О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





1193.jpg

       ВЕЛИКОМУЧЕНИК ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА, ЖЕНА ЕГО ФЕОПИСТИЯ И ИХ ЧАДА АГАПИЙ И ФЕОПИСТ
    
       В царствование императора Траяна (98–117) жил в Риме знатный и богатый военачальник Плакида. Он был таким храбрым, что все враги боялись его имени. Но больше ратных подвигов Плакида любил помогать бедным, больным и попавшим в беду. Он был очень добрый и хороший человек - только не имел веры в Бога, без которой мертвы все добрые дела.
       Однажды Плакида отправился на охоту. Спугнув стадо оленей, его слуги и спутники пустились в погоню. Сам он выбрал очень крупного зверя, который оторвался от стада и понесся по полям. Охотники скоро остались позади, а Плакида все мчал на быстром и сильном коне, дальше и дальше. Наконец олень вскочил на высокий камень и замер.
       "Как же его поймать?"- подумал охотник - и вдруг увидел между рогами оленя светящийся крест, а на нем пригвожденного Иисуса Христа. Раздался Божественный голос:
       - Что ты гонишь Меня, Плакида?
       Он пришел в ужас и замертво упал с коня, а очнувшись, проговорил:
       - Кто ты, Господи?
       - Я Иисус Христос - Тот, Кого ты, не зная, почитаешь добрыми делами и милостыней. Я явился тебе на олене, которого ты хотел поймать, чтобы поймать тебя - да познаешь Меня и будешь Моим верным рабом.
       Плакида поднялся. Оленя уже не было, и видение исчезло.
       - Верую, что Ты Бог неба и земли и Творец вселенной, Тебе одному поклоняюсь и молю, научи, как мне жить,- сказал он.
       - Иди к христианскому священнику, крестись, и он наставит тебя на путь спасения.
      
       Был поздний вечер, когда Плакида вернулся домой. Он позвал жену и обо всем рассказал ей. Она совсем не удивилась.
       - Прошлой ночью во сне я слышала голос, сказавший мне: "Вы с мужем и сыновьями завтра придете ко Мне и познаете Меня, Иисуса Христа, истинного Бога, спасающего любящих Его". Давай не откладывая пойдем и сделаем, как велел нам Господь.
       Плакида тут же отправил людей на поиски священника, и вскоре вся семья и несколько верных слуг были у отца Иоанна. Наставив их в христианской вере и помолясь, он крестил их всех во имя Отца и Сына и Святого Духа. Плакида получил в святом крещении имя Евстафий, его жена - Феопистия, а сыновья - Агапий и Феопист. Они причастились Святых Христовых Таин и с миром пошли домой.
       На следующий день Евстафий сел на коня и позвал слуг на охоту. Но он вовсе не собирался охотиться - на самом деле ему хотелось еще раз побывать у того камня, где ему явился Господь. Отослав спутников и оставшись один, Плакида на коленях со слезами благодарил Бога и просил устроить его судьбу по Своей благой воле.
       Господь сказал ему:
       - Евстафий, тебе предстоит явить на деле твою веру и любовь - а они познаются в нищете и напастях.
       - Господи, вот я перед Тобой,- ответил Плакида. - Делай со мной, что хочешь, только не лишай Твоей помощи.
       Прошло несколько дней, и в дом Плакиды пришли болезни и смерть: разболелись и люди, и скотина. Скоро умерли почти все работники, а кто был жив, лежал больной. Некому было стеречь дом, и воры ночью украли все ценное, так что Плакида совершенно обнищал. Но он нимало не печалился и благодарил Бога, как Иов, говоря: "Бог дал, Бог и взял, как Богу угодно, так и сделалось - буди имя Господне благословенно".

       Плакида с женой решили уйти из дому и поселиться в чужой стране, где никто их не знает и никогда не слыхал об их благородстве, богатстве и славе. Они надели нищенскую одежду, взяли сыновей и ночью, прячась от людей, ушли.
Когда император Траян узнал, что его любимый военачальник исчез, он очень огорчился и начал искать его. А в это время Плакида с семьей шел к морю, чтобы сесть на корабль и отправиться в Египет.
       Капитан корабля был язычник, дикий и свирепый варвар. Ему понравилась жена Плакиды, и он захотел отнять ее у мужа. Пристав к берегу, капитан потребовал у Евстафия платы за перевоз - Феопистию. Евстафий был безоружен, и некому было заступиться за них - ему оставалось лишь молить о пощаде. Но варвар выхватил меч и закричал:
       - Замолчи и убирайся отсюда, не то я тебя убью и труп выброшу в море!
       Евстафий с детьми сошли на берег, а корабль, подняв паруса, отчалил.
Осиротевший Евстафий шел с сыновьями по дороге, пока им не преградила путь быстрая и полноводная река. Моста поблизости не было, и реку переходили вброд. Плакида посадил младшего сына на плечи и перенес его на другой берег. Возвращаясь за старшим, он услышал крик: лев уносил Агапия в пустыню. Евстафий поспешил назад - и увидел, как волк убегал в лес с Феопистом.
       Но и теперь Плакида не возроптал на Бога и не стал жаловаться на судьбу.
Он поселился в деревне и работал как простой крестьянин, чего ему раньше никогда не приходилось делать. А потом он стал сторожем и сторожил посевы. Так Евстафий прожил пятнадцать лет в нищете и смирении, трудясь в поте лица, чтобы заработать на хлеб.

       В то время на Рим напали племена варваров; они разоряли города и опустошали села. Император Траян был в большой печали. Он вспоминал своего славного военачальника и говорил:
       - Был бы здесь наш Плакида - враги не смогли бы одолеть римское войско.
Он больше прежнего огорчался и удивлялся, как это Плакида бесследно исчез с женой и детьми, и решил послать людей на поиски по всей империи.
       - Кто мне найдет моего Плакиду, получит почетную награду и дорогие подарки,- сказал император.
       Тогда два храбрых воина Антиох и Акакий, друзья Плакиды, которые раньше жили у него в доме, вызвались его искать. Они прошли много городов и сел, спрашивая всех встречных, не видали ли они их любимого друга, и наконец добрались до деревни, где жил Плакида.
       А он тогда стерег жито в поле. Евстафий издалека увидел друзей, узнал их и заплакал от радости. Он встал у дороги, по которой шли воины, и они, подойдя, спросили его, что это за деревня и не живет ли в ней такой-то и такой-то человек по имени Плакида.
       - Зачем он вам? - спросил Евстафий.
       - Он наш друг,- отвечали они. - Мы давно не видали его и не знаем, куда он скрылся. Кто нам скажет, где он, и жена его, и дети, тот получит много золота.
       - Не знаю такого и никогда не слыхал ни о каком Плакиде, - сказал Евстафий.- Но прошу вас, останьтесь в нашей деревне и отдохните у меня в хижине. Вижу, вы и лошади ваши устали - побудьте у меня, а потом поищете тех, кто сможет вам помочь.
       Воины не узнали его и пошли с ним в деревню. А он глядел на них и едва удерживался от слез.

       Евстафий привел их к себе - а жил он в чужом доме, у одного доброго человека. Хозяин угощал гостей, а Евстафий прислуживал им за столом, как некогда они ему служили.
       Во время обеда Антиох и Акакий все поглядывали на Евстафия и мало-помалу стали узнавать его.
       - Этот человек похож на Плакиду - или это он самый и есть,- тихо переговаривались они.- У Плакиды была глубокая рана, полученная в сражении. Если у этого человека есть шрам на шее - значит, это он.
       Разглядев шрам, они бросились к ногам Евстафия, и обнимали его, и радовались.
       Тут собралась вся деревня. Люди удивлялись, что сам Плакида у них жил и работал как простой крестьянин, и слушали рассказы воинов о его храбрости, подвигах и благородстве, и просили, чтобы он не прогневался на них.
Рим ликовал, узнав о возвращении Плакиды, а император одарил его гораздо больше прежнего и сделал первым военачальником.
       Готовя войско к сражению с варварами, Евстафий видел, что оно слишком малочисленно. Он велел по всей стране искать молодых людей, годных для воинской службы, и отправлять в Рим.
       Так оба брата, Агапий и Феопист, оказались в столице. Они были рослые, крепкие и красивые юноши. Военачальник заметил их и скоро полюбил как сыновей - не зная, что они и есть его дети.

       Победив врагов, войско возвращалось из дальних стран. Чтобы воины отдохнули, Плакида разбил лагерь в очень красивом месте, в деревне у реки, и простоял там дня три. А в той самой деревне жила жена Евстафия; у нее был огород, от которого она кормилась, работая в поте лица.
       По Божьему смотрению Агапий и Феопист поставили свою палатку прямо возле ее огорода.
       Как-то в полдень, отдыхая, они разговорились и стали выяснять, кто из них какого рода.
       - Я смутно помню, что мой отец был римским военачальником,- рассказывал Агапий. - Мы с ним, с матерью и младшим братом ушли из Рима, сели на корабль и плыли по морю. Мать почему-то осталась на корабле, а мы сошли на берег и очень плакали о ней. А потом надо было переходить вброд реку, и отец оставил меня на берегу. Прибежал лев, схватил меня и понес в пустыню. Но за ним погнались пастухи и отняли меня.
       Феопист кинулся ему на шею.
       - Ты мой брат! - закричал он.- Я все помню, о чем ты говоришь, и своими глазами видел, как тебя унес лев. А меня схватил волк, но крестьяне его прогнали.
Разговор братьев услышала Феопистия. Она удивлялась, и радовалась, и боялась поверить, что эти славные молодые воины - Агапий и Феопист. Феопистия решила просить у военачальника позволения идти с войском в Рим, чтобы там искать своего мужа и удостовериться, что юноши - ее сыновья.
       Придя к Плакиде, она поклонилась и сказала:
       - Прошу тебя, позволь мне идти с вами в Рим. Сама я римлянка; пятнадцать лет тому назад меня взяли в плен варвары и привезли сюда. Теперь я свободна и скитаюсь в чужой стране, терпя нужду.
       У Евстафия было доброе сердце, и он тотчас согласился взять ее в Рим. А Феопистия узнала его и остановилась в удивлении, словно в забытьи. Но муж не понимал, кто перед ним стоит.

       Она не стала открываться ему и ушла. "Я такая нищая и убогая, а он знаменитый воин", - думала она и молилась Богу, чтобы Он помог и муж и сыновья узнали ее.
       Прошло время, и Феопистия снова подошла к Плакиде.
       - Что еще просишь, мать? - спросил он.
       Она низко поклонилась и сказала:
       - Не ты ли Плакида, во святом крещении нареченный Евстафием? Не ты ли видел Христа на кресте посреди оленьих рогов? Не ты ли Бога ради ушел из Рима с женой и сыновьями Агапием и Феопистом? И не у тебя ли варвар отнял на корабле жену? Божия благодать защитила меня и сохранила от поругания - ведь тот варвар внезапно заболел и умер, не причинив мне зла.
       Евстафий словно пробудился от сна. Он узнал жену, и, обнявшись, они плакали от великой радости.
       - Где же наши дети? - спросила она.
       - Их съели звери,- вздохнув от сердца, сказал Плакида.
       - Не скорби, господин мой. Как нам привел Бог нечаянно встретиться, так и дети наши найдутся.- И Феопистия рассказала ему об услышанном разговоре.
       Тогда Евстафий велел позвать Агапия и Феописта и обо всем их расспросил. Услышав рассказ сыновей, отец с матерью возликовали, а с ними все войско - не так радовались о победе над варварами, как об этой радости. Так Бог утешил верных рабов Своих.

       В то время умер император Траян. Вместо него стал править Адриан, почитавший идолов и ненавидевший христиан. Он думал, что это языческие боги помогли римлянам одолеть варваров, и, когда войско пришло в Рим, велел всем готовиться к совершению жертвоприношения.
       Евстафий отказался идти в идольский храм. Как христианин он исповедал истинного Бога и вместе с женой и сыновьями был осужден на казнь. На мучеников выпустили диких зверей, но те не причинили им никакого вреда - а лишь кланялись и отходили от них.
       Тогда Адриан велел раскалить медного вола и бросить туда христиан. Они не сгорели - Божия благодать, как прохладная роса, остужала металл,- но, помолясь, предали души Господу.
       На третий день после казни римские христиане взяли их нетленные тела и предали погребению, славя Бога, дивного во святых Своих.
       «Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших».

       В день памяти святого Евстафия протоиерей Григорий Дьяченко в своем поучении говорит:
       «Св. великомученик Евстафий был римским воеводою, имел огромное богатство, множество рабов, был счастлив и знаменит. Но вот, горе за горем, беда за бедой начинают преследовать его. Прежде всего дом его посетила смерть; затем пришли недобрые люди, ограбили его и он сделался нищим и безпомощным скитальцем. Добрую и благочестивую жену отнял у него разбойник; двоих сыновей унесли дикие звери, и Евстафий остался один со своим горем.
       Что могло быть ужаснее его положения? Но он не потерялся в нем. «Плачу бо яко человек, Господи, говорил он, но о Тебе промыслителе моем и строителе пути моего утверждаюся и на Тебе надеюся, и Твоею любовию, якоже хладною росою, и Твоим желанием, аки сладостию, горесть бед моих услаждаю».
       Таким образом, не имея ничего на земле, он весь устремился к Богу, и Бог утешил его. Пришло время и он сделался еще более богатым и знатным; нашел чудесно сохраненных Богом жену и детей, а впоследствии обрел и такую благодать и милость от Господа, что сподобился и венца мученическаго.

       Бывают, братие, и с нами несчастия, в которых мы можем еще по-видимому найти помощь или утешение от людей; но бывают и такие, помочь или утешить в которых люди вовсе безсильны. В этих последних несчастиях вместо того, чтобы обратиться с молитвою о помощи к Богу, и на Него, как всемогущего, возложить всю надежду, мы, нередко, предаемся совершенному малодушию, и, как говорится, совсем опускаем руки. От этого нередко и происходит то, что многие из нас, без веры и упования на Бога, в несчастиях от малодушия переходят к отчаянию и погибают.
       А между тем, разве есть горе, в котором бы Господь не мог утешить нас? Или у Него мало любви и сострадания? Или Он не видит наших бед и скорбей? О Его всемогуществе и всеведении нечего и говорить, а что есть у Него любовь и сострадание к бедствующим, видно из того, что Он Сам призывает их к Себе и обещает им Свою помощь. «Призови Мя, говорит в день скорби твоея и услышу тя». Поэтому люди праведные в несчастиях поступают не как мы: они пребывают в уповании на Бога непоколебимыми, как скала, и упование не посрамляет их; Господь неожиданно прелагает печаль их на радость и скорбь на веселие.

       Не будем же изнемогать в несчастиях, оставим малодушие и уныние, и исцеления от смертной тоски не будем искать в каких-нибудь нелепых, иногда суеверных средствах. Но когда томительная скорбь будет тяготить душу нашу, то скорее в слезной молитве повергнемся пред Господом, откроем скорбь свою и печаль свою Ему возвестим. Он милосерд, и потому или пошлет нам свою благодатную силу, которая даст душе нашей терпение и великодушие, или и от всех бед и скорбей совершенно избавит. Аминь."

       Тропарь великомученика Евстафия и иже с ним, глас 4;
       Мученицы Tвои, Господи, Евстафие, Феопистие, Агапие и Феописте, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: имуще бо крепость Tвою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Tех молитвами спаси души нaша.

       Кондак, глас 2:
       Страсти Христовы яве подражав и Сего испив усердно чашу, общник, Евстафие, и славы снаследник был еси, от Самаго всех Бога приемля с высоты Божественное оставление.

       Величание:
       Величаем тя, страстотерпче святый Евстафие и чтем честныя страдания твои, яже за Христа претерпел еси.

                Молитва
      
       О, преславный святый и многострадальный великомучениче Христов Евстафие!
       Услыши ны грешныя и недостойныя, святую многострадальную память твою празднующия.
       Испроси нам у Господа многомощными молитвами твоими благодать, яже ко спасению, и всех грехов содеянных нами прощение, земли благоплодие, миру мирное устроение и от лютых диавольских козней свобождение, христианскую кончину жития нашего и немятежное чрез воздушныя мытарства к небеси прехождение,
       ты бо приял еси благодать сию от Господа, еже молитися за ны, и аще восхощи помиловати нас, почитающих священную память твою. Вся можеши сотворити.
       Не презри убо нас недостойных, святый великомучениче Евстафие.
       Испроси от Господа вся благая и полезная душам нашим, яко да и мы удостоимся славити и воспевати Всесвятое и великолепое Имя Его во премирном Царствии Небеснем, идеже есть всех святых жилище, во веки веков. Аминь.

       СВЯТИИ МУЧЕНИЦЫ ЕВСТАФИЕ, ФЕОПИСТИЕ, АГАПИЙ И ФЕОПИСТЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru