О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





Галина Николаевна Николаева

11613.jpg

         Сегодня, в субботу пятой седмицы Великого поста, Святая Церковь в особой торжественной форме воспевает Пресвятую Богородицу, совершает молебное пение Акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице.. Богослужение этого дня не похоже ни на одно другое богослужение.
        Что такое акафист? Слово это в переводе с греческого означает «неседален», неседальное пение, то есть пение, во время которого нельзя сидеть. Появление этого акафиста связано с историческими событиями, произошедшими в VII веке в Константинополе.
        Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

        Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали.
        В память этой победы боголюбивые жители града Константинополя совершили благодарение – целую ночь стоя воспевали хвалебные песни в честь Божией Матери (а до этого там существовал обычай во время исполнения песнопений сидеть).
      
        С этого времени в воспоминание великого чуда и было установлено празднество Похвалы Пресвятой Богородицы. Чудесное избавление жителям Константинополя пришло во время Великого поста, почему и составленный позже акафист установили петь на 5-й субботе Великого поста.
        Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

        Этот первый и самый совершенный из акафистов был составлен тогда же, в VII веке, на основе более древних кондаков, в которых воспевались события Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Господа Иисуса Христа. Святая Церковь установила праздновать и воздавать похвалы Пресвятой Богородице стоя. С тех пор этот акафист читается во время Великого поста на богослужении для утверждения кающихся в надежде на заступление Божией Матери, Которая, избавляя от врагов видимых и невидимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
      
        Поэтическое боговдохновенное достоинство акафиста, по-видимому, связано с тем, что он составлен на основе более древних кондаков и отеческих преданий, воспевающих Божию Матерь. Мы не знаем, какие это были кондаки, но до нас дошел один исторический документ, в котором с удивительной силой воздаются Похвалы Пресвятой Богородице.
        Этот документ – письмо ученика апостола Павла священномученика Дионисия Ареопагита, обращенное к апостолу Петру.
        Он писал, что когда он был введен в высочайшее присутствие Девы, увидел Ее светлообразный лик, то сердце его исполнилось такой неизъяснимой радости и полноты блаженства, что, не будь он хорошо наставлен в основах истинной веры, счел бы Ее лицо Божеством. Автор говорит при этом, что, продлись еще чуть более это созерцание, его душа рассталась бы с телом. Он приобщился в полноте блаженству будущего века, и это лишь в минутном созерцании Пречистой Девы.

        И как бы продолжая это созерцание в наше время, один церковный писатель и проповедник, рассказывая нам об этом событии, воскликнул: «Какую же великую награду получил Иоанн Богослов у Креста от Господа, сказавшего: "Се Матерь твоя", – что в последующие годы он всегда был неподалеку от Нее, оберегал Ее, заботился о Ней и, стало быть, всегда уподоблялся содержанию Пречистого Лика; всегда слышал Ее голос, который имеет свойства умягчать сердца и воскрешать к вечной жизни даже закоренелых грешников».

        "Отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк.1,48).
        Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл.

        На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, “когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?” (Лк.1,41-43).
        Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: “Ибо отныне будут ублажать Меня все роды”.

        Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять “все роды”! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что, согласно этому предопределению, с радостью приняла святая Вселенская Церковь.

        Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, безславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать.

        Святое Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии.
        Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст неизвестной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: “Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!” (Лк.11,27).
        Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: “Ублажат Меня все роды”, когда Елизавета возвестила: “Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего”.
        Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: “Блаженно чрево”. Неизвестная женщина ублажила Божию Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали.

        И смотрите, что было дальше. Господь не только не отверг восхваления Своей Матери, но сказанными после этого словами подтвердил правильность поступка искреннего сердца. Он только указал, что блаженства могут достигнуть все, если будут слушать слово Божие и соблюдать его: “Блажены слышащие слово Божие и соблюдающие его!” (Лк,11,28). Это было первое открытое при народе ублажение Божией Матери, первое восхваление в присутствии многих Той, Которая стала Матерью по плоти необыкновенного Учителя и Чудотворца.

        После славного вознесения Господа на небо Божия Матерь является как избранное солнце посреди святых Апостолов. “Все они, – читаем в книге Деяний святых Апостолов, – единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса” (1,14).
        Как видим, дееписатель выделяет Марию, только Ее из упомянутых жен называя по имени. Божия Матерь становится тем средоточием, куда святые Апостолы шли и перед выступлением на проповедь и куда возвращались после благовестнических путешествий. У Нее они получали и благословение на свои апостольские труды и с Ней же делились пережитыми радостями и скорбями. У Той, Которая бережно слагала и сохранила в Своем сердце все совершавшееся в земной жизни Спасителя (Лк.2,19).

        Проповедники Евангелия получали и напоминание Божественных заповедей, и подкрепление в подвиге, и утешение в скорби. Как сосуд, в котором находилось благоухающее миро, продолжает благоухать и после, так, и тем более, Соделавшаяся сосудом Божества, Умащенная благоуханием Божественной благодати приближает к людям Своим присутствием, молитвой благодатное и спасительное присутствие и действие Того, Кто некогда обитал в Ней телесно, а ныне и всегда обитает в Ней, пребывает в Ней, пребывает с Ней духовно.

        Уже на заре истории христианской Церкви верующие уразумели близость Пресвятой Девы к Богу, увидели и опытно ощутили силу Ее предстательства на небе и поэтому с первых времен прославляли Ее всечестное имя, призывали Ее в молитвах, просили помощи. И с тех пор Ее боголепная слава сияла, сияет и будет сиять. Никакие еретические мудрования не могли затмить Ее славы и никогда не смогут этого сделать, потому что слава Божией Матери – это дело Божие, это то, что установлено самим Божественным провидением.

        Сегодня мы не найдем ни одного православного храма, не встретим ни одной православной души, для которой Божия Матерь не была бы дорогой и родной. Она – наша вера, наше упование и радость, наша молитвенница и заступница.
        По словам великого отца Церкви IV столетия святого Григория Богослова, как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери.
        "Радуйся, Невесто Неневестная".
      
        «День Похвалы Пресвятой Владычицы Богородицы воистину непостижим для несовершенного разума человеческого, - говорит иерей Олег (Гадиров). -  Ибо нет ни эмоций, ни чувств, ни слов, способных, хотя бы в малой степени, изъявить или изречь ту любовь и величие, которые являет Собою Пресвятая Владычица. Нет в роде человеческом такой любви, потому нет и понимания и нет отображения в сердцах. Но есть ознакомление, есть понимание с тем, что делает Матерь Божия для рода человеческого, для рода православного.
        Мы - те, кто понёс на своих сердцах и душах, на своих телах Её милость и Её любовь, Её милосердие, Её заступничество и Её покров. Миллионы исцеленных по молитвам к Матери Божией. Миллионы тех, кто обрёл истинный путь и оставил пагубу греха. Россия называется Пределом Богородицы, Матери Божией землёй. И тем выше и сильнее ответственность на тех, кто проживает на территории нашей страны, тех, кто носит имя православного человека, тех, кто исповедует Христа Господа.

        Похвала Пресвятой Богородицы... В чём же может выразиться она, учитывая наше несовершенство, нашу немощь и порабощённость грехом? Где взять силы духа, чтобы выразить ту благодарность, то благоговение, то внутреннее почитание, которое мы бы хотели оказать, но по немощи своей не способны? Где найти те самые тёплые, самые глубинные духовные слова, чтобы воспеть величие Пречистой Богородицы?
        Даже слова молитв, которые мы возносим к Ней, как бы недостаточно сильны, для того чтобы восславить Её. Так что же мы, немощные, можем принести в похвалу Ей? Ведь только Она и Её Пречистый Сын Господь наш Иисус Христос и являются теми, Кто достоин этой похвалы. И нет более на земле никого, ни на земле и ни на Небесах нет более достойных славы, чести и поклонения, чем Они.

        И если мы нареклись верными, то наш долг и необходимость в том, чтобы воспеть Владычицу не устами только. Не словами воспеть Её славу, а всем естеством, всей жизнью своей доказать, явить Ей свою любовь и взаимность.
        Надо быть безумцем, чтобы не понимать значения Её в жизни каждого православного человека. Надо быть умопомраченным, чтобы отрицать Её святость, Её величие, Её вечную благость, Её непререкаемое и непрекращаемое заступничество. Но нельзя быть и потребителями, зная о том, что даёт Пресвятая Богородица роду человеческому.

        Она не нуждается ни в благодарении, ни в похвале, потому что делает дело любви не за наши немощные восклицания, а потому что обладает совершенной любовью.
        Похвала, которую мы возносим Матери Божией, нужна, в первую очередь, нам. Ибо правильное отношение к Божией Матери и Господу Иисусу Христу даруют душе христианской способность благодарить, славить и покаяние приносить пред Ними. Для нас необходимо почитание Божией Матери, для нас необходимо Её прославление, для нас необходима Её похвала. Потому что, совершая это, наша никчемная душа, которая утвердилась во грехе, может воспрять на малое время хотя бы. На малое время протрезветь в осознании того, кто мы есть и кем мы призваны быть на самом деле. На малое время хотя бы понять, что за наши злодеяния не только благоденствия ожидать не подобает, но и само наше существование, как минимум, чудо.

        Похвала позволяет человеку неблагодарному научиться видеть, кому он обязан тем, что он жив, тем, что он может двигаться, видеть, слышать, отверзать уста, тем, что он напитан, одет, имеет здоровье и силы.
        Похвала помогает понять, каков долг у нас: не оплачен и безграничен. Но долг этот возложен на нас не свыше, не Богом и не Матерью Его Пречистой этот долг возлагается на нас, а осознанием своей греховности, осознанием глубины падения, осознанием того, что всё, что мы приняли, не по заслугам , а по милости свыше приняли.
        Этот долг рождается в душе, способной благодарить, способной хвалить истинно и способной отвечать взаимностью и посвящать свою жизнь, свои силы, труды, молитвы ради того, чтобы в малой степени, как умеем, ответить во взаимности Матери Божией и её Божественному Сыну.
         
        Нет слов, нет тех терминов, которыми можно было бы воспеть по достоинству Пресвятую Владычицу. Витии многовещанные умолкают, не способные по достоинству воспеть Пречистую.
        Где же нам научиться этому правильному хвалению? Научиться правильному хвалению мы можем в Священном Писании, в Евангельских строках, в которых даётся нам всё знание: духовное и житейское. Мы можем с вами научиться этой похвале у святых, которые оставили нам с вами и свои жизнеописания, и свой опыт духовный. Мы можем научиться этой похвале, видя, как жесток мир и как милостивы Небеса.

        Давайте научимся, пока ещё бьются наши сердца, хотя бы в какой-то малой, способной для человека, степени научимся от Матери Божией тому великому терпению, смирению, кротости, прощению, умению носить тяготы друг друга, умению во всём и всегда быть верными Богу. Давайте научимся в этот День Похвалы воздавать во все дни нашей жизни похвалу Господу и Матери Его Пречистой не словами, не устами только, а всей нашей жизнью, всеми помыслами нашими, всеми словами, всеми поступками. Чтобы всё в нашей жизни было освещено Божественным светом любви, Божественным светом истины, Божественным светом жертвенности и самоотдачи ради чего-то большего, чем ты сам, ради того, чтобы никогда не предать то, что нам даровано такой дорогой ценой».
      
        «Братья и сестры, в этот день и нам уместно с особенным усердием и благоговением прочитывать акафист Пресвятой Богородице и возносить Пречистой Деве похвалы и благодарения словами, взятыми из него.
        Молитвами Пречистой Владычицы нашей, Её милостивым заступлением и многосильным, всесильным покровом да дарует нам милостивый Господь наш силы, желания, способности воплотить в своей жизни долг чести, радости и славы православного человека, чтобы наша жизнь была похвалой и Пречистой Матери и Её Божественному Сыну Господу нашему Иисусу Христу. Храни всех Господь».

        Тропарь Субботы Акафиста, глас 8
        Повеленное прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста Безплотный, глаголя Неискусобрачней: приклонивый схождением Небеса вмещается неизменно весь в Тя, Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся, Невесто Неневестная.

        Кондак Субботы Акафиста, глас 8
        Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

                Молитвы Пресвятой Богородице

        О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление.
        О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша.
      
        О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла.
        Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

        О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли!
Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.
Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша.
        Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных.
        Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница,
        да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

        ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru