О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





Галина Николаевна Николаева

8417.jpg

     В среду вечером пятой седмицы Великого поста повторяется чтение Великого канона святого Андрея Критского, который читается уже полностью, «чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончанию поста». К чтению присоединяется Житие преподобной Марии Египетской, по которому и вся служба именуется Марииным стоянием.
     Читать в среду канон преподобного Андрея и житие преподобной Марии Египетской установлено было на VI Вселенском Соборе.

     Великий канон составлен в VII веке преподобным Андреем, архиепископом Критским. Церковь единогласно дала ему название Великого, не столько по обширности, — в нем 250 тропарей, — сколько по внутреннему достоинству и силе: «В нем умиление невыразимое, и так он силен и трогателен, что может смягчить самую загрубелую душу и вдохнуть в нее бодрость и силы к спасительной деятельности, если только поется с должным вниманием и от сердца, проникнутого сокрушением».
     Все, что только может возбудить человека к раскаянию, смирению, молитве, самоотвержению, — все собрано и приведено в нем. В нем указаны все события Ветхого и Нового Заветов, в которых особенно поразительно высказались значение и сила греха и значение и сила жизни праведной; указаны все лица, в которых осуществилось и то и другое.

     Сочинил его преподобный Андрей тогда же, когда и святой Софроний, патриарх Иерусалимский, записал житие Марии Египетской. Это житие тоже приводит в сильное умиление и дает великое утешение прегрешившим и согрешающим, если только они решились оставить зло.
     «Уроком Покаянного канона, - говорит протоиерей Андрей Ткачев, - является возвращение человеческого ума. Особенно это важно для тех, кто не знает библейских событий. Там говорится о Ное, Лоте, Иакове, Аврааме, Иове и многих других. Люди через Великий канон должны погрузиться в библейскую атмосферу для того, чтобы прочесть Библию под углом зрения, обращенным на себя.
     Вот говорится о Лоте и о Содоме. Надо подумать: а где здесь я? На самом деле Содом близок, и каждый в некотором смысле похож на Лота. Также можно сказать и о других персонажах Священной истории, которые в поэтической форме подаются нам для урока, чтобы мы вернулись к Священному писанию и к покаянной молитве в плане осмысления. Это самое главное в чтении Великого канона».


                ПРОПОВЕДЬ Архимандрита Иоанна Крестьянкина
                В ЧЕТВЕРТОК ПЯТОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
                Стояние Марии Египетской

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

     Мария Египетская! Лежать бы нам, дорогие наши, в благодарности у стоп этой великой грешницы, сгоравшей в пламени самых беззаконных страстей и не сгоревшей, оставившей миру наглядный пример великой любви, творящей чудеса, возводящей со дна адова в Царство Небесное, любви Божией к грешнику, в силу ответной любви погибающего.

     Кто она, эта дщерь тьмы, каким чудом могла унаследовать радость жизни небесной еще на земле? В молчании и даже недоумении замираем мы пред примером ее жизни. Разве возможно такое перерождение души, закосневшей в смрадных блудных страстях, любящей именно их? Не богатство, не земное роскошество совращали Марию в бездну порока. Все это вменяла она ни во что. Сила извращенной натуры с ненасытимостью влекла ее во тьму сладострастия, и не было для этой юницы другого утешения, кроме смрадного и презренного порока. Своим неустанным беззаконным трудом не скопила она и малой лепты, ибо была к ней совершенно равнодушна.
     Каким чудом бездна тьмы повлеклась к светлой колыбели Христова подвига? Ведь не Он был думой и целью ее путешествия. Безрассудная прихоть и желание новизны ощущений позвали ее в дорогу. Часто таковы мотивы человеческих поступков. Понимала ли и она сама, и враг, имеющий ее усердной ученицей, в какое опасное для себя путешествие устремлялись? Они не могли заглянуть в будущее, хранимое Промыслом Божиим втайне.

     В Иерусалиме же другая Мария — источник чистоты и целомудрия с младенчества — со Своей иконы глянула на Марию, с двенадцати лет ставшую дщерью греха и всякого смрада греховного, и, глянув, не возгнушалась нечистотой. Не гнев, не бессильный упрек, но помощь Ее сострадательного и милующего сердца положила предел безумному течению жизни грешницы. Это Она не допустила нераскаянную грешницу к Кресту Сына Своего и Бога нашего. Матерь Божия пробудила в потерявшейся в грехах ясное осознание причины невозможности приблизиться к святыне. Она исходатайствовала для грешницы спасительную помощь Божией благодати. Она же управила дальнейшую жизнь Марии Египетской словами: «Ступай за Иордан, и там найдешь покой душе твоей!»

     Матерь Божия, Матерь всего человечества! Это Ее ходатайством держится мир, Ее молитвой и покровом в мире греха и порока являются праведники, Ее милостью восстают от бездны падения грешники. И нет предела Ее любви, нет и меры Ее силе.

     Вспомним и еще один подобный пример, уже из нашего времени. Юноше Семену, живущему в обычном для многих людей плотском грехе и уже считающему это нормой жизни, пришел скорбный глас Царицы Небесной: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». Эти слова Матери Божией семенем будущей святости легли в душу грешного юноши, чтобы стать ему в свое время святым преподобным Силуаном Афонским.

     Вот нам, дорогие мои, наглядный пример Божия и человеческого отношения к нам, грешникам. Взгляд человеческий, скользя по поверхности жизни, надмеваясь своей мнимой праведностью, быстро, без сожаления и сочувствия, без любви выносит приговор гибнущей душе человека. Бей его своим мнением о нем, бей презрительным взглядом и даже безжалостным словом. Прокаженный повинен смерти!

     Божия же любовь до последнего предела силится обратить падшего к покаянию. Но кто же мог видеть душу Марии-грешницы, кто мог заглянуть в ее сердце, кто мог поверить в возможность ее преображения? Как, отчего переплавилось оно в один миг? Ин суд Божий, и ин суд человеческий. Так бывает от прикосновения к душе суровой, но сострадательной благодати любви Божией. Бог знает, как и за что милует Он грешников! И недаром призывом к жизни звучат для нас слова Божий: не судите, да не судимы будете (Мф.7,1).
     Но не подивимся ли, откуда в закоснелой-то грешнице взялась решимость вступить на совершенно неведомый ей жизненный путь? Кто зазвал ее в непроходные, безлюдные дебри пустыни? Кто охранял в этом, казалось, совсем безжизненном пространстве? Кто учил неведомому дотоле образу жизни? Кто дал силы и крепость устоять в столь суровом подвиге?

     Только Бог, Сам Бог, побеждающий естества немощь, предстательством Своей Матери, был с Марией, помогая ей, милостивым оком зрел, как просыпалась душа от дурмана человеческого заблуждения и насилия вражия; как изо дня в день многие годы до смерти боролась она с воспоминаниями о былом; в каких страданиях зарождался в ней росток новой, небесной жизни. Безсчетное количество раз за эти годы падала подвижница замертво от отчаянного зова в прежнюю жизнь, от изнеможения душевного и телесного.
     Сильнейшую и продолжительную борьбу с блудными помыслами и ощущениями, переходя из страстного состояния, испытали и выдержали не только такие подвижники, которые предварительно проводили развратную жизнь, но и девственники. И лютость борьбы возвела их к усиленным, сверхъестественным подвигам. А дар Божией благодати всегда бывает сообразен и соразмерен предшествовавшим скорбям и труду.

     Борьба и подвиг Марии Египетской были особенными даже и в подвижничестве. Сила произволения ее и решимость, вера и самоотвержение — вот то, что ходатайствовало для нее исключительную Божию помощь и духовные дарования. Бог учил ее деланию святых отцов: немедленно отвергать, не вступая в беседу или прение с греховными помыслами, а тотчас устремляться к молитве. И делание привело ее к величайшим успехам духовным.
     Только через семнадцать лет тишина сердца и покой известили ее о прощении безумно проведенной молодости. И вот последние дни пребывания Марии Египетской на земле. Житие преподобной сохранило их в подробности. Опаленная солнцем пустыни, иссохшая от зноя и мраза, тень человека, она называет по имени безвестного ей дотоле монаха, читает житие его как по писаному, дает пророческое указание на жизнь вперед за год. На последнюю встречу с ним она идет по водам, как по суше.

     Начало жизни и конец ее! Свет поглотил тьму, и ангел во плоти по Божию велению, вернувшись на краткий миг к людям, пришел дать последнее целование земной жизни, чтобы не осталось в безвестности для живущих ее исключительное житие. Причастие Святых Христовых Тайн в тот самый день, когда Христос причащал Своих учеников, не есть ли свидетельство, что причислена она к лику ученическому.
     И по сей день житие Марии Египетской проповедует миру о великой и страшной борьбе Бога за каждую душу человеческую, и человек своим произволением становится помощником Богу в этой борьбе.

     И нет основания нам всем унывать и отчаиваться от своих немощей пред обуреваемым нас грехом. Есть Сильнейший, готовый Своей благодатью ответить на наши слезы, тугу сердца и произволение к чистоте.
     Такова сила Божественной любви к человеку! Таков пример жизни Марии Египетской для нас и нашего времени! Ее молитв будем просить, ибо ее жизнь — мученичество — отмечена Крестом, и ей дал Бог нечеловеческие силы выстоять в этой борьбе, чтобы утверждать во все времена борцов за спасение души.
     Преподобная мати Мария, моли Бога о нас! Аминь.

     Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8:
     В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух Твой.
       
     Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3:
     Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, Ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.

     Ин кондак преподобной Марии Египетской, глас 4:
     Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего Всенепорочную и святую Матерь Молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление и со Ангелы присно срадуешися.
       
     Величание преподобной Марии Египетской:
     Величаем тя, преодобная мати Марие, и чтим святую память твою, наставнице монахов и собеседнице Ангелов.
               
                Молитва преподобной Марии Египетской

     О великая Христова угоднице, преподобная Марие!
     На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии.
     Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим - утешение, недугующим - исцеление, падшим - возстание, заблуждщим - укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития - вечное упокоение,
     всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.
     Избави, Господи, от сетей блуда всех, кто в них запутался! Сохрани, Господи, от падения в блудную пропасть всякую душу христиан православных! И нас покрой и спаси, Владыко, ходатайством Твоей святой, Марии Египетской! Аминь               

     ПРЕПОДОБНАЯ МАТИ МАРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru