О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





b_345_0_16777215_00_images_IMG_0955.jpgВ канун Светлого Праздника Пасхи к нам в храм пришла группы слабослышащих из Лианозово.

Кто-то уже был нашей встрече и привел друзей, заинтересовавшись темой разговора об истории слабослышащих и глухонемых в Церкви, о Таинствах Исповеди и Причастия. Мы рассказали им об устройстве храма, о его назначении, о связи человека с Богом в молитве, об иконах,  устройстве иконостаса, святых храма. Снова с нескрываемой радостью наши гости «слушали» колокольный звон, который могли ощутить посредством вибрации. 

По просьбе группы была проведена лекция о глухих в истории церкви с древних времен до наших дней.

Мы узнали, что в Древнем Египте первым источником, где упоминались люди с особенностями развития, был папирус Ebers (1550 г. до Р.Х.) Содержание папируса: перечень рецептов, врачебных советов. Египтян заботило также социальное самочувствие инвалидов. Жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу. 

b_200_0_16777215_00_images_Untitled.png

 

 

 

 

 

 

 

Умственно отсталые дети находились под защитой бога Озириса и его жрецов, а вот глухие не являлись объектом внимания, их не считали инвалидами.

В Древней Греции существовали две базовые педагогические модели – спартанская (тоталитаризм, военизированность) и афинская (демократичность). Но отношение к глухим почти совпадали. В Спарте действует Закон Ликурга (IX - VIII вв. до Р.Х.) рекомендующий умерщвлять физически слабых младенцев. В греческих государствах-полисах предписывалось выявлять неполноценных детей в момент рождения и отделять их от здоровых. В лучшем случае их оставляли на произвол судьбы, в худшем случае уничтожали.

И только в Древнем Израиле отношение было совсем другим. Глухих защищает ветхозаветный Закон: «Не злословь глухого и перед слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь» (Левит 19:14). К глухоте и немоте уважительное отношение как к тому, что посылается Самим Богом: «И сказал Моисей Господу: о Господи! Человек я не речистый, и таков был вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь [Бог]?..» (Исход 4: 10-12, 13-17).

Далее повествование перенесло нас в средние века.

Аврелий Августин (354-430 гг) считал, что через слушание и объяснение Священного Писания достигается вера: «Слушающий нас слушает через нас Бога, начинает совершенствоваться и в нравах, и в знании, бодро вступает на путь Христов». (Трактат «Об обучении оглашенных») 

b_200_0_16777215_00_images_as.png

 

 

 

 

 

 

 

Блж. Августин говорил  о возможности передачи проповеди на языке жестов (так как глухому трудно понять проповеди). В V в святой Иероним также утверждал, что глухие могут понять Евангелие благодаря жестам.

Интересный случай записан около 700 года. Святой Дисон из монастыря Беверли обратил внимание на глухонемого нищего и выучил его выговаривать звуки, затем слоги, слова и предложения. (Беда Достопочтенный. Книга «Церковная история англосаксов») . Именно монахи, первые стали  предпринимать попытки обучения глухих.  С V было разрешено крещение глухих.  В конце XII вышел указ папы Иннокентия III, позволявший глухим жениться (если они смогут «выразить согласие в недвусмысленных жестах»). С  XIV в глухие могли принимать монашеский обет.

Бенедиктинский монах Педро Понсе де Леон (1520-1584) в монастыре Св. Сальвадора, обучал глухих письму, счету, чтению  на родном языке, а также на латыни и греческом, учил молиться. Обучение Педро Понсе де Леона  является первым историческим фактом целенаправленного духовного просвещения глухих. На его могильной плите высечено:  «Педро Понсе обучал глухих, хотя Аристотель утверждал, что это невозможно».

b_200_0_16777215_00_images_df.png

 

 

 

 

 

 

Специальная система образования была введена в 1760 г. в Париже аббатом Делепе (1712-1789),  основана частная школа для глухих (впоследствии Парижский институт глухонемых). Делепе обучал глухих основам христианской веры. Занимался не только умственным, но и нравственным развитием. Школа Делепе явилась для России положительным примером систематического обучения глухих.

В 1806 году открывается первое опытное  училища для глухонемых в России. 

b_200_0_16777215_00_images_dd.png

 

 

 

 

 

 

А теперь, слава Богу, ситуация совсем другая. Слабослышащим доступны многие сферы деятельности, возможно обучение и получение профессии. Развивается культура и спорт внутри общества, активна молодежь, о чем нам рассказывала переводчица, ссылаясь на новости Всероссийского Общества Глухих http://www.voginfo.ru/.

Но и проблем хватает, вернее, не хватает: духовного и просто человеческого общения, ощущения общности с Миром, особенно для возрастной категории.  Об этом говорят и вопросы, заданные за чашкой чая нашими гостями, и некоторая нерешимость подойти к Таинствам Церкви.

Тем усерднее мы будем все вместе стремиться к совместной молитве за Божественной Литургией и призываем всех, кто хочет помочь нам в этом, а также других направлениях социальной работы, откликнутся. Для этого нужно заполнить анкету на страничке Социального служения сайта.

Спаси и храни вас Бог!

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru