О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





        Память святой благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской празднуется:
        3 января - в день мученической кончины;
        15 июня -  в день обретения мощей;
        в 1-ю Неделю после праздника святых апостолов Петра и Павла (12 июля) в Соборе Тверских святых;
        в Неделю перед 28 июля в Соборе Смоленских святых.
7551.jpg

        Блаженная княгиня Иулиания - образец высокого супружеского целомудрия.
        Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок.
         
        Супруга князя Симеона цвела телесной красотою, а еще более душевною. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и, разжигаемый похотью скотскою, не раз хотел осквернить ее. любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны.
        То словами строгой правды, то мольбою удерживала она несчастного от греха. «Нельзя быть тому: у меня есть муж и я дорожу верностью ему более, чем жизнью», -говорила целомудренная княгиня Юрия.

        Князь решился на явное злодеяние в своем доме. Среди веселого пира, убил князя Симеона. Затем хотел он безнаказанным насилием насытить скотскую похоть свою. Чтобы отрезвить его и легче уйти, княгиня ударила рассвирепевшего в плечо ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец «...бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия». Произошло это 21 декабря 1406 года.
        Пораженные горем граждане города Торжка долго искали тело убиенной святой княгини, но все их поиски были напрасны. Огорченные этим, они с грустью смиренно помышляли: «Видно, недостойны мы того, чтобы среди нас покоилось тело святой». С такими мыслями в душе они молили Господа, чтобы Он открыл им тело благоверной княгини-мученицы. Господь услышал их усердные молитвы: сама святая скоро же чудесным образом явила тело свое для погребения.

        А через год, в 1407 году, однажды по берегу Тверцы шел расслабленный и увидел великое чудо: какое-то тело плывет против течения реки. Он с ужасом и в изумлении стал на том месте. И вот слышит голос, исходящий от тела: «Человек Божий! Не бойся, но поди в город Торжок и возвести протоиерею соборной церкви с братией, чтобы они взяли отсюда мое грешное тело и погребли его в соборной церкви на правой стороне у полуденных дверей». Тот поспешно пошел в город и исполнил все так, как ему было сказано. Подивился протоиерей рассказу расслабленного, а затем с братией и множеством народа отправился на то место.
        И тогда все увидали, что святое тело плывет против течения реки, и многие дивились. Потом с великой честью взяли тело, принесли в город, положили в каменный гроб и с молитвой погребли его на том месте, где указала сама святая. Над местом погребения, в самом храме, поставили раку с иконой святой благоверной княгини Иулиании.

        С того времени начало совершаться поклонение и почитание святой. Множество народа притекало с молитвой к ее гробу, и по молитвам верующих совершалось много чудес и исцелений.

        Поучительно одно из чудес, бывшее при гробе святой княгини Иулиании в 1629 году. Из него узнаем, с каким благоговением должно почитать нам святыню и как наказываются Господом люди дерзновенные.
        В то время при Новоторжском соборе был протодьякон Иоанн. Ему захотелось видеть мощи святой. Долго он думал об этом и, наконец, замыслил тайно исполнить свое намерение. С особенным усердием и подвигом постился он весь Великий пост, посещая каждодневно все службы.
        Затем, по прошествии четыредесятницы, он тайно пошел в церковь, помолился Господу, подошел к тому месту, где была погребена святая, и начал усердно копать землю. Вдруг исторгся огонь из земли и начал палить его. Великий страх тогда напал на него, и он стал кричать, но никто не услышал его крика. Опаленный и расслабленный, он упал на помост церковный и не мог сдвинуться с места.

        И вот он слышит голос, исходящий от гроба: «Неразумно ты поступил, отец, не следует тебе мое грешное тело видеть, пока Господь Бог не благоволит открыть». И лежал так дьякон до вечера. Вечером пришел пономарь той церкви и, увидев дьякона лежащим, удивился, пошел и сказал протоиерею и людям, жившим близ храма. Собралось много народа, взошли в храм и увидели дьякона, опаленного огнем и расслабленного. Все ужаснулись. Стали расспрашивать его и услышали все, что случилось.
        Народ дивился и в благоговейном ужасе преклонял колена перед гробом святой. Затем взяли дьякона и принесли в его дом. Жена и дети со слезами взывали ко Господу, чтобы Он простил прегрешение больного, каждодневно приходили ко гробу святой и молили ее об исцелении. И назначено ему было быть в расслаблении два месяца и три дня. Потом было ему дано исцеление от святой. И сделался он здоров по-прежнему и долго служил в соборном храме. Народ, видя исцеление дьякона, с радостью прославил святую мученицу.
        Много чудес и исцелений совершалось на месте погребения святой благоверной княгини Иулиании. Но ее святые мощи все еще почивали в земле, и жители Торжка еще не удостаивались видеть ее гроб и прикладываться к нему.

        Прошло более четырех столетий со дня смерти святой благоверной княгини Иулиании. Соборный храм Преображения Господня, в котором была погребена святая, с каждым годом ветшал, и наконец стало опасно служить в нем. Богобоязненный, смиренный протоиерей собора Георгий сильно скорбел душой о ветхости храма, но о построении нового нечего было и думать, так как не было никаких средств и неоткуда было ожидать помощи. Часто, объятый грустью, с тоской в сердце, служитель Божий становился на колени перед ракой святой мученицы и, взирая на кроткий лик ее, в усердной молитве просил, чтобы она сама призрела на нужды храма.
        Но святая, уготовляя свою благодатную помощь храму, в то же время искушала и укрепляла веру благочестивого священника — его молитвы, по-видимому, оставались безплодны. Между тем ревность смиренного протоиерея от этого не только не уменьшалась, а умножалась. Он, всегда предстоящий престолу Господню, знал, что неисповедимы пути промысла Божия, и научился во всем предаваться на Его святую волю.

        А потом у него стала зреть мысль, что хоть и без средств, но нужно начинать постройку нового храма. «Господь, по молитвам мученицы княгини Иулиании, не оставит святого дела Своей помощью», — думал он, и его молитвы к святой были еще горячее и усерднее, чем раньше. Свои думы о храме протоиерей поверял некоторым из граждан, а также настоятелю Борисоглебского монастыря архимандриту Никанору, человеку решительному, умному, ревнителю о храмах Божиих. Все одобряли его намерения. И вот общим советом решено было ходатайствовать перед владыкой Тверским преосвященным Мефодием о том, чтобы он разрешил разобрать ветхий собор и начать постройку нового.
        Это было в 1811 году. 16 февраля 1812 года преосвященным Мефодием дозволено было на месте обветшавшего собора строить новый, причем наблюдение за постройкой поручено было по просьбе протоиерея и граждан опытному в строительном деле архимандриту Никанору. Со слезами радости встретил разрешение благочестивый протоиерей. Он теперь не сомневался, что Господь пошлет и средства на святое дело. И его вера была не напрасна.

        Приступили к разборке старого собора. Когда очередь дошла до того места, где, по преданию, погребено было тело благоверной княгини Иулиании, обнаружен был каменный гроб, в котором более четырехсот лет почивала святая. В недоумении и нерешительности архимандрит Никанор и протоиерей Георгий не знали, что делать.
        «Если поставить гроб со святыми мощами в храм на поклонение верующим, то угодно ли это будет святой? Она не благословляла еще сама ни через кого сделать указания об открытии ее мощей», — думали смиренно они. При этом припомнились слова, сказанные святой мученицей, когда она четыреста лет тому назад чудесным образом явила гражданам города Торжка свое тело для погребения.
        «Пойди скажи протоиерею и братии, — говорила она расслабленному, — чтобы они взяли и погребли мое тело в соборном храме у полуденных дверей». Она, видимо, еще тогда желала, чтобы тело ее было предано земле, так угодно ли ей будет теперь, чтобы мощи ее были поставлены в храме?.. Решено было вновь предать мощи погребению, пока святая сама не пожелает открыть их для поклонения.

        Во втором часу ночи, когда все спали, собрались ко гробу архимандрит Никанор, протоиерей, несколько священников, городничий и некоторые из граждан; с благоговением открыли гроб, со слезами на глазах приложились к нетленным мощам мученицы и затем с молитвой вновь закрыли и опустили гроб в землю. Но в этот раз святая не пожелала пребывать в земле.
        Когда в 1815 году стали копать бут для нового собора, снова обрели гроб благоверной княгини Иулиании, и при этом было множество исцелений верующим. Это приняли за знамение от Господа и решили устроить под южным приделом храма часовню и поставить в ней гроб с мощами святой мученицы, а сам придел и престол освятить во имя святой благоверной княгини Иулиании.
        В то время было множество исцелений при мощах святой. Люди толпами собирались ко гробу, из углубления под ним с верой черпали водицу и приносили больным.

        С этого времени, благодаря милости мученицы, строители храма не стали более нуждаться ни в средствах, ни в рабочих. Жители города, видя милость к себе святой, упрекали себя в нерадении к храму и спешили со своей помощью: одни приносили богатые жертвы на постройку храма, другие — свой безвозмездный труд. С этого времени ежедневно вплоть до окончания постройки храма, лишь кончались дневные труды, люди толпами шли к строящемуся храму, надевали рабочую одежду и всю ночь трудились.
        Утром рабочие находили кирпич и камень уже наношенными и леса и все материалы приготовленными— все это делали за ночь горожане. А кружка, выставленная для сбора приношений на постройку храма, постоянно и неоскудно наполнялась. Так святая благоверная княгиня Иулиания своим присутствием помогала построению храма и оживляла веру горожан.
        2 июня 1819 г. в соборе был устроен придел в честь святой княгини. Мощи святой благоверной княгини Иулиании покоились в каменном гробе, поставленном в позолоченную раку, сверх которой положена была икона мученицы. Рака стояла под резным балдахином в часовне, устроенной под южном приделом Спасо-Преображенского собора в Торжке. В раке было отверстие, через которые верующие могли видеть каменный гроб и прикладываться к нему.
 
        Множеством чудес и исцелений, особенно обильно истекавших в это время от гроба святой, верующие научались всегда и во всем возлагать надежду на помощь Божию и заступление святых угодников, и всегда, в горе и радости, искать утешения в молитве. Память о благодатных исцелениях, бывших во множестве при обретении мощей благоверной княгини Иулиании, и до сих пор живо сохраняется в благодарных сердцах граждан города Торжка.
      
        Вера в молитвы святой мученицы все более и более умножалась и крепла, и число верующих, идущих за многие версты приложиться ко гробу, с каждым годом увеличивалось. И, конечно, верующие христиане не оставались в своих бедах и нуждах без утешения от святой — множество сказаний о благодатных исцелениях по молитвам святой, записанных в рукописном житии благоверной княгини Иулиании, хранившемся при ее гробе в Новоторжском соборе, служили наглядным свидетельством этого.
        В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.
      
        Могила супруга ее, невинно убиенного князя Симеона, чтилась в Торжке местно.
        После совершения злодеяния и бегства в Орду и, не найдя там покоя, от мучений совести князь-убийца вернулся на покаяние в православный Николаевский Успенский монастырь, находившийся в 34 верстах от Тулы, где в горьком раскаянии окончил жизнь в 1408 г.

        Сказания о некоторых исцелениях, бывших от мощей святой благоверной княгини Иулиании:

        Исцеление ржевского протоиерея Матфея Константиновского.
      
        Блаженной памяти достопочтенный протоиерей Ржевского собора Матфей Константиновский, за свою благочестивую жизнь пользовавшийся глубоким уважением не только граждан города Ржева — православных и раскольников, но и многих светских особ в Санкт-Петербурге и Москве, рассказывал о себе следующее:
        «Был я еще дьяконом в селе Осечне Вышневолоцкого уезда, у меня сильно болело в груди. Я отправился в Торжок посоветоваться с врачом. Врач нашел, что у меня чахотка, и советовал оставаться в Торжке. У сельского дьякона какие же средства? Нужно нанять квартиру, купить лекарства, поблагодарить врача, — не из чего было. Делать нечего — отправился я домой, но с уверенностью, что Господь, если нужна еще моя жизнь, или пошлет средства, или Сам поможет. Дома боль в груди, особенно к весне, становилась сильнее и сильнее; стал чувствовать одышку, сил становилось все меньше. Весной опять я поехал в Торжок.

        Лекарь, с которым я советовался прежде, нашел болезнь мою в сильном развитии и говорил, что едва ли удастся помочь, если бы я и остался в городе. Пришел на квартиру, грустно мне стало, очень грустно. В то время в Торжке все говорили о благоверной Иулиании, о том, что при разборке старого собора нашли ее гробницу, а на месте, где стояла гробница, открылся ключ; все берут воду, и многих она исцеляет. Радостно осенила меня мысль — не готовит ли Господь в этой воде и мне помощи? Помолился я Богу и пошел к собору.
        Было к вечеру, народу очень много, и все старались попить водицы. По молитвам благоверной Иулиании и я протеснился к тому месту; гляжу — а водицы нет, одна только жидкая грязь. В углубление земли, где стояла гробница, вода по причине весны натекала сверху, а ключа тут не было; за ночь водицы насочится, а за день все разберут, много было верующих. Призвал я на помощь святую мученицу, зачерпнул горстью этой грязи и со всей верою, какая была у меня, выпил».
        «Как! Грязь-то? — спросил один из слушающих отца Матфея. — Вы этим могли еще больше расстроить здоровье». «Вот видите ли, нет. Я тогда тотчас же почувствовал свежесть в груди. Господь брением исцелил очи слепорожденному — брением и меня, по молитвам благоверной Иулиании, исцелил от чахотки. Вот уже пятьдесят лет теперь, а, слава Богу, я никогда после того не чувствовал боли в груди».

        Исцеление сына ржевской купчихи Зетиловой.

        «Не знаю, отчего (рассказывала сама Зетилова) помешался в уме мой сын Петр; даже меня не узнавал. Все лекари в Ржеве лечили его — лучше не было. Возила в Москву — и там не помогли. Года два я с ним маялась. Добрые люди посоветовали съездить в Торжок помолиться святой благоверной княгине Иулиании. Поехала я с ним, помолилась святой угоднице, поплакала перед ней, потом посоветовала сыну подлезть под гробницу ее.
        Как только вышел он из-под гробницы, я заметила, что глаза его прояснели, и, не выходя еще из часовни, он назвал опять меня матерью и с того времени живет в полном уме. Пока Господь укрепляет меня, буду каждогодно два раза ездить в Торжок ко 2 июня и 21 декабря, дням празднования святой мученицы, — молиться пред мощами благоверной Иулиании».

        Исцеление князя Алексея Долгорукого Вот как он сам писал:
«Я, Алексей Долгорукий, 51 года, занемог накануне ангела своего: меня сгорбило всего, жар, сильная дрожь, рвота, головная боль. Я просил новоторжского собора священника отца Образцова принести от гроба образ святой благоверной княгини Иулиании и отслужить молебен. После молебна я заснул, а через два часа встал совершенно здоровым, чему свидетели, кроме помянутого священника, старец от гроба, пономарь и до двадцати человек посторонних».
        Князь Долгорукий, вместе с дочерью своей, подавал об этом исцелении бумагу в Святейший Синод на Высочайшее имя в 1865 году.

        Исцеление новоторжской мещанки Марьи Степановой Лавровой в 1856 году.

        Лет за 26 до 1856 года, будучи замужем, Марья Степанова помешалась в уме: не узнавала ни своего города, ни детей, ни родных и никого из знакомых; бегала по улицам, иногда во всем безобразии, ей казалось, что она в чужом городе; отвращалась от святыни и не могла креститься. Однажды, в минуту просветления, она мысленно, в глубине души, помолилась неотступно святой благоверной княгине Иулиании.
        После молитвы она забылась сном (это было около полуночи). Является к ней в то время постоянно служившая при мощах вдова Степанида и говорит: «Молись, молись благоверной, она тебе свой город покажет». Очнувшись, никого не видала. Потом, помолившись святой, вновь заснула и увидела, что из головы выползает как бы змей. Проснувшись, получила возможность перекреститься. Затем спала крепко до самого утра. Поутру сама встала и детей и родных стала узнавать. Помолясь в тот же день пред мощами благоверной княгини, она уже не чувствовала никакой болезни в себе.

        Исцеление госпожи Азарьевой

        «За семнадцать лет пред этим, — говорила сама Азарьева одному из соборных священников, — я страдала тяжкой болезнью и притом была беременна вот этой самой дочерью (тут она указала на стоявшую около нее дочь), врачи употребляли все усилия к облегчению моей болезни, но мне от этого никакой пользы не было, так что признали меня безнадежной к выздоровлению.
        В таком скорбном положении моем, когда я заснула, является старец и называет себя лекарем. Я обратилась к нему с просьбой мне помочь в моей безнадежной болезни. Явившийся сказал: “Тебе не нужно никаких лекарств, обещай только посещать в городе Торжке соборный храм и молиться святой благоверной княгини Иулиании, тогда ты получишь исцеление и благополучно разрешишься от бремени дочерью.
        Советую ежегодно исполнять сказанное, тогда и дочь твоя будет расти в добром здравии. А если не исполнишь моего совета, то дочь твоя, не достигши шестнадцати лет, умрет”». После такого рассказа Азарьева присовокупила: «Теперь дочери моей уже семнадцать лет, и я на ее счет спокойна».
        (Описание чудес заимствовано из № 23 и 24 «Тверских епархиальных ведомостей» за 1883 год).

        Кроме этих исцелений записаны еще до пятидесяти случаев помощи святой благоверной княгини Иулиании больным и недужным, с верой и молитвой притекавшим к ее благодатному заступлению.
      
        Пречистая Матерь Господа даровала святым женам Руси благодать и силу в исполнении закона материнства во всей его красоте, любви и самоотверженности. Такое материнство возможно на земле лишь при хранении святыни брака — образа единства супругов в любви. К восстановлению этого единства и была призвана Святая Русь.
        Недаром одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия христианского брака, как великого таинства Церкви. Не девственница, а целомудренная жена воспета православной Русью. Благоверные княгини — прежде всего верные жены и помощницы мужу в его трудах.

        Хранение святыни брака — один из величайших подвигов человека, и темные силы любыми средствами пытаются разрушить всякий брак, в котором супруги приближаются к восстановлению единства, явленного в жизни святых Петра и Февронии Муромских.

        Блаженная княгиня свято чтила наставления Священного Писания:
        «Бегайте блуда. Не знаете ли, что тело ваше храм живущего в вас Святого Духа, Который имеете от Бога, и уже не свои? Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в теле вашем и в духе вашем, которые суть Божии» (1Коринф.VI,18-20).
        «Брак да будет у всех честен и ложе непорочно: блудников и прелюбодеев судит Бог» (Евр.ХIII,4).
        «Прелюбодей глупостью сердца своего наносит пагубу душе своей. Бесчестие и срам собирает он себе и бесчестие его неизгладимо» (Притч.VI,32-33).
        «Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная».

        Тропарь праведной Иулиании Новоторжской, глас 2:
        Благочестне в законе поживши и благими делы украсившися, яко крепкий адамант, явися, целомудренная святая благоверная княгине Иулиание, тленную славу и добротство телесное презревши, злокозненного врага победила еси, целомудрия ради мученическую смерть приняла еси. Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися, ныне с лики мученик ликуеши и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему обильно источаеши. Темже ти вопием: молися Христу Богу о всех нас, верою и любовию страдания твоя почитающих.

        Кондак, глас 2
        Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Иулианию богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление и велию милость.

        Величание
        Величаем тя, святая благоверная княгине Иулиание, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпела еси.

        Стихира, глас 6
        Целомудренным шествовавши путем, прародительского избежала еси поползновения ко греху, Иулиание всечестная, и яко мученица мужественно благодать прияла еси целити плотския страсти. Но и нас, воспевающих тя, душевных болезней избави к Богу твоими молитвами.

                Молитва благоверной Иулиании Вяземской

        О блаженная госпоже, преславная Христова мученице, небесных Ангелов сожительнице, благоверная княгине Иулиание,
        добре за чистоту подвизавшаяся, ея же ради и Божественными дарами обогатившаяся, во временней жизни люте от злокозненнаго врага пострадавшая, утешение же некончаемое от Христа Бога получившая, благими делы и кротостию украсившаяся и кротких землю наследовавшая, благочестно в законе пожившая и вельми ныне чудесы просиявшая!
        Ты, яже чистоты ради твоея сердечныя, прияла в тя свет Святаго Духа и была еси всех благих дел сокровище на земле и, сего ради благий конец мученичества улучивши, неизреченнаго света сподоблена еси в вечных кровех Небеснаго селения.
        Ты, яже со святыми соборы водворяешися и с мученик лики веселишися, помяни и нас, добродетельное твое житие и страдания твоя мученическая похваляющих и с духовною радостию почитающих твою память.
        Призри на ны, волнами житейскими обуреваемыя, да твоими мо­литвами, добре поживше, диавольских избежим сетей и с тобою веч­ных благ сподоблены будем.
      
        О всеблаженная страстотерпице, всех Владыце и Богу благая и верная рабо явившаяся! Днесь, собрании в храме твоем, к мощем твоим припадающе, умиленно вопием и молим тя: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и подаст нам вся, яже ко спасению и житию нужная прошения, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою милость.
        Да благодатию Божией и твоим теплым ходатайством здрави всегда душею и телом пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

        СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ КНЯГИНЕ ИУЛИАНИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru