери, и по совершении отпуста, осенив город крестообразно, все возвратились в Кремль с чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Это видение было открыто еще двум вдовам, Евдокии и Иулиании, жившим подле Кремлевских ворот, и одной родственнице царского казначея Ивана Третьякова.

         Опасность, угрожавшая Москве от Махмет-Гирея, действительно была устранена. Казанский хан отступил от Москвы, не причинив городу вреда. Летописцы повествуют, что татары хотели выжечь московские посады, но увидели вокруг города огромное русское войско и с ужасом известили о том хана. Хан не поверил и послал других удостовериться в справедливости донесения. И увидели еще большее воинство и донесли ему. Тогда хан в третий раз послал кого-то из своих ближних узнать истину. Тот в страхе вернулся и сказал хану: «О царь, что ждешь? Бежим, огромное русское войско идет на нас от Москвы, если не убежим, то все погибнем».
         И татары побежали от Москвы. Все это было записано по повелению митрополита Макария. Чудесное видение, устрашившее врагов, несомненно, было следствием заступления Божией Матери, неоднократно и в прежние времена спасавшей столицу Русского царства. В память о событиях 1521 года, с крестным ходом 21 мая (3 июня), установленным в 1514 году, соединили воспоминание о спасении Москвы от Махмет-Гирея.
         «Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, – воспевает Святая Церковь Владимирскую икону Божией Матери. – Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и все грады и страны христианские невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко милосерд» (тропарь Владимирской иконе).

         Часто прибегал к всесильной помощи Богоматери и царь Иван Васильевич Грозный. В 1541 году хан Крымский Саин-Гирей напал на Россию. Одновременно с ним в пределы нашего отечества вторгся и царь Казанский Сафа-Гирей. Русские трепетали. Юный Иоанн, отправляясь в поход против крымцев, пошел в Соборный Успенский храм и, пав на колена пред Владимирской иконою Богоматери, со слезами молился, прося помощи и заступления от нашествия врагов. Молитва царя была услышана, и отечество спасено. Сафа-Гирей был отражен, а Саин-Гирей бежал от полков Иоанновых.

         Во время сильного пожара Москвы, в 1547 году митрополит Макарий молился в Соборном храме Успения. Кругом все было уже объято огнем, митрополита силою вывели оттуда. Икона Богоматери, писанная святителем Петром, была вынесена, но, когда хотели вынести и Владимирскую икону, то не могли двинуть ее с места. «Сама Богоматерь, – говорит летописец, сохраняла и соблюдала не только Свой образ, но и всю Церковь, и весь мир, покрывая и защищая его».
         Чудное видение открыло покровительство Богоматери Своему храму и городу. В Москве был один новокрещеный татарин. Во время пожара, когда огонь охватил почти весь город и пламя с вихрем носилось по улицам, он едва спасся за городом. Отсюда смотрел он на пожар и вдруг увидел: над Соборным Успенским храмом стоит Жена в светозарном одеянии и молится как бы утишает ярость носящегося пламени. Новопросвещенный указал на это стоявшим вблизи, и многие за город, и ризами Своими как из них сподобились видеть это явление Богоматери. «И таким Ее милостивым заступлением, –продолжает летописец, – гнев Божий начал утоляться, пламя утихать, огонь не коснулся больше ничего, и пожар кончился».

         Это лишь несколько случаев чудесной благодатной помощи Царицы Небесной граду Москве и всему нашему Отечеству, которые описываются в повестях митрополита Макария. И в более поздние времена не оставила Матерь Божия уповающих на Ее заступление и помощь.

         После кончины царя Феодора Борисовича наступило на Руси Смутное время. При поддержке польского короля Сигизмунда Москву заняли войска Лжедмитрия. Самозванцу нужно было низложить еще и Патриарха Иова. Вооруженные люди ворвались в храм Успения, когда Патриарх совершал здесь Божественную литургию. Они схватили его и стали срывать с него святительские одежды.
         Тогда Иов, сняв с себя панагию и положив ее к образу Владимирской Богоматери, сказал: «Здесь, перед этой святой иконой, я был удостоен сана архиерейского и 19 лет хранил целость веры, ныне вижу бедствие Церкви, торжество обмана и ереси. Матерь Божия, спаси Православие!» И Матерь Божия спасла Православие. Не прошло и года после воцарения Самозванца, как князь Василий Шуйский молился перед этой святой иконой, собираясь ниспровергнуть царство обмана и ереси. Самозванец был низвержен и убит.

         Воцарился Шуйский, но и он не мог удержать на голове своей венца Мономахова. Москвою овладели поляки. Первое ополчение для спасения Москвы было безуспешно. И вот по молитвам святых угодников Божиих и Святейшего Патриарха Ермогена, вдохновившего своими посланиями освободительное движение народа и принявшего за это мученическую кончину от рук поляков, в Нижнем Новгороде сформировалось второе ополчение. «Станем за святую Русь и за дом Богоматери».
         Так называли русские Московский Успенский собор, где стояла Владимирская икона Божией Матери. Вскоре новое ополчение приступило к Москве. Однако и это новое усилие верных сынов отечества могло остаться тщетным: войска не имели средств к содержанию, не имели исправного вооружения; в воинах и военачальниках не было согласия и единодушия, а к полякам спешила помощь.
         Но когда исчерпались человеческие усилия, Божия помощь обнаружилась во всей непререкаемой очевидности. В это время в осажденной Москве, в тяжком плену, томился один из великих русских иерархов, архиепископ Галасунский Арсений. Во время 19-месячного пребывания в Кремле поляков и литовцев, не щадивших святынь, он сохранял от поругания Владимирскую икону Богоматери. Пред нею изливал он скорбь свою о бедствиях России, пред нею молился о спасении Руси. И он-то избран был служить вестником Божия милосердия к нашему Отечеству.
         
         В ночном видении он увидел пред собою преподобного Сергия, который сказал ему: «Арсений! Ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение этого пророчества, к Арсению, страдавшему тяжелыми недугами, возвратилось былое здравие и крепость сил.   
         Радостная весть об этом начала переходить из уст в уста, проникла за стены Кремля в стан русских воинов, и воспламенила их непреодолимым мужеством. Дерзая о имени Божием и Богоматери, они устремились на приступ и захватили Кремль.
         В следующий воскресный день войска торжественно вступили в освобожденный Кремль, и навстречу им, с Владимирскою иконою Божией Матери, вышел чудесно исцелившийся святитель Арсений. Увидев чудотворную икону, воины не могли удержать слез, с радостью смотрели на Лик Богоматери, как на живое изображение Взбранной Воеводы, благодатным заступлением Которой была одержана победа. Как пишут летописцы, все плакали, молились, и каждый стремился освятить себя прикосновением к чудотворной иконе Богоматери.

         XIX век принес новые испытания России. Когда войска Наполеона приблизились к Москве, перед иконой приносили молитвы с упованием на заступничество Богоматери. В 1812 году праздник Сретения иконы 26 августа/ 8 сентября по нов.ст. совпал с днем Бородинской битвы. По этому случаю был крестный ход с чудотворной Владимирской и другими чтимыми образами вокруг стен Китай-города и Белого города. Когда решено было сдать Москву, то по указу императора Владимирскую икону, вместе с Иверской и Смоленской, в ночь с 1 на 2 сентября отправили во Владимир. Во время пребывания иконы во Владимире с ней ежедневно совершался крестный ход вокруг города. 10 октября из Владимира иконы перевезли в Муром. Через неделю получили известие об освобождении столицы, и 20 октября после торжественного богослужения иконы были отправлены в Москву.

         Во все времена русские люди своим благоговением к этому образу выражали и выражают свою благодарность Божией Матери за благодеяния, полученные чрез Ее святую икону. При избрании на Московскую кафедру имена кандидатов, запечатанные в панагиарь, ставились в киот Владимирской Богоматери: «Кого изволит избрать Она Сама». После молебна один из жребиев вынимался и оглашался народу. Так, во время Поместного Собора 5 (18) ноября 1917 года затворник Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий вынул жребий святителя Тихона, возведение которого на Патриарший престол состоялась 21 ноября (4 декабря) того же года. Ради этого великого события Владимирская икона была на время перенесена из Успенского собора Московского Кремля в Храм Христа Спасителя.
         
         Поместный Собор Русской Церкви был последним значительным событием церковной жизни России перед началом тяжелых испытаний для Православной Церкви и всего народа. Шел 1917 год. Новая власть начала борьбу с Православием. Эта борьба происходила и в сердцах людей, насаждалось новое отношение к святыням. Многие из них уничтожались, другие, имеющие культурную или историческую ценность, ставились в один ряд с предметами искусства, отделенного от Церкви.
         В 1926 году Владимирскую икону Божией матери передали в Государственный исторический музей, где она и находилась до 1930 года, когда ее перевезли в Государственную Третьяковскую галерею.

         В годы Великой Отечественной войны чудотворные Владимирская и Донская иконы Богоматери были вывезены в Новосибирск вместе со всеми произведениями фонда Третьяковской галереи. Таким образом, Промысел Божий хранил эти святыни для будущих поколений верующих, потому что спустя некоторое время после эвакуации несколько залов экспозиции были серьезно повреждены немецкими бомбами.

         Празднование 1000-летия Крещения Руси вновь повернуло культурную и политическую жизнь лицом к Церкви. Это проявилось в осенние трагические дни 1993 года, когда наша страна переживала один из самых сильных политических кризисов, который мог вполне перерасти в гражданскую войну. В те дни Святейший Патриарх Алексий II обращался к противоборствующим сторонам и ко всем соотечественникам:
         «Россия на краю пропасти. Сегодня может распасться Русская держава. Слезно прошу не допустить кровопролития. Одна выпущенная пуля может привести к катастрофе, кровавое эхо которой прокатится по всей стране. Всех христиан прошу молиться о спасении России. Пусть и те, кто ни разу в жизни не обращался к Богу, обратятся ныне к Нему. Гнев Божий пролился на Россию. Прошу всех, кто держит в руках оружие: будьте милосердны к ближним своим! Не позволяйте духу ненависти лишить вас разума!»
         
         В особо тяжелые дни кризиса, по прошению Святейшего Патриарха Алексия II, из Третьяковской галереи в Богоявленский кафедральный собор перенесли Владимирскую икону Богоматери. После совершения литургии Святейший Патриарх в сослужении членов Священного Синода совершил молебен перед чудотворной иконой: «Матерь Божия! Заступница наша! Ты никогда не оставляла Россию и всегда спасала народ наш. Не оставь нас и ныне. Смиренно прибегаем к Тебе: умоли Бога и Сына Твоего, да помилует и спасет Русь».
         На следующий день произошло вооруженное столкновение у Белого Дома. Но на этом кризис закончился, и лишь благодаря заступничеству Царицы Небесной это противостояние не перешло в крупномасштабную гражданскую войну.

         После этих событий власти разрешили совершение богослужений перед чудотворной Владимирской иконой. В день памяти Владимирской иконы Божией Матери святыню переносили в Успенский собор Московского Кремля на Патриаршее Богослужение. В 600-ю годовщину перенесения чудотворного образа в Москву состоялся торжественный крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь.
         В сентябре 1999 года образ Пречистой был перенесен в храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где находится и поныне, и где верующие имеют возможность поклониться этой великой святыне и испросить пред нею молитв и заступления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

         «Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».
         
         Тропарь, глас 4-й
         Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады, и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

         Кондак, глас 8-й
         Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

         Величание
         Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
      
                Молитва пред иконою Божией Матери «ВЛАДИМИРСКАЯ»

         О Всемилостивая Госпоже, Богородице, Небесная Царице, всемощная Заступнице, непостыдное наше упование! Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе, бывших, отдревле и доднесь от чудотворныя иконы Твоея, явленных.
      
         И ныне, Преблагая Владчице, призри на ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христ Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла и сохранитися царствующим градом, всякому граду и веси, и всей стране нашей, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани.
      
         Сохрани и умудри пастырей Церкве, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины, укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, Иже во власти суть; низпосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред Престолом Всевышняго, идеже предстоиши.
      
         К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем: молитвами Твоими низпосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых.
      
         Вразуми и научи ны, о Всемилостивая Заступнице, путь земнаго сего; жития; безгрешно прейти. Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши: темже даруй нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша.
         Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспяние.
         Избави же нас от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя.
         
         Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся: умилосердися на ны и помилуй ны, в Страшный же день Суда; ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего,
         Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

             ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС, ПОМИЛУЙ ЗЕМЛЮ РУССКУЮ.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru