О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





6581.jpg
     Братолюбивый нищий, неистовый ревнитель о славе Божией, мистик Огня и Света — все эти эпитеты характеризуют личность преподобного Симеона Нового Богослова.
Это был одновременно схимонах-аскет и церковный деятель, проповедник и утонченный богослов-философ, созерцатель-мистик и вдохновенный поэт. Его произведения отличались такой глубиной созерцания истин христианского вероучения, что святой Симеон удостоен наименования Новый Богослов.
     За всю историю Православной Церкви было всего три случая такой высокой оценки богословских трудов, и только трое святых официально именуются богословами: евангелист Иоанн (I в.), архиепископ Григорий Назианзин (IV в.) и игумен Симеон (X-XI в.).
    
     Преподобный Симеон, Новый Богослов родился в 949 году в местечке Галате в Пафлагонии (Малая Азия) от богатых и знатных родителей Василия и Феофании. Большая часть жизни преподобного Симеона совпала с одним из лучших периодов византийской истории, когда царствовал император Василий II (976–1025).
     Одиннадцатилетним подростком, сочетавшим в себе большие способности и кроткий, благоговейный нрав, преподобный Симеон был отправлен в Константинополь для обучения в столице. Закончив так называемые грамматические курсы, юноша был лично представлен императору, который включил его в число царедворцев. Перед молодым человеком открывалась блистательная карьера на государственном поприще, к которой его усердно склонял занимавший важное место при дворе родной дядя.
     Но к иному были направлены желания и помыслы благочестивого юноши, не прельщенного суетностью столичной жизни. Под влиянием духовных книг молодой человек стремился вступить на путь иночества. Господь послал ему в духовные руководители престарелого монаха Студийского монастыря Симеона Благоговейного. Богомудрый старец отговорил его от поспешных решений, советуя вооружиться терпением в ожидании того момента, когда благие устремления юной натуры превратятся в глубоко осознанную внутреннюю потребность и жизненную необходимость.
     Внимательно наблюдая за развитием своего послушника, пребывавшего в миру, старец Симеон наставлял его в чтении духовной литературы, помогал душеполезными назиданиями и советами. Один из таких советов стал для преподобного Симеона руководящим правилом всей его жизни: внимать и слушаться совести, которая является гласом Божиим в душе человека, внушает ему лишь то, что приближает к Богу.
    
     Вступив на путь суровой аскезы, преподобный Симеон ограничил себя хлебом и водой, все более и более углублялся в молитву во время продолжительных ночных бдений. «Слезы текли из его глаз, он умножал коленопреклонения, как если бы Господь присутствовал Сам, и молитвенно призывал Матерь Божию» – так, повествуя словно о некоем вымышленном юноше, преподобный Симеон рассказывает о своих молитвенных подвигах. Он сподобился благодатного просветления, во время которого ощутил себя окруженным неземным светом, «перестал ощущать и себя, и все окружающее».
     Такого рода подвижничество редко обходится без искушений. Не избежал их и преподобный Симеон. По прошествии шести лет жизни в Константинополе и постоянного общения со своим духовным отцом ему пришлось уехать к себе на родину, где он переменил образ жизни, поддавшись многим соблазнам. «Я был в таком состоянии, как если бы никогда не понимал или не слыхал святых слов Христовых, – писал впоследствии преподобный Симеон. – Но любовь и вера ко святому старцу осталась в моем несчастном сердце. И из-за нее, я думаю, Человеколюбивый Бог после прошествия стольких лет помиловал меня по его молитвам».
     Восприняв свое избавление от пут зла как великую милость благодатного Промысла, преподобный Симеон принял твердое решение вступить на иноческий путь. С благословения старца Симеона он стал послушником Студийского монастыря в возрасте двадцати семи лет. Здесь он следовал наставлениям своего духовного отца столь усердно, что вызвал неудовольствие со стороны игумена монастыря, который изгнал его из обители.
    
     Перейдя в соседнюю небольшую обитель во имя святого Маманта, именуемую Ксирокеркской, молодой послушник принял монашество. Предаваясь уединению, чтению и богомыслию, он целыми неделями соблюдал строгий пост, вкушал одни овощи и семена, лишь по воскресеньям присутствуя за братской трапезой. Малое время, отведенное для сна, он проводил на полу, подстилая овчину поверх рогожи. Никогда не произносил праздных слов, хранил трезвенное самоуглубление и старался не выходить из своей келлии.
     Принимая священнический сан в таком благорасположении, преподобный Симеон вторично сподобился великой благодати Божией: во время рукоположения он ощутил себя озаренным и проникнутым неземным духовным светом. Эта милость была воспринята им как знак особой ответственности, лежащей на совести пастыря стада Божьего, который «должен быть чист и телом, и тем паче душою, не запятнан никаким грехом, смиренен по внешнему нраву и сокрушен сердцем по внутреннему настроению». По свидетельству сподвижников преподобного Симеона, во время принесения Бескровной Жертвы лицо его становилось ангелоподобным и излучало такой яркий свет, что на него трудно было смотреть.
     Примерно в 980 году, когда преподобному Симеону исполнился 31 год, он был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет.
Приступив со страхом и благоговением к исполнению своих игуменских обязанностей, преподобный Симеон сделал предметом своих постоянных забот не только духовную, но и хозяйственную жизнь обители. Монастырь святого Маманта нуждался в то время в серьезных восстановительных работах. Со временем преподобному Симеону удалось превратить монастырь святого Маманта в цветущую обитель с многократно увеличенным числом насельников. Имя преподобного Симеона приобрело известность среди жителей Константинополя. За духовным руководством к нему обращались многие высокопоставленные лица.
    
     Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это "ожерелье" на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.
     Однако нововведения преподобного Симеона, требовавшего неукоснительного соблюдения строгого монашеского устава, оказались не по силам для некоторой части насельников святой обители. Дело дошло до открытого выступления тридцати монахов, дерзнувших подать жалобу на своего игумена Патриарху Константинопольскому Сисинию II (996–999). Внимательно во всем разобравшись, Патриарх распорядился наказать жалобщиков изгнанием из монастыря и полностью поддержал преподобного Симеона, который, однако, по великой доброте своей простил своих недругов и сумел уговорить Патриарха вернуть заблудшее стадо в лоно родной обители.
     Через несколько лет, в 1005 году, преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился в одинокой келлии при монастыре для неотлучного пребывания с Богом в молитве и богомыслии.
      С этого времени начался новый этап в жизни святого подвижника. Дар учительства, который прежде выражался в частных и церковных поучениях, раскрылся теперь во всей своей полноте в многочисленных писаниях, дошедших до нас под общим названием «Слова преподобного Симеона, Нового Богослова».
     В это же время он приступает к написанию своих замечательных «Гимнов», законченных уже позже, в период своего изгнания.
     Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том "Добротолюбия". Главная тема его творения - сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, "Главы богословские, умозрительные и практические", "Слово о трех образах молитвы", "Слово о вере". Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат "Гимны Божественной любви" - около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.
     Учение преподобного Симеона о новом человеке, об "обожении плоти", которым он хотел заменить учение об "умерщвлении плоти" (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины. 

     Так преподобный Симеон оказался в пустынной местности, принадлежавшей одному из его почитателей Христофору Фагуре, который предоставил ему возможность жить при небольшом храме во имя святой Марины. Он же выделил необходимые средства для основания обители, в которой преподобный Симеон собрал новое братство, установил в нем строгий устав и вновь удалился в молитвенное уединение.
     Здесь в тишине затвора, изредка нарушаемой приходящими за духовным наставлением, преподобный Симеон всецело предался богословскому и поэтическому творчеству.
     Молитвенные гимны, воплощенные им в стихотворной форме, охватывают широкий круг богословских тем, таких, как Святая Евхаристия и другие Таинства, монашество и мир, сознательный мистический опыт просветления и обожения, тайна спасения, учение о Пресвятой Троице и многие другие.
     Основной пафос и главная отличительная особенность богословского учения преподобного Симеона, Нового Богослова, заключаются в утверждении возможности ощутить и воспринять Бога еще в этой жизни – обожения, достигаемого посредством покаяния и причащения Телу и Крови Христовой. 
     «Не говорите, – пишет он, – что невозможно принять Божественный Дух, не говорите, что без Него возможно спастись, не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная, не говорите, что Бог невидим людям, не говорите, что люди не видят Божественного света или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим» (Гимн 27-й).
     С особенной силой преподобный Симеон призывал своих братьев следовать за Христом, Который есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 6).
     Но это невозможно без созидания в себе сокрушенного и смиренного сердца. Смирение является «главной чертой христианина», мерой его близости к Богу, точно так же, как гордость есть мера удаленности от Бога. «Пусть некто возьмет все свое имущество, – пишет Симеон Новый Богослов, – и раздаст бедным, пусть постится, совершает бдения, спит на голой земле, творит молитвы день и ночь, а не взыщет от Бога стяжать себе сердце сокрушенное и смиренное, такой не получит никакой пользы от трудов своих» (Слово 31-е).
      Вся жизнь преподобного Симеона, Нового Богослова, явила яркий пример стяжания смиренного и сокрушенного сердца.
     Последние тринадцать лет жизни в изгнании были отмечены исполнением многочисленных предсказаний и исцелениями по молитвам преподобного, советовавшего помазывать болящих елеем из лампады, теплившейся перед образом святой Марины.
   
     12 марта 1022 года в возрасте семидесяти трех лет преподобный Симеон преставился ко Господу. Автор его жизнеописания Никита Стифат свидетельствует, что день кончины преподобного был заранее им предсказан.
     Тридцать лет спустя были обретены святые мощи преподобного Симеона.
     Служба преподобному Симеону, Новому Богослову, написана преподобным Никодимом Святогорцем. Перевод на церковнославянский язык выполнен профессором Московской Духовной Академии Б. А. Нелюбовым (использован также перевод епископа Левкийского Парфения).

      «Радуйся, преподобне Симеоне, света божественнаго таинниче».

     Тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 3:
     Божественное озарение, Симеоне отче, восприяв в души твоей, светило в мире показался еси светлейшее, разгоняя того мракобесие и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,  Егоже прилежно моли даровати нам велию милость.
     Перевод: Божественное озарение, отец Симеон, восприняв в душе твоей, ты оказался ярчайшим светом для мира, разгоняя его духовный мрак и всех убеждая искать благодать Духа, которую они потеряли. Моли настойчиво Бога даровать нам великую милость.

     Ин тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 1:
     Внешния мудрости пребывая непричастен, Божественныя же преисполнен был еси последи и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне. Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием: слава тя прославльшему Христу, слава тя дивна Показавшему, слава Действующему тобою всем исцеления.
     Перевод: Мирской мудрости пребывая непричастен, ты наполнился Божественной премудростью и явился воистину Новым Богословом, Симеон. Потому твою память, отче мудрый, почитая, к тебе взываем: «Слава прославившему тебя Христу, слава тебя, удивительного, нам Явившему, слава Подающему через тебя всем исцеления».

     Ин тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 4:
     Яко Света Трисолнечнаго зритель и таинственнаго Богословия сказатель, освященне Симеоне, отче наш, испроси душам нашим просвещения свыше и страстей отгони от нас мглу, яко бо, служитель велий Христов, всем подаеши полезная, преподобне.
     Перевод: Как созерцатель Света Трисолнечного и таинственного Богословия учитель, священный Симеон, отче наш, испроси душам нашим просвещение свыше и отгони от нас мглу страстей, ибо ты великий служитель Христов, всем подаешь полезное, преподобный.

     Кондак преподобному Симеону Новому Богослову, глас 3:
     Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. Свыше премудростию словес обогатився,  источил еси Богомудрия Божественный струй, от нихже пиюще, вопием: радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.
     Перевод: Будучи просвещен светом Трисолнечным, Богомудрый, ты явился Богословом Пребожественной Троицы. Обогатившись свыше премудростью и даром слова, источил ты Божественные потоки Богомудрия, мы пьем из них и воспеваем: «Радуйся, трижды блаженный Симеон, Богом наученный».

     Ин кондак преподобному Симеону Новому Богослову, глас 2:
     Яко Богослов Божий Божественнейший и молитвенник наш велий ко Господу, присно, Симеоне, моли даровати нам грехов прощение и живота исправление, преподобне.
     Перевод: Как священный Богослов Божий и молитвенник о нас великий ко Господу, моли всегда, Симеон, даровать нам грехов прощение и исправление жизни, преподобный.

     Молитва преподобному Симеону, Новому Богослову
     Творение преподобнаго Никодима Святогорца

     О богоносный и христоносный и духоносный отче Симеоне, Новый Богослове, преподобных похвало, иереев славо, богословов услаждение, молитвы умныя учителю, Бога прославльший и от Бога прославленный в житии твоем, паче же по смерти, земный ангеле и небесный человече, радосте духовная и душевное веселие нам, смиренным твоим рабом и недостойным твоим сыном, со благоговением и любовию празднующим священную и светоносную память твою!
     Приими песнь сию, юже приносим ти яко дар ничтожный и малейший, за великия благодатныя дары, ихже вси насладихомся, приемше я от тебе, из книги священных словес твоих, и не отвержи сию, яко твоего великолепия недостойну: отнюд бо немощни есмы, еже достойно восхвалити тя, толикаго богослова велия.
     И в житии сем сохраняй нас молитвами твоими от всякаго вреда душевнаго и телеснаго, видимых же и невидимых враг, моля непрестанно Иже в Троице Бога, да сподобит и нас, смиренных, таинственно ощутити посреде сердца нашего умная действа божественныя благодати Святаго Духа, юже погубихом, увы! нерадением нашим и страстьми;
     в будущем же веце избави ны твоими сильными ходатайствы от страшнаго осуждения и муки вечныя, и сподоби нас вечнаго блаженства во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     Преподобне отче Симеоне, моли Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru