О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





952.jpg
       ДНИ ПАМЯТИ:
       4 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
       8 октября – Обретение мощей
       14 ноября
   
       14 ноября (1 ноября ст.ст.) Русская Православная Церковь вспоминает священномучеников Александра (Смирнова) и Феодора (Ремизова). Священники подмосковного села Вышегород, в 1918 году они были зверски убиты карательным отрядом латышей. Расправа над ними была невероятно жестокой и ничем не обоснованной, невиновность священников признали даже местные большевики.

       14 ноября 1918 года в сельском храме села Вышегород Верейского уезда Московской губернии отмечался престольный праздник — память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. На торжество съехались духовенство и миряне со всей округи. После литургии и молебна состоялась общая трапеза. Накрытые столы, славословия, песни… Казалось, ничто не предвещало беды…
       Вышегородцы привыкли к спокойной, размеренной провинциальной жизни. Когда-то в XIVвеке здесь был город, так называемый «Вышгород московский», о чем напоминали развалины древнего городища в стороне от села. В XVIII веке Вышегород потерял прежнее значение и превратился во владельческое село графов Шуваловых. Деревянная Ризоположенская церковь была построена здесь еще в 1791 году местной графиней Екатериной Головиной, урожденной Шуваловой. В храме было два престола: один — во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, другой — во имя безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.
       К началу XX века село было уже бедное, отдельных домов для священника и псаломщика при храме не было, и церковнослужители жили в наемных сырых и холодных крестьянских избушках. Помещения эти, как сообщали клировые ведомости, едва ли были пригодны для жилья, но «за неимением других свободных приходилось причту с семействами ютиться в таких».
       Настоятелем Ризоположенской церкви чуть больше года назад, в 1917-м, был назначен молодой иерей Феодор Ремизов. Отец Феодор был потомственным священником, он родился в семье иерея Николая Ремизова и был рукоположен в «революционном» 1917-м году. Он пришел служить в этот бедный приход на место своего брата, священника Александра Ремизова, у которого с женой Александрой было шестеро детей. Жить такой большой семье при Ризоположенской церкви было негде, и отец Александр перевелся на другой приход (а у отца Феодора детей еще не было).

       14 ноября молодой отец Феодор был хозяином праздника. Среди гостей был и настоятель другого вышегородского храма, Крестовоздвиженского — иерей Александр Смирнов. В 1918 году отцу Александру было 43 года. У него была супруга и двое детей — старшая дочь Елена и младший сын Александр.
       Выпускник Московской духовной семинарии, несколько лет после выпуска он работал учителем Закона Божия в селе Круглино Дмитровского уезда Московской губернии. Затем женился, принял в 1903 году священный сан и с тех пор служил в Вышегороде.
       Каменный Крестовоздвиженский храм, расположенный на древнем вышегородском городище, где служил отец Александр, был также построен в XVIIIвеке на средства графов Шуваловых. Приход отца Александра к началу XXвека тоже был бедным и не мог построить священнику жилье, но в 1913 году местный благотворитель, помещик Шлиппе безплатно предоставил семье священника квартиру в своем доме.
       У отца Александра был очень красивый и сильный голос, так что священноначалие не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов, — но он отказывался покинуть свой приход. К службе отец Александр относился трепетно, всегда неукоснительно соблюдал церковный устав, за что его уважали не только собственные прихожане, но и старообрядцы, которых в Верейском уезде до революции проживало множество.
       Отец Александр уже пережил один конфликт с безбожным режимом. В 1918 году был издан декрет об отделении Церкви от государства, и местные власти потребовали от священника, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы — по-видимому, считая, что сам по себе священник, свободно идущий по улице уже есть форма христианской проповеди. Однако отец Александр посоветовался со старцем-духовником и не стал выполнять предписания. На вопрос, почему, он отвечал, что распоряжение это беззаконно и он должен поддерживать традиционный облик православного пастыря.

       Трапеза и беседа шли своим чередом…. Впрочем, светлая радость праздника омрачалась тревожными вестями. Священники и прихожане не могли не знать, что накануне в селе произошло убийство. Крестьяне, возмущенные жестокостью сельского милиционера Мужерова, не найдя на него управы у местных советских начальников, совершили самосуд и убили его. Реакция советской власти была незамедлительной. За смерть милиционера была назначена месть. Из Москвы в уезд был послан карательный отряд латышей числом в пятьдесят всадников, которые должны были жестокостью казней устрашить крестьян.
       Праздник у Ризоположенской церкви закончился, священники и прихожане разъехались по домам. В тот же день, ближе к вечеру, в расположенную рядом с Вышегородом деревню Новая Борисовка въехал вооруженный отряд.
       По пути карателям повстречался церковный сторож, и красноармейцы зарубили его шашками. Далее в Вышегороде началась кровавая резня. Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены. По-видимому, «заодно», для пущего устрашения, каратели решили разделаться и с прочими представителями местной «контры». Так приняли мученическую смерть священники Феодор и Александр.

       Священников было решено убить «просто так», безо всякого повода. Даже формального обвинения в «контрреволюционной деятельности» отцу Александру и отцу Феодору не предъявили. Тем более не было какого бы то ни было суда или следствия. Расправа с ними была ничем необоснованной и невероятно зверской.
       Узнав, что отец Александр дома, каратели подослали к нему свою сообщницу — местную фельдшерицу. Фельдшерица попыталась выманить священника из дома и пригласила его в сельсовет.
       — Зачем я пойду? — прямо и просто ответил священник, — Я ни в чем перед властью не виноват.
       — Как хотите, — ответила та и ушла, но в голосе ее прозвучала угроза.
       Жена отца Александра со старшей дочерью Еленой решили сами пойти к сельсовету, чтобы посмотреть, что там происходит. В доме остались лишь священник и его четырехлетний сын Александр. Вскоре раздался громкий стук в дверь.
       Отец Александр открыл, дом наполнился вооруженными латышами.
       — Собирайтесь, вас вызывают к начальнику.
       — Я не могу покинуть дом, где остается только маленький мальчик, — ответил священник.
       — Но начальник не может ждать!
       Сопротивляться было бессмысленно. Помолившись, отец Александр надел рясу, шапку и вышел на улицу.

       Был тихий осенний вечер, недавно выпал первый снежок. Держа в руках горящие свечи, каратели повели отца Александра на казнь.
       Вместо сельсовета отца Александра повели к выезду из села, по дороге на Новую Борисовку. По пути они встретили идущего под конвоем отца Феодора, также арестованного, и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены.
       — Тогда надо помолиться, — сказал отец Александр.
       — Молись, — разрешил начальник отряда.
       Священники, преклонив колена, стали молиться Богу. Через некоторое время отец Александр произнес:
       — Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете.
       Только лишь он это сказал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой. Но священник был жив. Тогда палачи выстрелили ему в голову и в шею и дважды проткнули живот штыком до спины и единожды поперек от бока до бока.
       После этого палачи приступили к отцу Феодору. Священник стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Отец Феодор был еще жив, но каратели не стали добивать его и поспешили покинуть скорее место казни.

       Проезжая через деревню, латыши бросили крестьянам:
       — Ну и поп этот ваш Александр, никогда еще таких мы не видели.
И далее рассказали об участи, которую он им предвозвестил.
       Слова отца Александра исполнились в точности. Через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым восставшими крестьянами.
       Свидетелями мученической кончины священников были несколько горожан, которые запаслись в деревне продуктами и собирались домой. Завидев отряд карателей, они спрятались и из укрытия наблюдали за происходящим, но как только каратели уехали, опрометью бросились бежать. Лишь через некоторое время они рассказали деревенским о том, что было.
       На следующий день рано утром один из местных жителей при въезде в Новую Борисовку услыхал стоны. Он слез с лошади и увидел лежащего на снегу отца Феодора. Неподалеку обнаружил тело отца Александра. Он побежал за подмогой, но когда вернулся, отец Феодор уже скончался.

       На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни нового антибольшевистского выступления поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников.
       В двадцатых годах дом в Вышегороде, где жила семья отца Александра Смирнова, был сожжен. Из всего имущества уцелела среди пепелища лишь фотография отца Александра, обгоревшая по краям…

       Храмы Вышегорода, где служили отец Александр и отец Феодор, до наших дней не сохранились — они были уничтожены в годы хрущевских гонений. В начале 1980-х годов была разрушена и единственная оставшаяся в селе православная часовня. С тех пор в Вышегороде нет ни храма, ни священника.
       Мощи священномучеников были найдены верующими на местном кладбище 8 октября 1986 года.
       На Архиерейском Соборе 2000 года священники Александр и Феодор были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
       По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове Московской области, где в 2001 году был освящен придел во имя новомучеников и исповедников Российских.

       «Радуйтеся, Александре и Феодоре, пастырей добрых крепосте и утверждение».

       Тропарь, глас 1:
       Безкровную Жертву Богу приносяще, предстояли есте престолу земнаго храма. Излиявше же кровь свою за Христа,  днесь предстоите Небесному Престолу Царя Славы, святии священномученицы Александре и Феодоре, молитеся непрестанно спастися душам нашим.

       Кондак, глас 2:
       Пастырие Христовы, Александре и Феодоре, священномученик чудная двоице, мужественне веру православную пред мучители исповедовавшии и кровию своею землю Русскую обагрившии, страдания ваша днесь благочестно восхваляем и мощи ваша умильно лобызаем, молите непрестанно о всех нас.

       Величание
       Величаем вас, святии священномученицы Александре и Феодоре, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
   
                Молитва священномученикам Александру Смирнову и Феодору Ремизову

       О, святии священномученицы Александре и Феодоре! К вам, яко к неоскудевающему источнику благодати Божией, мы, недостойнии, прибегаем.
Вы бо тоя сподобистеся, адаманты веры суще. Еще же и страшныя раны и хуления злобная нечестивых мучителей претерпевше, уверение о венце мученичестем от Господа приясте и терпением вашим, древним мучеником подражающе, мучителей удивисте.
       Яко пастырие Божии суще, ревностно службу в земных храмех совершавше и молитвою вашею народ Божий укреплявше, будите и за нас молитвенницы, предстояще ныне пред Престолом Вседержителя.
       Вы, понесше тяготу и зной дневный, не токмо словом, но и делом бысте свидетелие Правды Божиея, утвердите и нас во истине Христовой, не понесших ни тяготы поношений, ни зноя гонений, но да будем, яко наемницы единонадесятаго часа, чающии мзду прияти от Христа во Царствии Небеснем.
       Испросите у Бога молитвами вашими, святии страдальцы Христови, веры православныя укрепление, помыслом нашим освящение, в добродетелех преспеяние; да дарует Он дар благопотребен коемуждо просящему предстательства вашего, да сподобит нас и в час кончины нашея оную твердость веры явити, кую же и вам дарова,
       да со всеми святыми сподобимся в Царствии Небеснем непостыдно воспевати Его Пресвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

       СВЯЩЕННОМУЧЕНИЦЫ АЛЕКСАНДРЕ И ФЕОДОРЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС, О ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИИ, УКРАИНЫ. 

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru