О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





b_600__16777215_00_images_01000_1853.jpg

     Дни памяти преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского:
     11 ноября,
     3 июня – Собор Карельских святых,
     5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых,
     22 августа  (переходящая) – Собор Валаамских святых.

     Преподобный Авраамий  родился в городе Чухломе и звали его Иверк. Судя по всему, принадлежал он к какому-то финно-угорскому племени, может быть к чуди. Долгое время он был парализован и поэтому прикован к постели. Когда же ему было 18 лет, к ним в дом зашли благочестивые новгородцы, которые много рассказывали о Господе Иисусе Христе и об исцелениях по вере в Него.
     После ухода таких необычных в их доме гостей Иверк задумался над тем, что у его отца в доме много богов, но сколько он не обращался к ним за помощью, они не помогли.  А вот новгородцы верят в одного Бога, и Он им много помогает. Тогда Иверк решил про себя просить Бога новгородцев об исцелении, дав обет в случае выздоровления служить Ему до конца дней. «По вере вашей да будет вам», — говорит Христос в Евангелии (Мф. 9:29). Очевидно, велика была вера болящего и твердо его намерение, поскольку он получил просимое. Иверк ушел из дома, чтобы найти людей, которые бы смогли объяснить ему, как он может послужить Богу.
   
     Между тем Иверк пришел в Валаамский монастырь, где настоятель сначала крестил его с именем Аверкий, а через некоторое время постриг в монашество с именем Авраамий. 
     Таким образом юноша исполнил свой обет, — приняв монашеский постриг, он целиком и полностью посвятил свою жизнь Тому, Кто послал ему не только обновление сил телесных, но и духовных.
     Живя в обители, Авраамий проводил дни в трудах и воздержании. Через некоторое время, видя его смиренную и подвижническую жизнь, настоятель и братия стали слишком почитать его. Тогда преподобный, чтобы не возомнить о себе и не впасть в гордость, решил тайно покинуть родной монастырь.
     По благоволению Божию пришел он в Ростов и поселился на берегу озера Неро в хижине на окраине, называвшейся Чудский конец (то есть населенный чудью — одним из финно-угорских племен). Можно предположить, что прп. Авраамий неспроста выбрал именно этот район города, населенный язычниками, может быть, его соплеменниками. Ведь когда-то и он также жил, но сейчас, когда он познал истинного Бога, жизнь его обрела глубокий смысл. Естественно, этим хочется поделиться с другими. Но как?

     Очень тяжело неверующему человеку, если сердце его не открыто для слышания, рассказать словами о том, что так перевернуло твою внутреннюю жизнь. Как объяснить, в чем разница между тем, кто поклоняется каменному или деревянному идолу, и тем, кто всегда носит имя Божие в своем сердце, кто поклоняется Богу «в духе и истине» (Ин. 4:23)? Лучшим свидетельством о новой, совершенно другой жизни будут не столько правильные слова, сколько дела и поступки. И для простых и грубых обитателей Чудского конца того времени важно было показать, какую власть имеет Бог христиан в сравнении с их богами. Ведь для них какой Бог сильнее, тот и есть настоящий.
     Именно поэтому святой Авраамий долго и усиленно молился, чтобы Господь через него явил Свою силу и помог сокрушить каменного идола Велеса, которому поклонялось все население Чудского конца. Но удалось ему это не сразу, так что преподобный был в недоумении, что же ему делать.
     Преподобный не сразу получил помощь. Но однажды, сидя в печали, увидел он старца. После приветствий Авраамий спросил, откуда тот идет.
     - Я родом из Царьграда, в земле вашей пришелец и странник. А почему ты печален и сидишь близ этого идола? — спросил старец в свою очередь.
     Авраамий поделился своей скорбью.
     - Тебе надо пойти в Царьград, разыскать дом Иоанна Богослова. Помолись там перед образом святого апостола и тогда получишь помощь, - сказал пришелец. - И не печалься о долгом пути. Господь сократит путь твой.
     И Господь, видя его ревность, послал ему Свою помощь и сократил его путь.

     Собравшись в дорогу и выйдя из города, Авраамий при переходе через речку Ишню
повстречал еще одного старца. Вид его внушал уважение и страх: он был почти без волос, с большой бородой, в руке держал трость.
     - Возьми эту трость и возвратись назад. Ударь ею истукана Белеса во имя Иоанна Богослова, и окаянный обратится в прах, — сказал незнакомец и исчез.
     Блаженный Авраамий понял, что это был сам апостол Иоанн Богослов.
     Он возвратился назад и сделал так, как говорил ему святой. От прикосновения идол тотчас же рассыпался.
     На том месте, где встретил Авраамий святого старца, он поставил церковь во имя Иоанна Богослова, а там, где стоял идол Велеса, преподобный, с благословения епископа, соорудил небольшую церковь во имя Богоявления Господня, поставил при ней кельи, собрал иноков и учредил общежитие.
     Много зла потерпел преподобный Авраамий от неверовавших во Христа язычников. Однажды они хотели даже разорить и сжечь построенную им святыню, но Бог не попустил этого ради молитв и терпения преподобного.
     Однако своим учением и терпением преподобный Авраамий в непродолжительное время всех неверующих привел ко Христу: крестились все от мала до велика и начали ходить на славословие Божие и на всенощное бдение, даже женщины и дети.   
     Преподобный Авраамий укреплял сердца их в вере почитанием книжным и поучением духовным. Многие из детей оставляли дома родителей, тайно приходили к преподобному и принимали монашество. Так умножалась братия, которую преподобный поучал слову Божию.
     Тогда преподобный Авраамий построил большую церковь, украсил ее, как невесту Христову, чудными иконами и святыми книгами и завел благолепное пение.

     Князья Ростовские, относясь с великим уважением к отцу Авраамию, предоставили особые преимущества основанному им монастырю: давали много имения на монастырское строение и деревни на содержание иноков.
     Видя возрастание и процветание монастыря, Ростовский епископ, посоветовавшись с князьями, возвел Авраамиев монастырь на степень архимандритии, а преподобного Авраамия поставил в архимандриты.
     С того времени Авраамий стал еще усерднее подвизаться и прилагал труды к трудам, предаваясь посту и молитве; он был образцом для всех, отличаясь смирением и показывал нелицемерную любовь ко всякому приходящему, равно к великому и малому.
     Исконный ненавистник добра, диавол, не оставил преподобного в покое, вооружился на него и творил ему огорчения и днем, и ночью. Но огражденный Христовою благодатью и крестным знамением, Аврамий не страшился.
     Однажды, когда преподобный Авраамий в своей келье перед литургией, прочитав обычные молитвы ко святому причащению, хотел умыть руки перед отходом в церковь, диавол вошел в умывальницу, желая причинить преподобному неприятность. Уразумев присутствие нечистого духа в сосуде, преподобный взял честный крест, положил поверх сосуда, оградил сосуд крестным знамением и так оставил, долгое время не касаясь его, Бес, палимый крестною силою, мучился и не мог выйти из сосуда.
     У Ростовских князей тогда был обычай ездить за город на охоту и на обратном пути заходить в монастырь, чтобы помолиться в церкви и получить благословение от преподобного Авраамия. Так случилось и теперь. По обыкновению, князья зашли в келью преподобного, но его там не было, ибо у него был обычай ежедневно трудиться на братию: то он колол дрова для монастырской пекарни, то мыл власяницы на братию, то носил воду в поварню. Услышав о приходе князей, он поспешил в келью, чтобы благословить их.
 
     Между тем князья, находясь в келье в ожидании преподобного, заметили сосуд, покрытый честным крестом, и недоумевали, чтобы это могло значить. Один из князей дерзнул снять с сосуда крест, чтобы благословиться им, – и бес тотчас вышел из сосуда, как дым черный и злосмрадный, так что устрашил всех присутствовавших.
     Когда преподобный приближался к келье, нечистый дух встретил его при входе и стал поносить Аврамия и грозить ему:
     – Как ты принудил меня силою невидимого Бога мучиться и сожигаться силою крестною, так и я сотворю тебе пакость, в скором времени одолею тебя: возведу на тебя клевету, предам тебя мукам и позору: ты будешь посажен на пегой ослице без седла и обут в женские красные башмаки. И многое другое потерпишь ты, как и я потерпел от тебя.
     Преподобный оградился крестным знамением, и бес тотчас же исчез.
     Когда Аврамий вошел в келью, князья стали спрашивать о происшедшем, о злосмрадном дыме, вышедшем из накрытого крестом сосуда, но преподобный ничего не сказал об этом, а только благословил князей с душеполезным наставлением и отпустил с миром.
     Спустя некоторое время, желая отомстить преподобному, бес принял образ некоего воина, явился к великому князю во Владимир и стал возводить на Авраамия тяжкие обвинения.
     – Государь, я хочу поведать тебе великую тайну, – говорил бес, – есть в твоей державе, в городе Ростове, некий монах Авраамий, волхв, который, однако, с виду кажется смиренным и святым и прельщает людей. Он нашел в земле великое хранилище, медный сосуд, наполненный золотом, который по праву должен принадлежать твоей державе. Золотых сосудов, найденных в этом хранилище, золотых поясов и цепей невозможно оценить и невозможно исчислить серебра и иных драгоценностей. На эти сокровища он построил великую церковь, а тебе не поведал.
   
     Великий князь воспылал гневом на преподобного и послал за ним одного лютого
воина, приказав взять Авраамия, не говоря ему ни слова, и привести в таком виде, в каком
найдет его. Все это произошло по внушению злого духа.
     Когда посланный князем воин явился, преподобный, после соборной, молитвы, стоял на молитве келейной в одной власянице и без обуви. Воин без всякой милости, не дав преподобному ни слова вымолвить, ни одеться, ни обуться, взял его с собою на коня и погнал к городу Владимиру.
     На другой стороне Ростовского озера попался им человек, пахавший на пегой ослице и державший в руке красные женские башмаки. Воин посадил преподобного на ослицу, обул его в женские башмаки и быстро доставил его в таком позорном виде к великому князю.
     Великий князь приказал поставить пред собою и воина-обвинителя.
     Мнимый воин повторил те же слова против преподобного относительно хранилища драгоценностей, что и прежде.
     Преподобный, услышав это, воздел руки к небу и запретил духу лукавому, говоря:
     – Запрещаю тебе именем Господа нашего Иисуса Христа, скажи мне, кто ты, такими словами оклеветавший меня?
     Бес затрепетал и сказал:
     – Я бес, искони ненавидящий добро в человеческом роде, особенно же в иноках, боящихся Бога. Видишь, старец, что я прежде сказал тебе, то и сделал – за то, что ты меня мучил в убогом твоем сосуде.
     Сказавши это, бес мгновенно исчез.

     Великий князь, видя дьявольскую прелесть и поругание стоявшего пред ним преподобного, объят был великим страхом, равно и все окружавшие князя. И начал князь молить преподобного о прощении и говорил со слезами:
     – Отче, я виновник твоего невольного прихода, я жестоко оскорбил тебя. Прости мне, отче, все то, чем я тебя прогневал. Враг, отче, помрачил мое сердце и возбудил во мне ярость против тебя и поверг меня во грех.
     Старец сказал:
     – Господь простит тебя, государь, ибо это дело древнего врага диавола, а потому, государь, не дивись сему: искони враждуя против людей, он особенно привык причинять препятствия боящимся Бога.
     Князь, видя смирение преподобного и тихие и кроткие слова его, как будто старец не испытал никакого зла, еще более принялся ублажать его и воздал ему великую честь.
     На устроение монастыря князь пожаловал много домов, сел и рабов, сделал Аврамиев монастырь своим монастырем и поставил его выше всех прочих монастырей Ростовских и все это утвердил жалованными грамотами.
     После всего этого князь отпустил преподобного с великою честью.
     Преподобный Авраамий жил в своем монастыре в великом смирении, прилагая труды к трудам, и с миром отошел ко Господу, Коего измлада возлюбил.
     Преподобный Авраамий погребен был в основанном им монастыре.
     Святые мощи его обретены 11 ноября при великом князе Всеволоде (1176–1212) и  в настоящее время почивали открыто в серебряной раке в приделе его имени при главном монастырском каменном храме во имя Богоявления Господня, построенном по повелению и на средства царя Ивана Васильевича Грозного и освященном в его присутствии 2 октября 1553 года, который сохранился до наших дней.
     Царь Иван Васильевич не раз бывал в Ростове и поклонялся тамошним святыням. В одно из посещений Авраамиева монастыря, еще до взятия Казани, он взял хранившийся при гробнице Авраамия жезл, которым преподобный сокрушил идола. Медный крест, служивший рукоятью жезла, до сих пор хранится в отдельной киоте в арке при входе в придел преподобного Аврамия.
      На месте встречи апостола Иоанна Богослова и прп. Аврамия впоследствии также был построен храм, а возникшая вокруг него деревня так и называется до сего дня Богослов. Храм в честь апостола Иоанна Богослова хорошо виден с Московской дороги. Построен он без единого гвоздя во второй половине XVII века и является единственным столь древним деревянным храмом, сохранившимся в Ярославской области.

     Мощи преподобного находились в Авраамиевом монастыре до 1920 года. В апреле 1920 года они были вскрыты и осквернены. В 1929 году святые мощи перенесли в Ростовский музей. Там вплоть до 1941 года они находились в экспозиции антирелигиозной выставки. После Великой Отечественной войны антирелигиозная выставка была расформирована, а святые мощи были отправлены в фонды музея.
     Только в декабре 1991 года святые мощи были перенесены в возрождающийся Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, где обрели всенародное почитание, а 29 июля 2012 года вернулись в родную обитель — Авраамиев Богоявленский монастырь
    
     "Преподобный Авраамий поселился в Ростове, проводя уединенную жизнь. Однако он очень скорбел, видя множество людей, которые не познали Христа, не знали Его заповеди и то блаженство, которое дает человеку их исполнение. Люди всегда желают жить счастливо. Никто не хочет страдания, оно противоестественно для людей. Человек был создан для блаженства для того, чтобы быть всегда с Богом и наслаждаться общением с Ним. Но непослушание людей в раю привело к катастрофе. Оно исказило представление людей о подлинном счастье. Избавиться от последствий греха, отныне ставшего неотъемлемой частью человеческой природы, человек не мог своими силами. Поэтому Бог и стал человеком, чтобы исцелить человека, отпавшего от Бога.
     «Среди людей, регулярно посещающих храм Божий, - говорит Церковь, - редко можно найти такого, кто совершал бы тяжкие смертные грехи. Однако множество так называемых «мелких» грехов является нашей повседневной реальностью. Человек, каждый раз идя ко Причастию, исповедует одни и те же «мелкие» грехи. Получается, что он понимает, что грешит и грехи препятствуют ему соединиться с Богом, но не в силах перестать их совершать. Оказывается, что эту «мелочь» сокрушить невозможно. Эта «мелочь» — это наши идолы сегодня. И у них есть имена: невоздержание языка, зрения и чрева, осуждение ближнего, нетерпение скорбей, ропот на Бога и ближнего, желание легкой и безбедной жизни, сластолюбие, эгоизм, тщеславие, самообольщение, самооправдание и еще бесчисленное множество имен. Своими силами нам никогда не справиться с этими болезнями нашего поврежденного естества.
     Но невозможное человеку возможно Богу. Нужно помнить, что Он затем и пришел на землю, чтобы спасти нас от этого гибельного состояния. Преподобный Авраамий был таким же человеком, как и мы. Но он возжелал спасения, и Бог его спас. Поэтому путь преподобного Авраамия, которым он прошел, неся свой крест, не закрыт и для нас. Нужно осознать, что чаще всего этим крестом, этим лекарством от греха, исцеляющим нас от болезни, является наш ближний. Господь ведь не говорит, чтобы мы возлюбили какого-то абстрактного человека или всех людей вообще. Ближний потому и называется ближним, что он всегда рядом. Вот его-то и необходимо научиться терпеть и прощать. И видя это терпение, Бог даст со временем и любовь. Нужно осознать это и воспользоваться этим средством, которое дает Господь для нашего спасения. Только «мелкие» грехи мешают нам это сделать.
     Поэтому, если мы восстанем от своего постоянного духовного расслабления, как восстал в свое время с Божьей помощью отрок Иверк, ставший впоследствии святым Авраамием, если подлинно захотим перестать грешить всеми этими «мелкими» грехами, если начнем сокрушать этих идолов, не успеем пройти по этому пути и «четырех верст», как получим помощь от Бога в нашей нелегкой земной жизни. А по ее окончании и Царствие Небесное, уготованное всем тем, кто сумел претерпеть все ее горести без ропота и с любовью. Помоги нам всем в этом, Господи. Аминь».
    
        «Радуйся, преподобне отче Авраамие, великий и преславный Ростовский чудотворче».

     Тропарь, глас 1:
     Просветився Божественною благодатию, неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия: и по смерти сияя светлостию жития твоего, источаеши исцеления притекающим с верою к тебе, Авраамие отче наш, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

     Кондак, глас 2:
     Иго Христово прием Аврамие, и Того крест на рамо взем, последовал еси Ему, насажден быв в дому Господни, и процвел еси яко финикс, и яко кедр иже в Ливане, умножил еси чада твоя, муж желаний духовных: от возлюбленнаго же Апостола Иоанна Богослова благодать восприим, жезлом сокрушил еси идола, и разсыпал еси его яко прах, и чудотворец убо велий явился еси преподобне, темже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

    Величание: 
    Ублажаем тя, преподобне отче Авраамие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

     Молитва преподобному Авраамию Ростовскому
     О, преподобне отче наш Авраамие! Не забуди нас, но поминай всегда во святых твоих и богоприятных молитвах стадо твое, еже сам собрал еси,
     и моли за ны, чада твоя, отче священный, яко имеяй дерзновение ко Господу; не мним бо тя мертва суща, аще и преставился еси от нас, пастырю наш добрый.
     Се мощи твоя святыя пред очима нашима, святая же твоя душа, со ангельскими безплотными лики Престолу всех Царя предстоящи, достойно веселится.
     Испроси убо нам время на покаяние, яко да возможем невозбранно прейти от земли на
небо, и вечныя муки избавившеся, Небеснаго Царствия наследники будем со всеми праведными, от века благоугодившими Господу нашему Иисусу Христу,
     Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас.

     Молитвами преподобного Авраамия, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru