О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





       Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю (Воскресение) по Пятидесятнице.
6456.jpg

       «Вы — соль земли, вы — свет мира», - говорит Христос Своим ученикам в Евангелии. Святые — это соль земли, смысл ее существования. Земля должна приносить от себя угодные Богу плоды — то есть святых.
       Об этом говорят многие притчи Спасителя — например, о злых виноградарях и о безплодной смоковнице. Из этих притчей следует, что святые есть тот плод, ради которого и существует земля. Каждый христианский православный народ приносит от себя Богу эти плоды святости и праведности. Среди них и русский народ, Русская Церковь уже тысячу лет приносит Богу такие плоды.
       В Евангелии также есть известная притча о сеятеле, который сеял семена в разных местах: при дороге, в каменистую почву, в терние и, наконец, на добрую землю. Притча эта показывает, как принимает Евангельское слово сердце каждого человека, сердца разных людей. Но можно эту притчу приложить и к целым народам: каждый народ может быть отнесен к какому-то одному из этих четырех типов.

       Несомненно, что Евангельское слово, посеянное в сердце русского народа тысячу лет назад, попало на добрую почву. Русский народ принял Евангельскую весть всем сердцем, отдал Христу святое святых своей души и принес Ему изобильные неземные плоды праведности и святости. В богослужебной минее перечень одних только имен русских святых занимает около тридцати страниц, и, конечно, еще несравненно больше святых не перечислено в этом списке, но имена их известны одному лишь Господу Богу.
       С Крещения Руси вообще начинается история Руси и история русской культуры. Русь называли святой, и высшим идеалом для нее всегда были праведность и святость.
       "Люби ближнего своего, как самого себя – в этом весь закон и пророки" (Мф.22,39-40). Как просто слово Божие, как благо, но скольких жертв и трудов требуется, чтобы воплотить его в жизнь. 1000-летняя история Руси показала всему миру, что только этим можно жить и только это слово родит к жизни, и вскармливает, и выращивает, и хранит. Хранит и нас Господь, пока мы храним слово жизни – любовь.

       А с чего началось, что пережито, как развивалась история и кто был первым на этом нелегком пути, ведущем по жизни и в Жизнь Вечную? Трудно охватить все, но основное надо вспомнить.
       Первый век – Христос, Сын Божий, пришел в мир и в течение всего трех лет Своей жизнью и словом являл миру новые, неслыханные доселе, моральные и духовные ценности. Гимн любви! Любовь – даже до смерти! Любовь – к врагам!
       И кто может это услышать, кто может воспринять? Двенадцать человек, двенадцать апостолов, и среди них Андрей – Первозванный. Вдумайтесь, только двенадцать человек! Но воистину – Сын Божий явился в мир. Ибо от одного, и притом Умершего и Воскресшего, родилось то, что потрясло и изменило целый мир.
       Христос умер и воскрес, а двенадцать безвестных, неведомых учеников Его пошли в мир и понесли искры новой веры и учения.

       К росским племенам дошел самовидец Христа – апостол Андрей. Водрузил на Киевских горах крест и благодатию Святого Духа сказал слово сильное и неложное: "На этих горах воссияет благодать Божия".
       Апостол Андрей сказал слово – семя посеял. Но сколько времени трудился Господь, чтобы семя прозябло, трудился Сам, неведомо и незримо, во мраке языческого жестокого мира, среди избранных людей. Об этом молчит история. Мы же видим, что лишь в X веке вдруг, как всплеск, является миру – опять первый – равноапостольный князь Владимир.
       Теперь мы говорим, что он святой, и теперь на Киевских горах стоит памятник ему. С крестом в руках взирает он на Русь и на плоды своих трудов. Но тогда, 1000 лет назад, – князь-язычник, достигший в жизни предела всех земных наслаждений, безудержный и грубый во всем, сын ада, если мерить христианскими понятиями. Словно он один вобрал в себя все прошлое Руси. Его восхождение к вершинам власти связано с убийством родного брата. Как бы мог он сам перевоплотиться в нового человека?

       Но достиг его Христос. И он не стал советоваться со своей разнузданной плотью, но повернулся ко Христу и отдал Ему сердце, и всех своих позвал за собой. Жестко и решительно слово князя: "Кто не придет креститься, тот не друг мне". И пошли верные за своим князем, поверив его избранию, поняв разницу между Перуном-богом, требовавшим кровавых жертв, и Христом – Богом любви ко всем людям.
       Разумеется, человеческая природа сразу не могла измениться. Люди оставались людьми со всеми присущими им достоинствами и недостатками, но заповеди Божии уже звучали в них и связывали грех, еще живущий в сердцах, и вели к нравственному возрождению.
       "Без Мене не можете творити ничесоже",– сказал Господь (Ин15,5). Сколько племен и народов ушли в небытие, а россы, вскормленные благодатию Святого Духа, данного Господом им как дар в Святом Крещении, стали Великой Русью. Великие ценности дара Божия Русь приняла не формально, но потрудилась, пленивши ум и сердце заповедям Божиим.

       Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем дурным, со всем тем, что приковывает к земле. А живой пример князя Владимира, в котором все увидели чудо преображения великого грешника в праведника, призвал к жизни целый великий народ. И святой князь Владимир, прославленный этим чудом, стоит у истоков христианской Руси.
       И по сей день завещание святого князя своим детям, а значит и нам, ведет по жизни и в Жизнь Вечную. Только приими, только живи им, только поверь, тем более что все уже подтверждено самой прожитой более 1000-летней жизнью.
       Нам говорит святой креститель Руси: "Мы, люди, грешны и смертны, и если кто сотворит нам зло, то мы хотим его поглотить и скорее пролить кровь его. А Господь наш, владея и жизнью, и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь... Как отец, чадо любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею".

       Владимир Красное Солнышко – так назвал русский народ своего духовного родоначальника. И в этой оценке все: и признание, и благодарность за дарованное тепло, за радость и саму жизнь.
       В X веке от угодника Божия и государственного мужа началась новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. И если проследить жизнь русского народа от Святого Крещения и доныне, то увидим, что шла Русь путем, который определил ей дух и пример ее крестителя.
       Поколение за поколением рождалось на Русской земле и, вставая перед выбором одного из двух царств, избирало Царство Небесное. И жило им, и уходило, оставляя потомству уроки своего жизненного пути в святых своих.
       Сегодня, когда мы вспоминаем всех святых, в Земле Русской просиявших, мы поражаемся многообразию их подвигов. Среди них – могущественные правители и рядовые монахи, просветители народов и основатели монастырей, церковные иерархи и неграмотные крестьяне, женщины-домохозяйки и младенцы-мученики.

       Благоверный князь Александр Невский, с оружием в руках защищавший интересы родины, и преподобный Серафим Саровский, устранившийся от всех мирских забот ради служения Богу; юродивый Василий Блаженный и премудрый святитель Филарет Московский; просветитель зырян святитель Стефан Пермский и первоначальник русского общежительного монашества преподобный Феодосий Печерский; святая равноапостольная мудрейшая княгиня Ольга и незлобивые страстотерпцы Борис и Глеб…
       Угодники Божии, молитвенники земли Русской – сколько их? Им несть числа во всей истории Руси, явленные и неявленные, – множество святых мужей, жен, святителей, чудотворцев, князей, монахов... Разные свойства русской религиозности являют они, но роднит их то, что все они напоены одним духом – духом святой веры и церковного благочестия, Духом Христовым.

       Историческое течение русской жизни было разным: были колебания, были застои, были и остановки. Река русской народной жизни, рождающая святых, текла в заданном направлении, но иногда быстро и плодотворно, иногда медленно, иногда же так тихо, что трудно было установить – течет она вперед или вспять.
       Далеко не во всех христианских народах удалось сохранить такой идеал. Например, народы Западной Европы, некогда христианские, давно уже утратили этот небесный идеал и заменили его земным, человеческим. Не святость, а порядочность, честность, воспитанность и тому подобные человеческие добродетели вот уже много веков являются идеалом для Запада. Конечно, честный, хороший, воспитанный человек — это тоже неплохо, но разница между таким человеком и человеком святым — это как разница между землей и небом…
       Именно небесным идеалом святости жила долгие века своей истории святая Русь, к нему она стремилась, его она искала. И многие русские люди достигали этого идеала, а те, которые не достигали, приближались к нему очень близко. Об этом свидетельствуют многочисленные факты русской истории и русской жизни. Например, преподобный Силуан Афонский говорил про своего отца Ивана Петровича, простого крестьянина, что он, то есть преподобный Силуан, в его меру христианского совершенства не достиг, что отец выше его. И ведь это говорит великий святой!

       А один духовный писатель передает следующий рассказ монахини Смарагды, человека высокой духовной жизни, праведницы и молитвенницы: «Сидит женщина на базаре, торгует чем-то от своего огорода. Платок натянула совсем на глаза: во-первых, солнце печет, а во-вторых, чтобы меньше отвлекаться на окружающую суету, творит она молитву Иисусову. Сидит она, опустив глаза, молится и вдруг слышит, что подошедший нищий старик говорит ей: "А ты бы попроще: только "Господи, помилуй", так-то тебе легче будет". Сказал и пошел. Видела она его в первый раз. Молитву творила, конечно, про себя: слышать он не мог. Вот какие у нас бывали и торговки, и нищие…»
       И сколько их было по России, Божиих людей и праведников, известных одному лишь Богу! Совершенно неудивительно, что преподобный Серафим Саровский однажды в Духе Святом видел Русскую землю, которая вся была покрыта благоухающим дымом молитв, восходившим от земли до неба. И это, конечно, подлинно есть картина народа Божия, живущего верой, молитвой, богообщением. Вполне справедливы слова поэта Рильке, который говорил, что все государства граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом…

       Руси достался трудный путь, на протяжении всей своей истории она была вынуждена воевать против многочисленных сильных и беспощадных врагов, часто грозящих ей полным уничтожением. От этих врагов ее не защищали ни море, ни горы, ни пустыни — ведь Россия расположена на открытой со всех сторон широкой равнине. С востока на нее шли полчища Батыя и Мамая, с запада — поляков, Наполеона и Гитлера. С севера — шведов, с юга — турок.
       Самые климатические и природные условия, в которых она жила, были условиями трудными: половина территории России — это вечная мерзлота, где невозможно земледелие. Южная же ее часть, где земледелие возможно, была территорией, полностью открытой и не защищенной от военных нашествий и от набегов степных хищников. Поэтому люди всегда жили в России сравнительно небогато. Даже то, что удавалось накопить, часто уничтожалось, захватывалось, выжигалось дотла очередным нашествием или набегом.

       Да, жизнь в России не была безоблачной и легкой. Но ведь с христианской точки зрения именно такой и должна быть жизнь народа Божия. Ни один православный народ не жил безмятежной, безопасной и комфортной жизнью. Причина этого ясна: человек слаб, и если дать ему все удобства и роскошную жизнь, то он легко забывает Бога, забывает все небесное и полностью обращается к земле, тонет в земном прахе.
       Потому Господь и не давал Своим народам такой жизни. Преподобный Исаак Сирский говорит, что «тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир веселится в наслаждении и покое. Ибо не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но паче восхотел, чтобы они, пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в одиночестве, нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении…» Таким путем Господь ведет всех Своих истинных последователей, как и Сам Он, став человеком, прошел в нашем мире именно таким путем — путем креста.

       Чтобы понять, почему Господь не попускает Своему народу слишком обогащаться и роскошествовать, следует еще вспомнить, на какой земле мы живем, вспомнить, что земля наша — не место развлечений и удовольствий, а место, куда нас изгнали из Рая, место нашего наказания и исправления. Мы живем в мире тленном, падшем и поврежденном, в мире, где царствует смерть, где все ею пропитано, живем на оккупированной диаволом и смертью территории, живем короткое время, которое должны посвятить борьбе — борьбе за то, чтобы исполнить заповеди Божии.
       На земле мы живем как на войне, как на фронте. Возможно ли поэтому для христиан устраиваться здесь со всеми удобствами и роскошью? Станут ли солдаты строить на передовой вместо окопов и укреплений пятизвездочные отели с их блеском и излишествами? Возможно ли последователям Христа утопать в удовольствиях и роскошествовать в том мире, где убили их Творца, Господа и Спасителя? где неистовствует беспощадная смерть? где многие миллионы людей страдают и мучаются? где каждую секунду кто-нибудь умирает?..

       Сказанное не означает, конечно, что народ Божий обречен на полную нищету и разорение, на жизнь оборванцев, бомжей и беспризорников? Нет, все необходимое для земной жизни Господь нам дает, ибо, по Его собственным словам, Он знает, что мы имеем нужду в этом. Но Господь не допускает Своему народу чрезмерно богатеть и доходить до излишества и пресыщенной жизни, потому что тогда народ перестает быть народом Божиим, перестает рождать святых.
       Господь премудро ведет Свой народ средним путем, путем умеренной бедности. Таким путем Он вел в ветхозаветные времена народ Израиля, который никогда даже и близко не имел такого земного блеска и богатства, такой славной земной культуры, как, например, Египет, Греция или Рим. И этим же путем Он вел во времена Нового Завета все истинно христианские, то есть православные народы. Он вел их так потому, что на этом пути народ Божий больше всего способен рождать святых и праведников.

       Таким путем шла и Россия, которая никогда не переставала рождать святых. Даже в ХХ веке, во времена атеистического беснования, в ней просияли многие тысячи святых и праведников. А сегодня, после беспрецедентных гонений большевистского государства, когда все силы тьмы были направлены на то, чтобы стереть православие с лица Русской земли, — даже и сегодня более половины православных людей нашей планеты принадлежат именно к Русской Православной Церкви…
       Церковь учит нас, что святые к нам близки, — в том случае, конечно, если мы живем по-христиански. Они близки к нам по духу, по общему служению Христу. Однако наши русские святые близки к нам не только по духу, но и по крови — они в буквальном смысле являются нашими родственниками. Они вышли от нас, из нашей среды, родились вместе с нами, выросли в наших семьях, селах, городах.
       Взять хотя бы последних по времени святых — новомучеников и исповедников российских: ведь они жили совсем недавно, и у большинства из них есть еще живые родственники — дети, внуки, племянники и другие, более отдаленные. Наверное, редко в каком другом народе в наше время можно увидеть родственников святых в таком количестве, как у нас, в России.

       Казалось бы, о войне известно всё: уже написаны воспоминания и романы, исторические исследования и сборники документов… И всё-таки о самом главном многие не знают.
       Как, например, понять и объяснить, почему же Красная Армия после понесённых ею страшных потерь в 1941—1942 годах собралась с силами и в конце концов разгромила мощного, технически оснащённого врага? Одни в качестве главной причины называют великую силу духа и пламенный патриотизм советских людей, другие — огромные людские и материальные резервы, накопленные в России ещё при царе…
       Но над полями невиданных по своим масштабам сражений витали и иные, высшие Силы, которые незримо, но постоянно покровительствовали нашей стране. Великая наша победа над сильнейшим врагом началась с победы духовной. С благословения Русской Православной Церкви в первый же день войны. Горячих молитв наших отцов и матерей. Благословения сыновей, идущих на фронт с крестами и иконами.

       Совершенно другая открывается перед нами война, когда мы расположим её даты в соответствии с церковным календарём. Воскресенье, 22 июня 1941 года, когда фашистские захватчики напали на наше Отечество, пришлось на один из наиболее чтимых Православной Церковью праздников — День Всех Святых. Для верующих людей это был совершенно определённый знак надежды на то, что начатая борьба непременно закончится нашей победой.
       В России с самого начала войны море людей хлынуло в православные храмы. Огненные испытания заставили их преодолеть страх и вновь обрести Веру.
       Глава Русской Православной Церкви, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий в первый же день войны написал и собственноручно отпечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призывал православный народ на защиту Отечества. Словно удары священного набата звучат его слова: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов Православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени неправдой… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу!»

       В первый же день войны митрополит прозорливо предрёк победу, которую нашему народу ещё предстояло выстрадать, вымолить и завоевать ценой безчисленных жертв. На протяжении всей войны Русская Православная Церковь вдохновляла защитников Отечества и весь народ на победу.
       И.В.Сталин был поражён появлением неожиданного союзника в лице гонимой им Православной Церкви в трудные дни войны. В заявлении Советского правительства от 22 июня 1941 года было сказано, что начавшаяся война является «Отечественной войной за Родину, за честь, за свободу…», что надо мобилизовать все силы народа для победы. Это был призыв забыть все обиды прошлого и попытка собрать воедино всех граждан страны.
       Отзвуки обращения владыки были слышны в выступлении И.В.Сталина 3 июля, когда он обращался к народу, и с удивительными для большевистского руководителя словами: « Братья и сёстры…». На параде 7 ноября 1941 года И.В.Сталин в своей речи отмечал: «Обратимся к памяти великих православных предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского… а завершил речь утверждением «Наше дело правое — победа будет за нами!» Этой речью он показал, что прекращаются гонения и начинается время сотрудничества с верующими.

       Страна была на грани катастрофы. Что же тогда остановило немецкую армию? Как отмечает учёный А.В.Трубицин: «Чудо молитвы, помноженное на великую долготерпеливую волю простого русского солдата…». У старца Валаамского монастыря было три видения во время службы в храме перед началом Великой Отечественной войны. Он видел Божию Матерь, св. пророка Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы он не оставил Россию.
       Контрнаступление под Москвой началось 5—6 декабря 1941 года, на следующий день после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и в день кончины святого благоверного Великого князя Александра Невского, а закончилось к Рождеству Христову. Оно повернуло ход всей войны. И пусть до победы ещё предстояло воевать почти четыре года — начало было положено.

       Не затихала молитвенная жизнь церкви, там шла незримая духовная битва. Службу совершали и на оккупированной, и на освобождённой территориях. Служили на месте разрушенных и осквернённых храмов, в партизанских лесах звучало пастырское слово, вселяющее веру. Церковь и народ были едины в Великой Отечественной войне.
       Война закончилась в ликующие Пасхальные дни! 6 мая 1945 года Пасха совпала с днём святого великомученика Георгия Победоносца, именно в этот день немцы прекратили сопротивление, и началась подготовка к официальному подписанию о безоговорочной капитуляции. Это была не только воинская, но и духовная победа наша.
       8 мая, в день, когда празднуется Иверская икона Божией Матери, покровительница столицы, капитуляцию Германии от имени Верховного Главнокомандующего принимал маршал Георгий Константинович Жуков. Парад Победы был 24 июня — в День Святой Троицы.

       И это также говорит о том, что Отечество наше и сегодня, на пороге XXI века, продолжает оставаться, несмотря ни на что, православной страной и народом Божиим.

       «День всех святых - это день русской славы, - говорит протоиерей Димитрий Смирнов. -  Всякая земля славна своими сынами и всякий народ привносит в мировую культуру свой вклад: кто больше, кто меньше, кто практически никакого.
       Русский народ создал удивительную цивилизацию, в которой он проявил себя и как архитектор, и как композитор, и как музыкант, и как художник, и как скульптор, и как математик, и как химик, и как физик, и как создатель космических кораблей, и как историк, и как писатель, и как поэт, и как удивительный военачальник, и - нет такой области, в которой проявляется человеческий дух, где русские люди не проявили бы высочайших достижений, сравнимых с великими достижениями других у народов. Но если отдельные народы обладают отдельными талантами, то в России сосредоточено все. И источником этого всего, явилась Церковь Божия, которая оплодотворила благодатью Божией Русский народ.

       Вообще, письменная история наша - и началась со времен тех, когда через Церковь и для Церкви - была создана письменность. Поэтому русский народ Церкви обязан всем тем, что у него есть. И самое главное - теми святыми, которых Церковь родила за тысячу лет своего существования. И по количеству святых, которых Русская Церковь дала христианскому миру, опять же, наш народ превосходит все другие народы - и по количеству, и по качеству духовной жизни.
       Поэтому источником той духовности, которая родила великую культуру, великую науку, великое военное дело, великие покоренные географические пространства - была Церковь. Все это создал наш народ, все это входит в понятие Россия. И источником этого была русская православная духовность.

       И поэтому очень жалко, что в школьные программы ни каким образом не входит понимание того - что есть источник мощи, которую Россия проявила в истории. Потому что единственным источником является наша церковность. И совершенно очевидно, просто наглядно видно, что как только народ был искусственно оторван от этого источника, это привело к такой деградации, что русский народ стал по многим параметрам не тем народом, который производит святость и реализует изумительные достижения в разных областях, - но, наоборот, - одним из самых низко падших народов.
       Потому что и по количеству детоубийства, и по самоубийствам, и по пьянствам, и по бурно развивающейся наркомании мы уже практически всех догнали и перегнали. А еще недавно по количеству абортов на душу населения мы были вообще "впереди планеты всей". Сейчас мы отброшены на "почетное" второе место после Румынии, но такого количества детоубийств (иначе говоря, самоубийства народа) история не знала. Это говорит о страшной духовной деградации, за которой стоит и непонимание, и забвение заповеди "не убий", что очень печально.

       И естественное следствие этого – вымирание нашего народа. Потому что наш народ стал великим, при равных стартовых условиях с другими народами, только благодаря тому, что были большие семьи. Но вот прошло сто лет... В течение ста лет практически народу не прибавилось. Это связано со многими нашими совершенно ужасающими грехами. Мы должны помнить, что и тысячелетние империи, и очень сильные государства падали и растворялись в истории, даже языки их становились мертвыми. И такая же участь может постичь и наш народ, и наше государство: включая и потерю языка, и потерю нашего исторического бытия.
       Только специалисты изучают сейчас Византию. А это был центр мировой культуры, центр мировой военной науки, центр мировой архитектуры, живописи и безконечного количества всяческих достижений. Что на этом месте сейчас? Что сейчас в Малой Азии? Там пустыня духовная, пустыня... Потому что за тысячу лет Турция ничего там не смогла создать, практически ничего.
       Замечательный, воинственный, торговый народ, но никаких следов подлинной культуры нет. Есть некоторые подражания тому, что осталось от Византии, но реальной культурной традиции за тысячу лет там не было создано. Византия исчезла, остались только памятники письменности, немногочисленные памятники архитектуры и еще некоторые другие, которые известны только специалистам.

       И вполне возможно, что такая же участь ждет всех нас. В все тенденции, какие сейчас существуют - начиная от политических, кончая экономическими, не говоря уже о культурных, генетических и любых других - экологических, например, - они все показывают, все векторы эти направлены в точку, которая именуется "ноль", "небытие".
       Действительно, такие огромные организмы как Российская Империя, Византийская Империя, Римская Империя, - мгновенно не умирают. Да, может быть, потребуется достаточно большое количество времени... Но в современном нашем бытии мы видим, что, к сожалению, скорости различных исторических процессов слишком увеличиваются с каждым годом. Поэтому, может быть, национальное небытие может быть уделом уже следующих поколений русских людей. Поэтому горе тому, кто причастен к этим разрушительным процессам.
       И дай Бог, чтобы по молитвам наших угодников Божиих те люди, которые сопротивляются этой разрухе, этому движению к абсолютному нулю национальной жизни - все-таки возобладали в нашем народе!»
      
       «Мы все – граждане неба. «Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем», – говорит апостол Павел (Евр.13,14), – не имеем здесь постоянного города, но ищем будущего. Отечество наше – на небесах, а на земле мы только странники.
        Все это так, но многое в нашей земной жизни является образом, или иконой Небесного Царствия. Супружество апостол Павел сравнивает с союзом Христа и Церкви; семья становится образом Святой Троицы; каждый наш ближний – братом и сестрой во Христе, как это будет в райской жизни.
       Так и земное Отечество наше, родная земля, являет собой образ Града Божьего – Небесного Иерусалима. Являет вне зависимости от того, сильная у нас государственная власть или слабая, развитое гражданское общество или младенческое. Потому что и Русь Святая знала, как времена раздробленности и княжеских междоусобиц, так и времена расцвета и могущества; как времена, когда ни одна пушка в Европе без России не стреляла, так и времена национального унижения и позора.
         
       Но Русь не перестала быть Святой – из испытаний она выходит только еще более сильной духом. И пусть нам не удается обустроить свое земное бытие так комфортно, как иным государствам, однако незыблемым остается наше главное целеполагание – стремление к святости.
       «Россия есть подножие престола Господня», говорил святой праведный Иоанн Кронштадтскоий. К сожалению, многие из наших соотечественников, особенно из молодых, не видят для себя будущего в России и стремятся перебраться на ПМЖ в другие страны.
       Конечно, во все времена находились люди, которые шипели: «Как сладостно Отчизну ненавидеть!» И во все времена им ответствовал голос благородства и величия: «И дым Отечества нам сладок и приятен»…
       Да, пусть кричат «уродина», но это страна, давшая миру такое количество святых, как ни одна другая, это земля, обильно политая кровью мучеников, это воздух, где много веков звучат горячие молитвы ко Господу, это пространство, над которым развернут покров Божией Матери. Практически у каждого второго из нас есть в роду если не святые, то праведники, если не мученики, то служители алтаря Господня.

       «Сладко и прекрасно за родину умереть» – эти слова принадлежат Горацию. В них нет ничего языческого, это слова, отражающие общечеловеческое представление о родине и добродетели. Христианство лишь придало им еще большую глубину и достоверность.
       Русская история – не череда безсмысленных взлетов и падений, побед и разочарований – это пространство действия Промысла Божиего, где постоянно рождались и продолжают рождаться новые святые. В этом и заключается смысл понятия «Святая Русь». И с особенной силой звучат в сегодняшний день песнопения праздника, где говорится:
       «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».

       «Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя», - говорил преподобный Серафим. То есть около каждого святого, стяжавшего Дух Святой, спасаются тысячи христиан, хотя и не достигших святости, но почитающих святость, молящихся святым и подражающих им.
       «Будем же, братия и сестры, любить и чтить святых земли Русской, будем молиться им, будем стараться по мере сил подражать их жизни. Ведь тогда и мы, несомненно, войдем в те тысячи, которые спасутся около каждого из них, — войдем их молитвами и милостью Божией.
       Имея столь великое множество святых, просиявших в нашей Русской земле, мы с вами должны радоваться и утешаться, что мы не одни, но имеем на Небесах своих старших братьев, наших покровителей и ходатаев, которые видят все наши нужды и слышат все наши молитвы и воздыхания.
       Обратимся же и сегодня к ним с усердным молением о Земле Русской и о спасении душ наших, чтобы они своими молитвами испросили для нас милость и благодать Божию: «Вси святии земли нашея, молите Бога о нас!»
 
       Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго и святых cродников наших сонм велий в ней прославльшаго.

       Тропарь Всех русских святых, глас 4
       Иерусалима Вышняго гражданы, от земли нашея возсиявшия и Богу во всяцем чину и всяким подвигом угодившия, приидите, воспоим, вернии: о всеблаженнии земли Российския заступницы, молитеся ко Господу, да помилует сию от гнева Своего, исцеляя сокрушение ея, и верныя люди Своя утешит.

       Кондак Всех русских святых, глас 6
       Предстателие страны нашей неусыпныя, ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии, не презрите молений наших, но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши, ускорите на молитву/ и потщитеся на умоление, предстательствующе присно о чтущих вас.

                Молитва ко всем святым земли Русския

       О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися!
       Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение.
       Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии.
       Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии.
       Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии.
       Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии!

       Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа,
       Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.

              ВСИ СВЯТИИ, В ЗЕМЛИ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИИ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

https://stihi.ru/2015/06/14/6456

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru