О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





842.jpg

     ПРАЗДНОВАНИЕ:
     14 октября,
     и 22 апреля - переходящая,
     12 июля

Касперовская чудотворная икона Божией Матери является великой святыней городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев в году. Дни принесения ее в Одессу (1 октября), и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – стали великими церковными торжествами.

     Вид этой небольшой иконы, написанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы, в правой Он держит свиток.

     Согласно преданию, икона эта была в конце XVI века привезена в Россию из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям, в 1809 году святой образ стал собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты Божией Матери и Спасителя.
     И вот, недалеко от Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами.
    
     Чудное обновление образа произошло среди глубокой ночи; в феврале 1840 года. Для семьи Касперовых, не известно по каким обстоятельствам, настали скорбные времена, и помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом.
     Однажды во время молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг «стал столь светлым и живым», что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божией Матери.
     Супруги Касперовы по взаимном совещании решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божия судила быть иначе. Образ обновился чудесным образом и с тех пор у иконы начинают происходить многочисленные и явные исцеления.

     В соседстве с селом Касперовкой в то время находилась деревня Кизим. В 40-х годах XIX-го века жила здесь мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева; женщина была долгое время больна, с омертвевшей левой рукой. После напрасных попыток излечиться, слышит она по весне 1840 года в сонном видении голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться святому образу. Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Ионовны, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление.
     «От сего случая, - говорила г-жа Касперова, - в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление».
     Летом 1843 года совершилось три выдающихся исцеления. Получил совершенное здравие после молитв пред образом Божией Матери крестьянский 13-летний мальчик из города Херсона Иван Шумяков, который страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание.
     Ушла домой из Касперовки вполне здоровой очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом госпожи Касперовой привезли, так как, разбитая параличом, она не владела половиной своего тела и двигаться сама была не в силах.
     Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием.

     Слухи об исцелениях от иконы заставили новоивановского священника отца Зелинкевича предложить владелице Касперовки перенести икону в церковь. В последних числах января 1844 года, семь месяцев спустя после первого предложения священника, Касперова лично перенесла образ в приходской Свято-Никольский храм.
     В 1846-м году Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от иконы из села Касперовки. После окончания работы комиссия приходит к выводу о действительной чудодейственной силе, исходящей от лика Богородицы.
     К этому времени о чудотворном лике знает уже весь причерноморский край, приезжают из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.
     Множество чудес и исцелений происходило от чудотворного образа в прошлом и в настоящее время. Множество из них описаны, многие остались в тайне. Искренняя чистосердечная молитва не оставалась не услышанной Заступницей Усердной.

     Вот заслуживающий внимания случай, произошедший весной 1922 года в селе Гниляково (ныне Дачное) Одесской области. На село обрушилась сильная эпидемия холеры. Были случаи, когда в течение суток умирало до 30-ти человек. Сельский священник, выбиваясь из сил, с утра до поздней ночи совершал отпевания. Тогда, по рекомендации батюшки, группа местных жителей отправилась в Одессу к правящему архиерею с просьбой принести в село Касперовский образ Богоматери. 13 июля, в день праздника Собора Св. Архангела Гавриила, в сопровождении городского духовенства, икона была доставлена в центр села прямо на площадь. Перед ней был совершен общественный молебен, потом икона была внесена в местный Свято-Покровский храм. После молебна не умер ни один человек.
     В память этого события в благодарность Богу и Божией Матери за избавление от тяжкой эпидемии местные жители установили день Святого Архангела Гавриила почитать особым днем милости Божией.

     В 50-х годах XIX столетия, по благословению Святейшего Синода, с иконой совершаются крестные хода в главные города Херсонской епархии - Херсон, Николаев, Одессу.
     В Херсоне крестный ход был учреждён в 1852 году. Для того, чтобы приблизиться к пониманию, каким торжественным было это событие для жизни города, приведем краткое его описание, взятое из записей замечательных дат Херсона. «В 1852 году, 8 мая, в день праздника Вознесения, крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился безпрерывный салют. Для участия в крестном ходе прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 июня».

     В 1854 году во время Крымской войны граждане города Одессы отправили депутацию к преосвященному Иннокентию с письмом такого содержания: «При настоящих
обстоятельствах, когда город наш находится в облежании от врагов, мы обращаемся с
покорнейшей просьбой к Вашему Высокопреосвященству исходатайствовать дозволение
принести Касперовскую икону Богоматери в соборный храм наш на все время блокады
нашего города. От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что
пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских
нападений и надежнейшим залогом нашего спасения».
     Просьба жителей Одессы была удовлетворена, и 6 августа 1854 года икону крестным ходом принесли из села Касперовки в кафедральный собор города Одессы, где она и оставалась до 20 мая 1856 года.
    
     26 сентября 1855 года на Одесском рейде появился неприятельский флот из 120 вымпелов. Ежедневно в эти тяжелые дни христиане вместе со святителем Иннокентием возносили молитвы перед чудотворным образом о спасении города. Можно себе только представить состояние горожан, целую неделю находящихся под дулами смертоносных орудий эскадры, тем не менее, все недоумевали, что же мешает неприятелю напасть на практически беззащитный город.
     Накануне 1 октября (ст. ст.), перед соборной площадью собралось почти всё население Одессы, служили молебны, перед Касперовским чудотворным образом, по благословению владыки, стали читать покаянный канон - все просили Царицу Небесную пощадить город. В день Покрова Божией Матери на море опустился густой, почти непроницаемый туман.
     Вражеские суда в этом тумане сбились с курса и не могли определить верное направление предполагаемого удара. Еще один день - и флот внезапно ушел.
     Одни считали это избавление случайностью, другие - незнание врагом наших наличных сил и страхом перед огнем приморских батарей. Но верующие жители Одессы в те дни от мала до велика благодарили Пресвятую Богородицу. Воистину Её омофор был распростерт в эти дни над городом и спас его от неминуемой гибели. День этот стал особенно памятным для жителей Одессы, в этот же день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установлен и один из дней чествования Касперовской иконы Божией Матери.

     Великой опорой и укреплением духовных сил и веры нашего народа послужила эта икона во времена бедствий, которые обрушивались на наше Отечество в периоды испытаний, когда к границам нашим подступали иноземные вражеские полчища. Она являлась свидетельством присутствия Покрова Царицы Небесной и для одесситов, и для херсонцев, и для защитников Севастополя, для всех, кто требовал Её материнской помощи.
     В молитве перед чудотворным образом находили все и ободрение, и утешение, и надежду.
     Им благословлял святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический,
проходившие через Одессу в Севастополь войска. Им осенялись устроенные на нашем
морском берегу батареи и благословлялись приставленные к ним для защиты порта и
города отряды. Этот образ носили по госпиталям и лазаретам. Перед ним давали обет и им напутствовали сестер милосердия, принимавших на себя нелегкое дело служения в войсках.
    
     Благодаря благодатной помощи, которая являлась на морских рубежах нашей державы по молитвам у этого образа, Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причем не только морского, но и воздушного.
Любопытен один факт, из истории Крымской войны, также связанный с чудотворным
образом.
     Когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А. С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских, и велел сказать: «Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь». На что высокомерный вельможа дал такой ответ: «Так передай архиепископу, что он напрасно безпокоил Царицу Небесную - мы и без Нее обойдемся!». 
   Вскоре Севастополь пал...

     В мирное время традиция прохождения крестных ходов по Херсонской губернии
неукоснительно соблюдалась вплоть до пришествия богоборческой власти. Как об этом
свидетельствуют описания того времени, чудотворная икона ежегодно крестным ходом
приносилась из с. Касперовки в г. Одессу и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи. С праздника Вознесения пребывала до 29 июня в г. Херсоне; с 1-го июля по 1 августа - в г. Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читался акафист Пресвятой Богородице. Последний крестный ход был совершен в 1918 году.
     С приходом советской власти традиция совершения крестных ходов была прервана и возобновлена только в 90-х годах.
     Официальным местом нахождения иконы считалось селение Касперовка, однако большее время года она проводила в Одессе и в данное время образ этот находится в Свято-Успенском соборе города и является главной его святыней.
     Касперовская икона Божией Матери - это святыня, которую с благоговением почитают православные жители Херсона, Одессы, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма и многих других регионов. Не один храм был устроен и освящен в честь этого чудотворного образа и не только в Херсонской губернии, но и далеко за ее пределами. С обретением чудотворного образа многие благочестивые христиане считали необходимым прославить Божию Матерь, тем самым, отвечая своим усердием на являемую Богом милость: кто в молитвах и крестных ходах, кто, устраивая приделы и храмы в честь святого образа.
    
     Главной святыней Свято-Духовского кафедрального собора г. Херсона является список чудотворной Касперовской иконы Божией Матери, перед которым собором городского духовенства читается акафист Покрову Божией Матери.
     Ежегодно в престольный праздник Свято-Духовского кафедального собора, День Святого Духа, из Одессы привозится чудотворный Касперовский образ Божией Матери, который во главе с правящим Архиереем торжественно встречается духовенством Херсонской епархии и многочисленными верующими из различных храмов епархии, и пребывает несколько дней в богоспасаемом граде Херсоне.
     Как и в прошлые времена, Царица Небесная через Свой чудотворный образ продолжает помогать всем, притекающим к Ней с верою за помощью и утешением.

     "Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление".

     Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Касперовская", глас 4:
     Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

     Кондак, глас 3:
     Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

     Величание
     Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

     Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская»

     О Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление!
     Тебе припадаем и покланяемся пред Святою и Пречестною иконою Твоею Касперовскою, Еюже дивные и преславные чудеса совершашася. Ты едина еси радости наше Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи.
     Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умилостивити Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении нас грешных. Темже смиренно молим Тя, Всемилостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушайся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблудшим, в сокрушении сердец наших прибегающих.
     Избави нас, Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышнего, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напастей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси враги наши посрамляются. Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православной Церкви нашей в мире и тишине. Вышним Своим Благословением, да укрепит Господь Архиереи наша Православныя, и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианами.
     Всех же нас огради от всякого зла благостию Твоею, и утеши милостивым Твоим посещением и вся благодеющия нам.
     Еще же, о, Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянные собери, заблудшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы сирыя защити, болящия исцели и скорбящие утеши.
     Прежде отшедшие отцы и чада и братию нашу во светлостех райских и селениях праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми Святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

     Пресвятая Богородице, спаси нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru