О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





1419.jpg

       В день Покрова Пресвятой Богородицы мы празднуем также память преподобного Романа Сладкопевца — автора многочисленных песнопений в честь Пресвятой Девы. Его жизнь и творчество — один из самых ярких примеров того, как Бог отвечает на искреннюю и чистую любовь человека к Нему и Его Матери, щедро одаривая Своих верных чад.

       Достоверных сведений о жизни преподобного Романа сохранилось немного. Известно, что будущий певец Церкви Христовой родился во второй половине V века в Западной Сирии, в городе Эмессе (ныне — Хомс), в иудео-христианской семье. «Родом был из евреев, но ум имел утвержденным. Он не был фарисеем, но сосудом многоценнейшим», — говорится о преподобном Романе в дошедшем до нас древнем каноне.
       С юности святой Роман вел чистую и целомудренную жизнь, стремясь угодить Богу. Он получил полное классическое образование, хорошо знал греческую философию и литературу. Известно также, что преподобный изучал медицину: тексты его песнопений изобилуют древними медицинскими терминами. Но в результате конфликта с эмесскими врачебными сообществами он оставил это занятие. Святой Роман не мог смириться с «растленным собранием лжеврачей, чрез мзду души человеческих изымающих». Сам он лечил больных за очень умеренную плату или вообще безвозмездно, чем, естественно, вызывал гнев остальных врачей.
       Переехав в Бейрут, он стал пономарить в местном Воскресенском храме. Бейрут в те времена был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, но, несмотря на соблазны большого города, юноше-провинциалу удалось сохранить чистоту души.

       При императоре Анастасии Дикоре святой Роман перебрался в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии –главной Константинопольской святыне. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Столичные собратья-клирики не упускали случая посмеяться над неудачником-провинциалом.
       Негодование клириков усилилось после того, как патриарх Евфимий приблизил преподобного Романа к себе за искреннюю веру и добродетельную жизнь и назначил ему жалование наравне с чтецами и певцами.
Однажды на торжественном богослужении под Рождество Христово, где присутствовал сам император, озлобленные клирики силой вытолкнули святого Романа на амвон, выставив его невежество на позор со словами: «Пой, если ты получаешь равную с нами часть». Со стыдом и позором преподобный покинул амвон, ведь он совсем не умел петь.
   
       Униженный и расстроенный, проведя долгое время в плаче и молитве перед иконой Божией Матери, святой Роман встал и пошел в дом свой и, не вкусив от печали пищи, забылся сном. И вот во сне явилась ему Пресвятая Владычица наша Богородица, утешение всех скорбящих, держа в руке небольшой книжный свиток и сказала Роману тихим голосом:
       — Открой уста!
       Когда Роман открыл уста свои, Владычица вложила в них свиток и повелела съесть его.
       Роман проглотил хартию и тотчас проснулся, но никого не увидел перед собою; ибо Явившаяся стала невидима. Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости духовной, и стал он размышлять о том, что увидел. В уме же своем он вдруг ощутил разумение книжное, ибо Дева Богородица, как некогда Сын Ее — Своим апостолам, отверзла ему ум к разумению писаний (Лк.24,27). Он исполнился великой премудрости и стал со слезами благодарить Наставницу свою за то, что в одно мгновение Она даровала ему такие познания, каких он не мог бы достигнуть в течение многих лет.
       Со свитком Богородицы святой получил голос и поэтический дар, после чего сразу же составил свой первый знаменитый кондак в честь праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает».

       На следующий день во время всенощного бдения, когда нужно было воспеть песнопение в честь праздника, святой Роман настоял, чтобы его допустили к пению на амвоне, и на этот раз прекрасно спел составленный им гимн:
       — «Дева днесь пресущественнаго раждает, и земля вертеп неприступному приносит. Аггели с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо Первовечный Бог».
       Все, видевшие и слышавшие сие, удивлялись и услаждались пением Романа, вникая в смысл песнопения. Когда же он окончил свою песнь, патриарх спросил, откуда у него такая премудрость. Роман не скрыл чуда Богородицы, но исповедал Ее благодать и прославлял вразумившую его Небесную Наставницу. Клирики, оскорбившие его, устыдились и, покаявшись, пали к ногам Романа, прося у него прощения.
       Патриарх же тотчас поставил святого Романа диаконом, и из уст его премудрость потекла как река, а тем, кто сначала упрекал его за простоту и невежество, пришлось потом самим же у него учиться.
       За удивительное вдохновенное пение люди стали называть преподобного Романа Сладкопевцем. Он стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял уровень благолепия православного богослужения. Святой Роман составил около тысячи духовных песнопений, многие из которых по сей день употребляются в богослужениях. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его подобию составлялись и многие другие.
       Свое земное существование величайший гимнограф византийского мира окончил около 560 года в монастыре Авасса, располагавшемся недалеко от Константинополя.
Проведя жизнь свою Богоугодно и праведно, он переселился в вечные обители и ныне с ангельскими ликами вечно воспевает Богу Трисвятую песнь.
      
       Вселенская Церковь причислила его к лику святых.
       Частица мощей преподобного Романа находится в киевском храме, освященном в его честь.
       Преподобный Роман является покровителем рода Романовых. В 1902 году при содействии страстотерпца царя Николая II в родовой усыпальнице его предков, находящейся в подклетье Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве, был устроен храм во имя святого Романа. После революции храм был осквернен большевиками и восстановлен уже в 90-х годах XX столетия, когда началось возрождение Новоспасского монастыря.

       Преподобный Роман справедливо признается отцами Церкви творцом кондаков. Само название кондаков напоминает о том чудесном случае с пергаментным свитком («кондакионом»), который вручила ему Богородица. С тех пор кондаками стали называться краткие церковно-богослужебные песнопения в честь Господних и Богородичных праздников, а также в честь святых и в память усопших, излагающие сущность праздников и составляющие тему для всего богослужебного их чинопоследования.
       Все творения преподобного Романа Сладкопевца отличаются богатством и изящностью стихотворной формы. По содержанию очень просты и совсем не аллегоричны. Его гимны, как правило, содержат вариации на тему какого-либо библейского сюжета. Картинные подробности и диалоги помогали слушателям живее воспринимать события Священной истории. Например, кондак «На усопших» прославляет блаженную жизнь обитателей рая. Кондак «О предательстве Иудином» посвящен новозаветному сюжету. Деяние Иуды в глазах автора столь ужасно и немыслимо, что даже непонятно,
        Как море гнев сдержало,
        Как небо на землю не пало,
        Как мира строение устояло…

       Святой Роман сочинял свои произведения не только для эстетического наслаждения любителей поэзии и музыки. Это был отклик на волновавшие его современников проблемы церковной и общественной жизни. Например, на бушевавшую в то время монофизитскую ересь он отвечает поэмами «Мария и волхвы» и «Мария у Креста», в которых создает глубоко психологический образ Марии-Матери и тем самым утверждает совершенную человеческую природу Богочеловека. В поэме «Мария у Креста» святой Роман описывает тяжелые переживания Пресвятой Богородицы как Матери, теряющей Сына.
       Известный библеист С. С. Аверинцев писал: «Естественность и уверенность, с которой творил преподобный Роман, казались современникам чудом». В самом деле, это и было чудо, ведь Сама Пресвятая Богородица сообщила ему дар сложения кондаков.
       Помимо кондаков, святой Роман Сладкопевец считается творцом икосов, которые, по свидетельству святого Марка, митрополита Эфесского, «вместе с кондаками петы были в одних прекрасных тех покоях (по греч. oikos — «дом, покой»), где священный муж имел обыкновение проводить ночи в бдении. Отсюда-то они и получили такое название». «Икосами» называются в Церкви пространнейшие песнопения в честь и память праздника или в память усопших. По своему содержанию они сходны с кондаками, пишутся одним размером и поются на один глас. Икос всегда следует за кондаком, так как представляет развитие последнего.

       Церковь в своих песнопениях воспевает преподобного Романа «гуслей сладковещанной», «сладкогласной цитрой Божественного Духа», «свирелью церковною», «соловьем божественных песней», «струной преславных слов Духа»…
       А мы обратимся к преподобному словами, которые написал святой Герман, патриарх Константинопольский, на день его памяти:
       «Самый ранний, первый плод прекрасных гимнов ты показал как средство для спасения, Романе, отче наш; составляя ангельские песни, ты беседовал с Богом. Умоли Христа Бога избавиться от искушений и бед прославляющим тебя».

       «Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная».

       Тропарь преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8
       В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

       Кондак преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8
       Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре, Церкви Христове пречестное украшение был еси: пением бо прекрасным украсив ю, блаженне. Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

       Величание
       Ублажаем тя, преподобне отче Романе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

                Молитва преподобному Роману Сладкопевцу

       Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней.
       Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.
       Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу.
       Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь.
       Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника.

       Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.
       Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.
       О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

       ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ РОМАНЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru