О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





     "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". (Тропарь, глас 5-й)
11563.jpg

     Сегодня Радоница, и многие с утра успели сходить в Церковь, на кладбище, помянуть усопших своих родных и близких в молитве.
     Что такое Радоница, почему в этот день установлено в Церкви особое поминовение усопших, а также о том, что происходит с душой после смерти, и как сохраняется единство между Церковью земной и небесной?
     В христианстве, в православии большое значение уделяется смерти и учению о смерти. И некоторым, может быть, кажется, что даже слишком много внимания ей уделяется и забывается жизнь земная, что она какая-то не такая значимая. Так ли это?

     На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, богослов и публицист:

     — В зависимости от того, как мы живем, какие приоритеты мы расставляем в жизни, какую иерархию ценностей мы выстраиваем, вот это определяет нашу будущность.
     После смерти радикальных перемен во внутреннем мире человека не происходит.
     Так, например, преподобный Иустин Попович писал: «Религиозно-нравственное состояние души не меняется коренным образом в загробной жизни. Если бы Бог изменил его коренным образом, то совершил бы насилие над неприкосновенной свободой человеческой души и уничтожил бы то, что делает личность личностью».
Тут очень важное определение.
     Почему человек не может сам справиться за гробом? У него нет инструмента исправления. А инструмент исправления души — это наше тело. И пока мы в теле, можно прямо сказать, здесь есть все необходимые условия, чтобы исправить и уврачевать нашу душу. А когда мы теряем тело, мы теряем этот инструмент исправления, и душа остается в таком как бы застывшем, реликтовом состоянии. Как сказано: «В чем застану, в том сужу».
     Нельзя исправиться без тела, потому что человек не есть только тело — он еще и душа. Но он не есть и только душа — он еще и тело. Нельзя спасти полчеловека, половину человека. Человек спасается во всей своей целокупности — дух, душа и тело. И в «Послании к фессалоникийцам» (Первое послание, последняя глава) сказано, что Господь призывает нас ко Дню Пришествия сохранять в чистоте как дух, душу и тело. И когда мы лишаемся тела, мы лишаемся возможности врачевать человека в полном понимании этого слова (человек как дух, душа и тело). Тем более, что в Библии сказано: «Прославляйте Бога в душах и в телесах Ваших». Поэтому большое значение имеет для нас жизнь в теле. Потому что здесь действительно все теряется или все обретается».
     Блаженный Августин в свое время написал следующее: «Когда святая вода касается человеческого тела, в момент Крещения, то она очищает душу человека». Здесь во многом наше исправление связано с инструментом исправления — с нашим телом. А потом, обратите внимание на то, что все таинства связаны с какими-то материальными структурами. Ну, нет Крещения без воды, нет Причастия без принесения вина и хлеба и так далее. И Бог воздействует на наш внутренний мир через наш внешний мир. Причем, статус человеческого тела — это статус храма, в котором обитает Бог. «Ибо Вы — храм, — сказано, — и храм есть свят. Кто нарушит храм, того покарает Бог».

     Вопрос: Умер человек, и он не успел, не дай Бог, окончательно исправиться, у него остались какие-то недостатки, грехи. Но вот он в этом состоянии скончался.
     Что происходит с ним?
   
      — Давайте вспомним известные слова «кирпич просто так на голову никому не падает». Смерть приходит в нашу жизнь тогда, когда мы определились в добре или во зле. Ведь эта земная жизнь и дана нам для того, чтоб мы сделали окончательный свой выбор. Если, например, люди покидают этот мир совсем молодыми, это значит, что они созрели, они состоялись в добре, и Господь забирает их к себе. Ведь с чем сравнивается конец человеческой жизни? Со сбором урожая, когда зерна налились уже силою, созрели, и посылает Господь жнецов, и они собирают в житницы эти зрелые семена. А кто-то не созрел. Но он и не созреет. Ведь Христос говорит, что верующие — это пшеница, а люди, которые избрали путь зла, это плевелы.
     Когда вот растут вместе пшеница и плевелы, на начальном этапе невозможно отличить одно от другого? И Господь даже говорил: «Не пытайтесь выдергивать плевелы, потому что, выдергивая плевелы, вы можете пшеницу выдернуть».
     А когда происходит вот это отличие, размежевание между пшеницей и плевелами?
     Когда пшеничные колосья наливаются зернами, а плевелы остаются плевелами. Поэтому смерть просто так ни к кому не приходит. Это то, что Господь попускает, когда человек состоялся в добре или во зле. Поэтому «кирпич просто так никому на голову не падает».

     Вопрос: А бывают какие-то трагические случаи массовой гибели людей — там, упал самолет или атомная бомба, не дай Бог. То есть там же все люди разные. В Хиросиме все были разные люди.
    
     — Давайте вспомним слова Христа. Помните, Он сказал: «Вы слышали? Упала башня, погибло столько-то человек. Не думайте, что они были хуже всех остальных. Если Вы не покаетесь, с Вами будет то же самое».
     То есть, если происходит гибель большого количества людей, здесь, в любом случае, тоже нет, скажем так, никакой случайности. Кто-то созрел в добре, и он идет в Рай, кто-то состоялся в своем последнем решении относительно зла, и его ожидает наказание. Но Бог действует всегда в соответствии с нашим выбором, с нашим волеизъявлением. Ведь Бог уважает свободу человека. Человек может верить в Бога или не верить. Ему дана такая возможность. Это священный дар свободной воли. Если бы этого дара у нас не было, мы были бы компьютеры с определенной программой и не могли бы уклониться от этой программы, мы были бы машины. А то, что уподобляет наиболее человека Богу, это свободная воля, которая дана каждому. И когда мы ее реализуем, раскрываем в полной мере, мы оставляем этот мир.

     Вопрос: А близким должно быть легче от того, что их любимый человек покинул этот мир вовремя?

     — Я не думаю, что для близких это какое-то радостное событие. Расставание — это всегда что-то грустное. Ведь когда Бог сказал еще Адаму в Раю: «Плохо быть человеку одному» - эта фраза говорит об очень многом. Человеку плохо без супруги, плохо без друзей. Ему просто плохо одному. Человек — это социальная единица, и мы исповедуем, что Церковь — это есть соборность, единение верующих людей.
     Если бы человек был один, то, возможно, он впал бы в такой дьявольский эгоизм. Ведь когда мы говорим о Боге, Триедином Боге, мы, христиане, говорим о том, что мы не признаем Божественное одиночество.
     Если бы мы признавали Божественное одиночество, как признают мусульмане или иудеи, то кто-то бы задал бы нам вопрос: «Если Бог есть любовь, а до сотворения мира Бог — любовь по отношению к кому?» Тогда получается, что Бог — источник эгоизма.
     А в нашем понимании Бог предвечно пребывает в любви. Бог-Отец любит Бога-Сына, Бог-Сын любит Бога-Отца, и они любят Духа Святаго. Поэтому человек, как некая социально значимая единица, это соборное существо. И мы переживаем, когда кто-то из нас уходит в тот мир. Мы проявляем некое такое состояние озабоченности. Мы не уверены до конца, что человек подготовился. Но мы должны, конечно, в надежде на Божие милосердие провожать наших усопших. И в этот день мы собираемся в храмах, молимся об упокоении тех, которые дороги нашим сердцам.

     Вопрос: Нам, христианам, как утешать наших близких, которым тяжело, которые скорбят?

     — Давайте вспомним слова апостола, который читает сцену погребения. Там есть такие слова: «Не скорбите, как и прочие, не имеющие упования».
     Вот язычники — они не имеют упования на воскресение мертвых. Мы, христиане, имеем упование на воскресение мертвых.
     И Радоница — это не просто помин усопших, это пасхальный радостный помин усопших. Потому что в надежде на чудо Христова Воскресения по отношению к нашим усопшим мы верим в то, что Христос «смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал». Мы с пасхальной радостью как бы говорим: «Смерти нет». Есть жизнь вечная, которая, начавшись в этой временной жизни, когда человек воцерковляется, не прекращается и в вечности. И в этом смысле смерть — это, скорее, переход от одной формы бытия в другую форму бытия. Как апостол Павел говорил, «для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение». Смерть может быть приобретением для человека, если он живет с Христом в этой настоящей земной жизни.
     Человек не может достичь святости самостоятельно, автономно от Бога.
     Однажды апостолы спросили Христа, кто может спастись, на что Он ответил: «Человекам это невозможно». Но тут же добавил: «Но не Богу, ибо Богу все возможно».   
     В православии спасение человеком не достигается, а принимается и евхаристически переживается. Спасение — это данность через таинство Церкви. С таинством Крещения мы получаем отпущение грехов. В таинстве исповеди снимается ответственность за грех как за содеянный поступок уже после Крещения. В таинстве Причастия попаляется сама склонность ко греху. Поэтому надо прямо сказать, что в Церкви есть все необходимые условия для того, чтобы человек мог достичь высоты подлинно духовной жизни.

     Вопрос: Если человек скорбит неутешно о том, что потерял близкого человека, он не крепок в вере, получается, так?

     — Вы потеряли упование. Сказано: «Не скорбите, как и прочие, не имеющие упования». А у нас есть упование, что Христос воскрес из мертвых. Это значит, что Христос и воскресит всех умерших. Верь в Него.

     Вопрос: А человек плачет — и все, все равно. Не может, больно ему. Что делать?

     — Поминальные службы и существуют для того, чтоб помочь людям преодолеть вот такое паническое состояние, депрессивное состояние. Потому что, когда мы молимся за усопших, зажигаем свечи, участвуем в других ритуалах, связанных с их памятью, это приносит успокоение душе человека.

     Вопрос: А что происходит с усопшими в этот момент?

     — На самом деле души очень радуются тому, что за них молятся.
     Например, святитель Григорий Двоеслов, папа римский, писал: «Надобно основательно размышлять о том, сколько страшен будет для нас час смертный. Какой тогда ужас души, какое воспоминание всех зол, какое забвение протекшего счастья, какой страх и какое опасение судьи!» И далее он говорит, что церковное приношение, которое совершается в храме, должно знать, что святая жертва, то есть служба, в память об усопшем приносит пользу умершим, которые в здешней жизни заслужили, чтобы по смерти помогали им добрые дела, совершаемые за них и другими людьми. То есть в память о том или ином усопшем человеке мы можем совершать и молитву за него, и добрые дела совершать.
     Например, я помню, когда в моей молодости, в детстве умирал кто-то из членов нашей семьи, то первый стол делали для людей, которые приходили из церкви. То есть это были совершенно не родственники. Родственники стояли во дворе. Я жил в своем доме на берегу реки Клязьмы в городе Орехово-Зуево, и первый стол был для церковных нищих. И когда они выходили после этой трапезы, они пели «Со святыми упокой, вечная память». Только потом родственники заходили. То есть, когда совершается поминовение, мы как бы творим добро от лица усопшего человека.
     Когда я, как священник, совершаю отпевание, если я вижу много людей, обычно говорю так: «Вот своей массовостью Вы свидетельствуете о том, что этот человек произвел какое-то нравственное впечатление на Вас, и Вы поэтому во множестве собрались здесь, вокруг этого гроба». Потом, утешая родственников, я говорю им: «Никогда не говорите слово «прощай». Лучше говорите слово «до встречи», «до свидания».
     Когда царь Давид умирал, или когда умирал Иисус, сын Навин, в Библии описано, они говорили: «Отхожу в путь сей земли». Вот эта мысль — она тоже приносит некое отдохновение. То есть с человеком произошло не что-то такое, что только с ним могло произойти, а это путь всего человечества.
     Помните повесть у графа Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича»? Там собрались коллеги Ивана Ильича пред его гробом, и каждый думает: «Такое могло случиться только с Иваном Ильичом. А мы-то живые!» И они побыстрее вышли из этого помещения и побежали кто куда — покушать, отдохнуть. Но это реальность, которая неизбежно ждет каждого из нас. В этом смысле человек рождается для смерти, а умирает для жизни. И вот это есть наше христианское упование.

     Вопрос: Что происходит с человеком и с человеческой душой после смерти? Ведь Церковь как-то особо выделяет третий день, девятый, потом сороковой.

     — В своей «Эсхатологии» преподобный Иустин Попович писал: «Добровольно соединенные со грехами и пропитанные ими в земной жизни, грешные души не могут механически освободиться от них с исходом из тела или вхождением в загробный мир. Грешная душа не освобождается насильно от возлюбленных ею грехов, превращенных ею за время жизни в теле в нечто вроде составной части своего существа».
     Как мы уже ранее вспоминали слова Иустина Поповича, кардинальных перемен во внутреннем мире человека не происходит в момент смерти. Каким человек застается в день смерти, таким он и остается в вечности. И вот, например, псалом 48-й, 6-й стих — Давид пишет: «Во дни бедствий, когда беззаконие путей моих окружит меня». Он просит Бога, чтобы Он не оставлял его «во дни бедствия, когда беззаконие путей» человека окружает его.
     А как наши беззакония могут окружать?
     И, смотрите, вот, например, в «Мытарствах Феодоры» есть такое описание момента смерти: «Я обернулась назад и увидела свое тело лежащим, бездушным, нечувственным и недвижимым, подобно тому, как если кто снимает с себя одежду и, бросивши, смотрит на нее. Так и я глядела на свое тело, от которого освободилась, и весьма удивлялась тому». И далее она описывает, как злые духи окружили ее душу.
И смотрите: как у каждой добродетели есть ангел-хранитель, у каждого греха есть бес-покровитель.
     И когда Давид говорит, что «беззакония путей моих окружили меня», он имеет в виду тех злых духов, которые покровительствуют тем или иным грехам.
     Известно, что даже Пресвятая Дева Мария молилась перед своим успением, чтобы в момент успения Ей не видеть злых духов. И Божественный Ее Сын спустился за Ее блаженной душою, чтобы взять Ее и безпрепятственно вознести на Небеса.
Это церковное предание, связанное с днем успения.

     И вот как описывается в «Мытарствах Феодоры» сам момент смерти. Очень медицински точное описание. «Прежде всего, отсекла мне ноги (то есть смерть отсекла ноги), потом руки, затем прочие члены мои, отделяя состав от состава, и все тело мое омертвело. Отсекла мне голову».
     Когда мой знакомый специалист-врач читал «Мытарства Феодоры», он говорит: «Совершенно точное описание смерти. Сначала, действительно, холодит ноги, потом руки…» А смерть, собственно говоря, это смерть мозга. Последнее — это «отсекла мне голову», как мы здесь прочитали.
     Но что интересно — вот, например, если мы читаем Евангелие от Луки, 12-ю главу, там рассказывается о неразумном богаче, который собрал много богатства и сказал себе: «Душа, ешь, пей и веселись, у тебя на многие годы есть богатство», и ей было сказано, этой душе, во сне, этому человеку: «Безумный! В эту же ночь душу твою заберу, возьму». 
      Но русский перевод не передает всего трагизма. А по-славянски: «Душу твою истяжу». Что значит «истяжу»? Вырву. Как Иустин Попович пишет, что, если мы привязаны слишком ко грехам, то наша связь с плотяностью мешает душе свободно выходить. И все равно, что из тела выдирать буквально весь костяк, весь скелет. Это же невыносимые страдания.
     И почему Господь посылает нам старость, болезни перед смертью? Чтобы ослабить вот эти связи между душой и телом, чтобы исход души был более спокойный.
Поэтому смерть грешника люта, а человек, который очистил свою душу, он оставляет инструмент исправления, и его душа выходит спокойно и легко из тела.
    
     Если говорить о первых трех днях, то есть очень интересное описание преподобного Макария Александрийского. Например, он писал: «Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучилася с телом, иногда возле гроба, в который положено тело. И таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе». Я своим прихожанам обычно говорю, когда мы рассуждаем на эту тему: «Как умрете, не надо болтаться рядом с телом».

     Вопрос:  А куда надо идти?

     — Душа движением мысли перемещается в то место, которое ей дорого. Я рекомендую всем отправляться в Иерусалим — совершенно безплатно — и у Гроба Господня провести эти три дня. А как Макарий Александрийский пишет, то, что дорого душе, она там и оказывается. Потому что это уже мир другой, и к чему мы привязаны, там мы и находимся. А родственники нас не увидят, не услышат. И зачем болтаться рядом с умершим телом?
     И Макарий Александрийский также писал: «Когда третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стригущего ей ангела облегчение в скорби, каковое чувствует от разлучения с телом. Получает, потому что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается Благая Надежда». То есть отпевание, церковные и молитвенные приношения приносят душе великое облегчение.
     И если говорить о времени с третьего дня по девятый, то отцы учили, что людям будут показаны небесные обители. Причем, каждому будет показана райская обитель, которая была приготовлена персонально для него. Когда Бог дал этой душе возможность существовать. Об этом говорится в третьей Книге Ездры, 7-я глава, 51-55 стихи. «Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо. Уготована Слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. Показан будет Рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачество, но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных. Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица чернее тьмы».
     То есть, человек увидит те обители, которые Бог приготовил для него. Ад Бог не готовил для человека. В Евангелии прямо сказано: «Идите в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Там не сказано — «людям». Но когда люди через свою привязанность ко грехам отождествляют себя с теми бесами, которые покровительствуют разным грехам, они и разделяют вечную участь с этими злыми духами.

     Вопрос: Какой-то парадокс получается: смерть побеждена, но она есть.

     — А если Христос смертию смерть попрал, то нам в нашей собственной смерти предоставляется такая же возможность. В Писании сказано, что страдающий плотью перестает грешить. И личная смерть каждого из нас полагает предел грехам. Ведь тело не только инструмент исправления, но это инструмент, который мы можем использовать во вред душе. А когда смерть настигает человека, он уже не может увеличивать меру своих преступлений и грехов. Поэтому смерть мы должны воспринимать как последнюю епитимью от Бога, и именно так ее воспринять, от Создателя.
     Епитимья имеет целью исправить человека, помочь ему уврачевать состояние своей души. И, приближаясь к смерти, человек болеет, страдает. А в Писании сказано: «Лучшая пора — труд и болезнь».
     Когда мы произносим самые пламенные молитвы перед Богом?
     Когда мы заболели, когда у нас какие-то неприятности, когда человек в состоянии смертной агонии. Самые пламенные, ревностные молитвы он произносит перед Богом, и это очищает его душу и освобождает от ответственности за содеянные грехи.
     Помните Достоевского, роман «Идиот», где князь Мышкин рассуждает о том, что, если смерть внезапная, то это очень плохо, а если человек может поболеть, даже пострадать, у него есть время принять какие-то нравственные решения, попытаться примириться с Богом, примириться с окружающими людьми…
     Поэтому, если Господь нам посылает что-то такое, в этом проявляется Божественная милость.

     Вопрос: После смерти поступки, все события, которые произошли, будут помниться и их осознавать?

     — Да, обратите внимание на то, что даже в советских фильмах, когда показывают смерть человека, там жизнь проносится перед глазами человека. Но обычно показывают самые радостные моменты в жизни человека. Например, герой умирает, и он видит свою свадьбу. Помните фильм «Летят журавли»? И он видит первый поцелуй своей невесты и так далее.
     Но реально происходит вот что, как опытные священники мне говорили — отец Даниил Калашников, московский священник: когда человек умирает, дьявол напоминает ему те грехи, которые человек не успел поисповедовать.
     Человек не просто помнит свои грехи — он остается с ними один на один.
Пока человек жив… Вот у человека уже нет доступа к священнику. Он не может исповедаться, он не может говорить, он парализован. Но вот в этот момент он должен все свое упование возложить на Христа.
     Опять давайте вспомним повесть «Смерть Ивана Ильича». Иван Ильич был абсолютно мирской человек. Он заболел, у него блуждающая почка. Он не может понять смысла этой болезни, смысла этого страдания. Смерть на него надвигается. Он все и вся ненавидит, его все и вся раздражает. А в момент смерти вдруг обретает смысл существования человека. Религия наполняет смыслом не только жизнь, но и смерть, и там, где неверующий видит мрак, мы видим Свет и Христа. И он вдруг понимает, что смысл жизни человека в том, чтобы душа успела примириться с Богом. Но вот этой радостью обращения к Богу он не успевает поделиться с родными и близкими, но умирает состоявшимся, духовно состоявшимся человеком. Это великая повесть.

     Вопрос: Вот когда человек умер, и ему напоминаются все его грехи, которые он не помнил и не исповедовал, и которые он не может исправить, у него шанс-то остается на спасение в этот момент?

     — Когда человек умирает (еще не умер), вот здесь, даже если он вспоминает грехи нераскаянные, возложив все упование на Христа, он может обрести путь спасения. Но сама смерть — это есть точка невозврата. Когда человек уже умер, он уже ничего сам не может исправить в своей жизни.
     Но есть надежда, что Церковь будет молиться за этого человека. Мы живые, мы испытываем нравственное влияние этого человека на нас. Ведь Вы не будете просто так молиться за кого-то! Вы будете молиться только за тех усопших, которые оказали на Вас нравственное влияние. Ведь человек не просто умирает — после смерти его хорошие влияния на людей сохраняется, точно так же, как и дурные его влияния на людей сохраняются.

     Вопрос: Несколько лет назад умер наш хороший друг, был тихий, и казалось, что он мало с кем общается, но только нам, небольшой компании уделяет очень большое внимание. Причем, он был настолько внимательный, что ты ему скажешь, какой-то вопрос у тебя, ты уже сам забыл, а он, оказывается, над этим думал, он придумал тебе несколько способов решения и обстоятельно пишет тебе электронное письмо. И помогает тебе тем самым.
В общем, массу внимания нам он уделял. И вот его не стало. И какое же было удивление, когда на отпевание, на похороны, и вместе с нами пришло еще 200 человек. И у каждого из этих людей было такое же, как у нас, ощущение. Они получали от этого друга всю полноту любви, всю полноту внимания. И получается, что у него не оставалось времени на себя. Вообще, непонятно, как он вмещал такое количество любви и заботы о других.

     — И теперь, после его смерти, когда эти 200 человек будут молиться за него, это свидетельство перед Богом о том, что этот человек оставил мощное нравственное влияние на этих людей. Они будут свидетелями и в день Страшного Суда — каждый из них, — что он помогал им в их жизни земной.

     Вопрос: А если мы делаем что-то плохое, то те, кому мы навредили, в день Страшного Суда тоже будут свидетельствовать?

     — Да, они могут свидетельствовать против нас, если мы не примирились с ними.

     Вопрос: А если мы забыли об этом и не можем уже никак исправить в течение земной жизни, что делать?

     — Если мы не можем исправить то зло, которое мы причинили другим людям (а так чаще всего и бывает), мы ищем примирения с Богом. Для этого существует таинство исповеди.
     Те навыки, которые мы приобретаем в этой жизни, благодаря молитвам, постам, остаются нами в той жизни. И в той мере, в какой мы их приобретаем, нам легче будет осуществлять вхождение в ту жизнь.

     Вопрос: Что-нибудь мы знаем о том, получается ли у нас после смерти подумать или какое-то волевое усилие предпринять, или нет?

     — Один пожилой священник мне рассказывал о том, что он видел во сне — он уснул в состоянии смертного греха, — что какие-то существа его стали влечь куда-то вниз, вниз, в какие-то подвалы, там другие подвалы, и он оказался в аду. И он увидел ад — медное небо, души обезумевших от страданий существ, которые плавали в какой-то воде, и какие-то люди его окружили и сказали: «Ты теперь с нами, вечно будешь здесь, ты должен принять это как реальность». И он захотел молиться. Это очень похожая история. И он вдруг вспомнил Заповедь Божию из Второзакония:
     «Слушай, Израиль, Господь Бог, то есть Господь Единый». А ему не давали молиться, его били по устам. Мысли все смешались в его голове, но он вдруг вспомнил слова этого исповедального текста, и он начал хлопать в ладоши, как он рассказывал, и петь эти слова: «Слушай, Израиль, Господь Бог, то есть Господь Единый». И вдруг подвал превратился в Небо, эти люди куда-то делись, и он оказался где-то на открытом пространстве. И он приходит в себя, он просыпается, и, оказывается, у него ночью был инсульт, и он мог не проснуться.
     У него была как бы клиническая смерть. И когда он проявил упование на Бога, на божественное единство и прославил Его, уже оказавшись как бы в аду, он пережил возрождение жизни. И с тех пор, он мне рассказывал, он никогда не приступал к совершению службы без исповеди.
     А помните, царь Давид молился? «Господи, из глубины воззвах к Тебе, услышь мя, Господи!»

     Вопрос: Сегодня Радоница, многие сегодня были на панихиде. А если кто-то не успел, опоздал, забыл, на панихиде не был, ведь можно же и дома как-то в личных молитвах поминать усопших? Или это не одно и то же?

     — Нет, это очень важно. Конечно, общественная молитва имеет особое значение. Как сказано в Писании, «где двое или трое соберутся вместе, там Господь посреди». Также сказано: «Если двое-трое попросят о чем-то, не сомневаюсь, что будет им дано». Но дома мы читаем Псалтирь по усопшим.
     Дело в том, что мертвые не могут сами за себя молиться. Действительно, человек, который не имеет навыка молитвы, просто забывает все молитвенные слова. Бесы могут бить по устам такого человека.
     А когда мы молимся по Псалтири за усопших (это очень древняя традиция), то мы как бы вкладываем эти слова в уста этого человека и на самом деле помогаем ему молиться.

     Вопрос: То есть мы молимся за него, как вместо него?

     — Мы молимся и за него, но, прежде всего, вместо него, когда мы по Псалтири молимся. Ведь Псалтирь, не надо забывать, это ветхозаветная книга. Ветхозаветный мир — это мир неискупленной крови Христа. Но эти молитвы полны надежды на Христа-Спасителя, Который грядет в реальность этого мира по отношению к древним людям. А в нашей реальности Христос уже пришел. И когда мы молимся по Псалтири за живых или за мертвых, это очень эффективная молитва, которая обеспечивает покаяние.

     Вопрос: А вот ветхозаветные традиции поминовения усопших, в таком случае, сильно отличаются от новозаветных?

     — В еврейской традиции за мертвых молятся. Существует заупокойный кадеж, зажигаются свечи за усопших. Причем, в современных синагогах это такие электронные лампочки — они ставятся, там батарейка на определенное время. И это свидетельствует о том, что это очень древняя традиция. То есть она уходит корнями во времена до Рождества Христова, молитва за усопших.

     Вопрос: А есть учение о мытарствах?

     — Учения о мытарствах мы находим не только у восточных, но и у западных отцов. Учение о мытарствах — это то учение, что душа с девятого по сороковой день проходит через мир бесов, которые пытаются ее остановить.
     Отец Серафим Роуз в свое время обратил внимание на то, что неопротестант Билли Грэм, известный баптистский проповедник, написал целую книгу о мытарствах. А ведь Билли Грэм не признает писаний отцов. Руководствуясь только Библией, этот неопротестантский пастор пришел к совершенно правильному выводу, что последняя битва, которая ожидает человека, это битва на воздусех, когда будет прохождение мытарств. И отец Серафим Роуз писал: «Это поразительно — человек вне традиций, руководствуясь только Библией, пришел к тем же выводам, как и древние отцы».

     Вопрос: А вот младенец безгрешный умирает — он тоже мытарства проходит, на него тоже эти духи злобы посягают или нет?

     — Некоторые отцы высказывали такую мысль, что младенцы, которые, естественно, не имеют личных грехов, но несут на себе порчу первородного греха, оказываются в состоянии и не в аду, и не в Раю. Такая как бы непроявленность духовная. Правда, Блаженный Августин имел некий такой теологумен, что они тоже окажутся в аду, но мало кто из отцов поддерживал эту его позицию.

     Вопрос: Почему вообще мысль такая может возникнуть?

     — Хотя они всегда придавали огромное значение таинству святого Крещения.
     Именно поэтому мы крестим детей.
     Кстати, Августин описывает, откуда такие чувства возникли в его сознании. Когда он был мальчиком-подростком, он смертельно заболел. А он не был крещен. И он, находясь на смертном одре, стал умолять взрослых, чтобы его покрестили. Ему отказали в крещении, потому что тогда крестили взрослых людей. И он в ужасе пребывал, в состоянии смертной агонии, но он выжил. И потом, когда он вырос (он в исповеди своей это описывает), он разработал вот это учение о необходимости крестить детей, потому что понимал, какой опасности подвергается жизнь ребенка, если он не крещен.
     Но, опять же, есть люди — мы, христиане, — которые имеют упование на Божие милосердие. И младенцев, которые умирают, мы вверяем в руки Христа в надежде, но не в уверенности, на их спасение.

     Вопрос: И получается, что после сорока дней мытарств душа пребывает в ожидании Страшного Суда, Всеобщего Воскресения?

     — Выносится предварительный приговор, частный суд совершается. И душа оказывается или в преддверии ада, или в преддверии Рая. Душа не имеет полноты бытия. Она не имеет полноты мучений или полноты блаженства. Потому что человек, как мы установили, это не есть только душа, но это и тело. И отцы считают, что это принцип справедливости — грешил в теле, и отвечать будешь в теле, жил благочестиво в теле — и наслаждаться будешь в теле.
     И смотрите, что происходит. В этой жизни существование тела поддерживает душа. Душа покидает тело, и тело умирает. А в той жизни все будет наоборот. Душа, вышедшая из тела, не имеет полноты бытия. А воскресшее тело сообщит душе полноту бытия. Когда тело воскреснет и душа вернется в это тело воскресшее, уже тело сообщит нашей душе полноту бытия. Зеркально, наоборот, все будет.
     Считается, что частичный суд, частный суд — это как предварительное заключение, а Всеобщий Суд, Страшный Суд — это то, что впереди ждет. И вот в надежде на Божие прощение на Страшном Суде мы и молимся за усопших. Ведь мы не молимся за тех, которые, без сомнения, святы. Мы им молимся и просим их молиться за себя. Но мы молимся за тех усопших, о ком мы не уверены, что они обрели дар святости в надежде на Божие Милосердие. Это значит, в нашем христианском, православном понимании надежда на Божие милосердие не прекращается и за гробовой доской.

     Вопрос: Получается, что надо не забыть попросить всех своих близких не забывать молиться о тебе и делать много добрых дел, чтобы оставить после себя добрую память, чтобы люди тебя вспоминали хорошо, так?

     — Да, когда я бываю на кладбищах… Я думаю, многие, когда бывают на кладбищах… Мы видим ухоженные могилы, а видим заброшенные могилы. И вот заброшенные могилы, заросшие бурьяном, где крест покосился, там похоронены люди, за которых, возможно, никто и не молится, лба не перекрестит, если даже место захоронения не посещают. И, напротив, когда не зарастает тропа к могиле усопшего человека, который оказал нравственное влияние на других, это значит, что память праведника — она из рода в род.

     Вопрос: Но ведь, может быть, человек умер просто давно, и у него не осталось живых потомков? Или он умер далеко от места, где живут его родные.

— Надо жить так, чтобы после вашей смерти за вас молились, вас помнили.

     Вопрос: По-человечески страшно, что когда умрешь, на отпевание придут два-три человека… Все остальные потом узнают задним числом…
     Радоница — что это за праздник?

     - Радоница — это поминовение усопших, особый день поминовения усопших. И, обратите внимание, в самом названии этого праздника корневая основа — это слово «радость». Радоница, то есть радостное событие, радостное поминовение. Почему?
     Во-первых, потому что продолжается самый радостный христианский праздник — Пасха.
     Во-вторых, потому, что близкие наши, закончив бренный земной путь и оставив труды и невзгоды, не умерли, а перешли в тот мир, куда своей смертью и Воскресением Христос уже за нас как бы пережил это состояние.
     Ведь смотрите, что сказано о Воскресении Христовом в Послании к римлянам (4-я глава, 25-й стих). Там сказано о Христе, что Он есть, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
     В каком смысле Он воскрес для оправдания нашего?
     Когда Иисус Христос умер на Кресте, Его друзья и Его враги стали ждать, примет ли Бог-Отец эту жертву или нет. И когда Бог-Отец воскресил Своего Сына, и когда Сам Сын Божий силой ипостасного божества в Духе Святом восстал из гроба, вот это было свидетельство, что грехи наши искуплены, жертва за наше преступление принята. Поэтому Павел и пишет, что Воскресение Христово совершилось для оправдания нашего.
     И в свое время Амвросиаст, христианский экзегет, писал: «Грешные до страданий Христовых получали только прощение своих грехов. После же Воскресения все крещеные, до и после, были оправданы установлением веры в Троицу, приняв Духа Святаго».
     В чем разница между прощением и оправданием? Огромная разница.
     Что такое «прощен»? Ты виновен, но тебя прощают. Что такое «помилованный? Ты не просто виновен, ты заслужил наказание. Но тебя милуют, не будут наказывать. А оправдание — это «никогда не был виновен». И мы оправданы Воскресением Иисуса Христа, потому что Его Воскресение свидетельствует о том, что твой и мой грех, грехи наших усопших — они не просто прощены, они пережили то, эти души, что называется, оправданием. И мы, и живые, и мертвые, верующие в Иисуса Христа и умершие в надежде на Иисуса Христа, пребываем в пасхальной радости соприкосновения с этим чудом божественного оправдания.
    
     Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru