О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





Галина Николаевна Николаева

        Сегодня Церковь совершает память Малахии — последнего пророка Ветхого Завета, от которого до Христа Царя было четыреста лет пустоты духовной, полного отсутствия духовных писателей.
12201.jpg

        Святой пророк Малахия происходил из колена Завулонова. Он жил и пророчествовал во времена Неемии2 по возвращении иудеев из плена Вавилонского (т.е. приблизительно за 400 лет до Р.Х.), когда храм Иерусалимский был снова построен, и в нем совершалось богослужение и приносились священниками жертвы.
        Благочестивою своею жизнию он приводил в удивление народ, который, видя, что он по чистоте своей жизни подобен Ангелу Божию, назвал его Малахиею, что значит — Ангел Господень.
        Призванный к пророческому служению, Малахия явился ревностным поборником веры, закона и благочестия. По возвращении иудеев из плена, среди них было много неустройств в нравственно-религиозном их состоянии, которые от нерадения и беспечности священников еще более умножались и возрастали, и не могли не возмущать и не огорчать пророка. Он выступил с сильным и грозным обличением народа и священников.
        Пророк обличал народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят ему худые жертвы (Мал.1), обличал священников, что они своими неправдами, уклонением от правого пути, несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона бесславят Бога, производя соблазн в народе (Мал. 2,1—9). Грозно обличая народ за его вероломство и нарушение завета отцов своих, что беззаконно поступают с женами своими и, несправедливо отвергая законных жен, берут жен иноплеменных (Мал.2,10—16), святой пророк Малахия угрожал им судом Божиим и за разные другие их пороки, за их чародейства и прелюбодеяния, за их ложные клятвы, за удерживание платы у наемников, за притеснение вдов и сирот, за отвержение пришельцев и за неисполнение закона касательно десятин и приношений в храм Божий (Мал.3,5—12).
        Наконец пророк обличал евреев за их богохульство, за их дерзкие и хульные слова, что напрасно будто бы служить Богу, бесполезно соблюдать Его постановления и ходить пред лицем Его в печальной одежде, что нечестивые и делающие беззакония счастливее живут, лучше устраивают свои дела и остаются целы (Мал.3,13—15; 2,17). Обличая эти пороки, святой пророк Малахия вместе с тем провидел славу второго храма и яснейшим образом предсказал пришествие Мессии, явление Предтечи пред Его пришествием, грядущий суд Божий на нечестивых, прославление праведных и распространение славы Божией пред всеми народами (Мал. 1,5—11;2,1—6;3,16—18;4).
       Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и был погребен со своими предками в своем отечественном селении Суфа. Он был последним ветхозаветным пророком, почему у святых отцов он называется печатью пророков.

        Беседу по книге пророка Малахии ведет протоиерей Андрей Ткачев:
        «Малахия. Последняя книга Ветхого Завета. «Печать Пророков» — называется Малахия у Отцов. С этим именем мусульмане называют Магомета, имея ввиду, что пророчества продолжились. Они считают, что много потом было пророков, и нашего Господа числят между пророками, а Моисея последним. Но это имя — «Печати Пророков», мы с вами усваиваем по учению Церкви как пророка Малахию, он — последний пророк.
        Потом уже Иоанн Предтеча — это не столько пророк, сколько свидетель, т.е. не говорящий по слуху уха и по внушению сердца от Бога, но уже видящий Господа и говорящий, что видит: он уже свидетель, от слова «видеть». По сути, он стоит между пророками и апостолами, не являясь в полной мере ни тем, ни другим, совершая особое избранническое служение.
        А Малахия — действительно есть «Печать Пророков», и мы сегодня почитаем его слова, небольшие четыре главы его пророчества. О том, чем заканчивается Ветхий Завет, стоит знать. Мы как-то читали с вами Софонию, и нашли там очень много интересного. Мы, безусловно, не будем читать всё подряд, будем читать выборочно, некоторые вещи, которые для нас особенно знаковые. Это пророческое слово Господа к Израилю через Малахию.

        Первая глава.

        6 Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»
        7 Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» – Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения».

        Т.е. пренебрежение к богослужению. Богослужение длинное, утомительное, обременённое множеством всяких частностей, священных подробностей, и они говорят, что не нужно это всё. Тем они бесславят Имя Господне. Кроме того, они приносили в жертву не нужное в стаде. Поскольку жертвы были кровавые — нужно было приносить ягнят, волов — они норовили приносить что-нибудь такое, что в стаде человеку не нужно: что-то паршивое, слепое, хромое, бесплодное.

        8 И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф.
        9 Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф.

        Есть такая пословица: «На тебе Боже, что нам не гоже». Кстати, мы, священники, тоже знаем такое. Как-то было такое поветрие — принесение вещей в храмы. Бывает, приносят нормальные вещи, которые можно и на бомжа одеть, и на простого малоимущего человека, такой сэконд-хенд, а бывает — такую дрянь несут, такие мешки с мусором, тряпьём, что приходы превращаются в мусоросжигательные фабрики. Множество гуманитарной помощи, так называемой, милостивых приношений, являются, по сути, каким-то хламом, который нужно утилизировать. Это такие странные виды милостыни, когда люди отдают то, что им самим дома не нужно. Несут не понятно что.
        Малахия пророчествует о том, что евреи, плохо чтущие Бога, уступят своё место. Как обычно бывает: не хранишь, не ценишь — потеряешь. «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Он говорит о том, что Израиль отдаст первенство, и многие узнают Бога. Такая уникальная возможность, по сути, в единственном числе среди народов — молиться Богу живому истинному — отнимется от евреев. Он говорит:

        11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.

        Это очень важные слова, потому что еврейское богослужение, напоминаю, привязано к одному месту. Евреи могут иметь только один храм на всей земле. И не где хочешь, а только в Иерусалиме. И не в любом месте Иерусалима, а только на горе Мориа. Только там может быть храм. Если его там нет, значит его нет вообще. И только там в ветхозаветные времена приносились жертвы Богу живому истинному, сотворившему небо и землю, — Богу, воспетому Давидом, Соломоном, поклоняя Его через пророков, и который открыл Себя Израилю.
        А здесь мы слышим явное пророчество о перемене времён, о том, что наступают новые времена богопочитания. Совершенно новое время, как Господь самарянке говорил: «Женщина, поверь Мне, наступает время, когда ни на этой горе, ни на этой будут поклоняться, а в Духе и Истине будут поклоняться Богу на всяком месте».
        Вот об этом говорит Малахия за четыреста лет до пришествия Христа. Это явное пророчество о распространении богопознания по всему миру, что совершилось и продолжает совершаться, и как говорят великие пророки: «Как море наполняется водами, так мир должен быть наполнен познанием Господа». Эти стихи, между прочим, поют при встрече архиерея: «От восток солнца до запад славно Имя Господне! Буди Имя Господне благословенно отныне и до века!» — хористы громогласно поют, когда в храм Божий вступает архиерей для совершения богослужения.
        Поскольку архиерей — носитель апостольской благодати, и на его плечах, по сути, и лежит ответственность за то, чтобы «от восток солнца до запад», т.е. по всему миру хвально было Имя Господне, то его встречают пением стихов, перефразом из пророка Божиего Малахии.

        13 Притом говорите (Эти хульники, уставшие от богопочитания. — о. Андрей): «вот сколько труда!» и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.

        Ну действительно, много труда при богослужениях, при жертвах. Вот в любой праздник попробуйте храм приготовить к празднику, храм после праздника убрать. Вот сейчас водосвятие будет — это сколько возни, сколько приготовлений с водой, с этим, с этим. А потом попробуй это всё после освящения пораздавай, чтобы мир не потерять, поналивай каждому вредному просителю баклажку, да потом до поздней ночи оставайся это всё убирать. Каждый праздник — это наказание для служителей Церкви. Для пришедшего помолиться — это счастье и праздник, а для служащего в храме и прислуживающего — это очередное серьёзное испытание, работы очень много.
        Это у нас: у нас нет ни крови, ни овец, ни огня, ни ножа, ни кровавых жертв. А тогда? Я вообще не представляю, как можно было резать этих всех животных с утра до вечера, сжигать, потрясать, отделять, петь, молиться, в трубы дуть, ходить, хлюпая, по крови, по жертвеннику. Труда много. Ну вот они и говорят, что много труда.

        14 Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов.

        Если всё это перенести на новозаветные отношения, то получается то же самое: пообещал — сделай, абы что — Богу не приноси. Жертва — это то, что отрывается от сердца. Жертва — это то, что нужно тебе самому. То, что тебе самому не нужно, а ты принёс — это ещё не жертва, жертва — то, что ты отнял от себя и принёс Богу, или ближнему, или Богу в лице ближнего. То, что отнято — оно, собственно, и имеет цену.

        Вторая глава. Посвящена священникам.

        1 Итак для вас, священники, эта заповедь:
        2 если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца.

        Нет, наверное, ничего более серьёзного и страшного, чем такие слова, потому что священник благословляет, а если Бог проклянёт его благословения, то что толку со священника, если он вместо благословения рассылает вокруг себя проклятия.
        Здесь Малахия говорит о том, что завет Бога с людьми, через Левия, через ветхозаветное священство, был заветом жизни и мира:

        5 Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим.
        6 Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха.

        Вот задача священства: иметь закон истины на устах, не носить на языке неправды, в мире и правде ходить перед Богом, и многих отвратить от греха. По сути, сформулированы главные задачи священства. Далее следует похвала священству, высокая похвала.

        7 Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (Вестник — ангел, по-славянски) Господа Саваофа.

        Ведение — это глубокое знание. Когда Исаия перечисляет дары Святого Духа, он также перечисляет и ведение: «Дух ведения и благочестия», — там попарно идут дары Духа Святого, и вот дух ведения и дух благочестия. Благочестие — это правильный образ жизни, а ведение — это глубокое знание. Есть дух знания, но это дух первичного научения, а есть дух ведения — глубокого знания, от слова «ведать».
        «За отсутствие ведения, —  говорит пророк Осия, — народ мой будет отвергнут от священнодействия». Там, где нет стремления к глубокому знанию, там, где знанием гнушаются, удаляются от знания, бегут от него, не интересуются им, направляют свои мысли куда хочешь, лишь бы только не в глубину, — там прекращается священнодействие, там наступает мерзость и запустение. А уста священника должны хранить ведение, «…закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». Так должно быть.

        8 Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф.
        9 За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона.

        Жёстко. Подобная жёсткая речь о священстве есть также у Иезекииля и у других великих пророков. Иезекииль говорит (по памяти): «Если ты не скажешь грешнику о том, что он грешит, чтобы он остановился, то он за грехи свои умрёт. Но душу его Я спрошу с тебя. Если ты скажешь грешнику, чтобы он остановился, а он не остановится, то он за грехи свои умрёт. Но ты спас свою душу, потому что ты сказал ему. Если ты сказал ему и он послушался, то вы оба спасли свои души».
        Священник должен быть проповедником истины даже в целях личной безопасности: если он ничего не говорит, то погибающий от незнания, погибающий от неведения (неведующий правды), рискует переложить ответственность за кровь свою на плечи и голову того, кто его не учил. Об этом говорят все пророки, это некое общее место, по сути, и странно, что оно до сих пор звучит как нечто новое, как будто мы впервые это слышим каждый раз.
        Пророк перечисляет грехи народа. Пророки смотрят на жизнь народную строгим взглядом нездешнего человека, так скажем, т.е. человека, смотрящего на мир не с точки зрения обывателя, а с точки зрения Бога. И первое, что бросается в глаза — это различные беззакония. И вот что отмечает Малахия, интересное:

        13 И вот еще что вы делаете (Из грехов ваших. — о. Андрей): вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших.

        Это значит, что вы делаете нечто такое, благодаря чему Господь больше вас не слушает, Он не слушает ваших молитв.

        14 Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.

        Этими словами обличается нарушение брачной верности. Вот ещё что ты делаешь: ты обижаешь жену свою, заставляешь её рыдать у алтаря, обливать слезами жертвенник, и её слезы становятся стеной между тобою, молящимся, и ею, обиженной. И Бог больше не хочет тебя слушать, потому что Он был свидетелем между тобой и женой твоей юности, а ты поступил вероломно. Но евреи — хитрые люди, и все мы тоже хитрые: заповедь на заповедь, закон на закон, правило на правило. Они говорят, что Авраам тоже имел несколько жён: имел Сару, имел Агарь, имел Хитуру. Мало ли праведников имели много женщин… И поэтому мысль Малахии уходит дальше к Аврааму:

        15 Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух?(Он намекает на Авраама, который имел несколько жён. Впрочем, и другие старозаветные праведники имели много жён. — о. Андрей) что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство (т.е. Авраам жил в состоянии ожидания семени от Господа, и он не по похоти жил с жёнами, не наскакивал на них как неистовый, а смотрел на союз с женой именно как на ожидание потомства. Поэтому тут косвенно обговариваются возможности отхода или петляния «хитрого ума». Ум — он как змей петляет. Падший ум вьётся по земле как змей по песку. — о. Андрей). Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей.

        Такая вот громогласная истина прозвучала. Я думаю, это очень актуальная вещь, потому что стоя на исповеди, читая книги как некую хронику современной жизни, вникая в газеты, в социологические исследования, беседуя с психологами, ты видишь, что это бич нашего времени. Неверность разъедает жизнь. А там, где неверность разъела жизнь, там постепенно, в эту щёлку, которую гниль проела, просыпается всё на свете: и здоровье, и счастье, и мир, и богатство — всё пропадает пропадом от блуда и всего сопутствующего. Поэтому «…берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей».

        17 Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия?»

        Это прямо сегодняшнее дело, мы прямо сегодня видим, как люди говорят: «К грешникам Господь милостив. Вон они творят злодейство за злодейством. А где Господь, чего Он делает?» Этим мы прогневляем Бога.
        (Далее стихи из третьей главы)

        16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».
        Так говорят боящиеся Бога.
        17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
        18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.

        Это нам в ободрение, чтобы мы не думали и не повторяли поспешно злые слова злого человека.

        14 Вы говорите: «тщетно служение Богу (Многие так и говорят, мол, а что толку: молись, молись — не молись… — о. Андрей), и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?
        15 И ныне мы считаем надменных счастливыми (Наглецов, богачей, воров, прохиндеев, где клейма негде ставить. Мы считаем их счастливыми: вот про них показывают по телевизору, в газетах печатают, на плакатах мы видим их лица, их физиономии везде… — о. Андрей): лучше устраивают себя делающие беззакония (Так говорят беззаконники. Слушайте внимательно, проверяйте свои мысли. Беззаконники считают, что лучше всех устраивают себя в жизни, делающие беззакония. — о. Андрей), и хотя искушают Бога, но остаются целы».

        Это буквально сегодняшние речи. Я уже говорил об этом, что чтение пророков — это чтение утренней газеты. То, что говорят Малахия, Захария, Софония, Аггей, Михей, Амос — это всё сегодняшний день. Это настолько актуально, хотя говорилось более двух тысяч лет назад, что просто удивительно. Мы должны проверять свой внутренний образ мыслей по камертону пророческих слов, речений, для того, чтобы безошибочно определять — здесь фальшь: здесь звучит стук по дереву, а здесь по металлу, здесь стук по золоту, а здесь по бетону. Т.е. где там внутри у нас звучит бетон, где дерево, где золото, где серебро.

        Третья глава. Пророческая. Великая глава.

        1 «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною»
(Слышите? Скоро будет Крещение Господне, скоро мы прочтём эти слова, которые Марк цитирует, начало Евангелия Христа Сына Божиего: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Ангел Мой» — это Предтеча. Предтеча разве Ангел? Нет, он человек. Почему назван Ангелом? Потому что он — вестник, слово «ангел» переводится как вестник. Вот и ранее, во второй главе все священники были названы Ангелами Господа Саваофа. Закона ищут от уст священника, и он — Ангел Господа Саваофа. Предтеча — человек из плоти и крови, родила его мама, зачал его отец, и жил в пустыне и ел акриды и мёд дикий. — о. Андрей),
        «и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете»
        (Это Христос. Они искали Христа, жадно ждали Его, настырно выпрашивали, чтобы Он быстрее пришёл. И вот Он внезапно придёт в храм Свой — придёт Господь, Которого вы ищете. — о. Андрей),
        «и Ангел завета, Которого вы желаете» (Ангел завета — это уже касательно Господа.
        Почему Он назван Ангелом? Потому что Он тоже вестник. Его Отец послал в мир. Всякий посланный является вестником, а вестник — по-гречески «ангел». 
        Христос есть Ангел Нового Завета — Он Ангел Отца, Ангел лица Божиего, лица Отче, Тот Ангел Божий, Которого вы желаете. — о. Андрей); вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.

        2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?
(Малахия зрит дальше, чем Первое Пришествие. Он зрит Первое Пришествие, с Предтечей, с Христом, а потом сразу зрит Второе Пришествие. Он видит огонь очищающий, огонь Второго Пришествия, огонь Страшного Суда, когда всякая нечисть будет очищаться как грязь в щёлочи. — о. Андрей) Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий,
        3 «и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их»
        5 И приду к вам для суда(Далее идёт перечисление семи главных грехов, которые Малахия усматривает в окружающем народе. Все эти грехи касаются нас напрямую. — о. Андрей) и буду скорым обличителем чародеев
(бабки, гадалки, ворожки, «битва экстрасенсов», гороскопы, гадания, узнавание будущего. Мы не говорим уж про всяких сатанистов, приворотчиков, вызывателей мёртвых, обаятелей, шептунов и т.д. — о. Андрей) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника (Договариваются за работу и удерживают деньги: не платят в срок, не платят всё, находят изъяны в сделанной работе, полностью не отдают заработанные деньги. — о. Андрей),
притесняют вдову и сироту (Обижают самых беззащитных. — о. Андрей), и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

        6 Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.
        Пришествие Божие будет обличением греха, и самые вопиющие грехи Малахия перечисляет. Кроме того, он говорит, что народ обкрадывает Бога:
        8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.
        9 Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня.
        Господь связал Израиль заповедями о десятине. Всё что заработал, всё что получилось, всё что принесло прибыль, всё что собрал с поля своего — будь любезен, дели на десять и десятую часть относи Богу. Через отданную десятую часть освящаются оставшиеся девять десятых. Как мы уже с вами говорили: отдай одну десятую — девять десятых оставшихся освятится, это будет свято. Ты смело пользуйся, оно святое. Только ты отдай одну десятую — капля море освящает. Кусочек отдай, а целое осталось святым.
        Это касается всего: времени, сил, слов. Например, из десяти слов одно должно быть о Господе, из десяти мыслей одна должна быть к Богу. Научись посвящать всё, что есть, живущему во веки — Отцу и Сыну и Святому Духу. Ну и дальше уже и деньги, и вещи, и произведения земли, и прочее. Если человек этого не делает, то, по сути, он не даёт Богу то, что Богу принадлежит. «Вы меня, — говорит Господь, — обкрадываете».
        Обкрадываем ли мы Господа? Приказа о десятине у нас в Церкви новозаветной нету. У нас нет такой твёрдой дисциплины, чтобы каждый обязан был принести десятину того, что он приобрёл, или заработал, или получил. Нет такого.
        Хочешь — всё принеси, хочешь — половину, хочешь — пятину, хоть девятину, хоть десятину. Но этой свободой многие пользуются во вред себе и не носят ничего. На самом деле Богу ничего от нас не надо, Он просто знает, что — ты принеси отдай, и оставшееся будет тебе на пользу. А если всё на себя употребишь, то оно тебе не в то горло пойдёт. Не на пользу будет тебе то, чем ты пользуешься один в гордом и эгоистичном одиночестве.
         Отдавание — это святое дело, ибо отдавать — блаженней, чем принимать. 
         Поэтому, христиане, сами рассудите об этом и научитесь отдавать. Отдавать потихонечку, отдавать по чуть-чуть. Не требуется же отдать половину — десятину всего-навсего. Понемножку отдавать не только из вещей и денежных прибытков, но и мыслей, слов, времени, дел, сердечных усилий, всего того, что, собственно, составляет внутреннюю сокровищницу человека. Отдавать — блаженней, нежели принимать. Если всё будет на себя истрачено, то это будет печаль-беда и потеря жизненного пространства. Таким образом, мы обкрадываем Господа Саваофа.

        Четвёртая глава. Последняя глава Ветхого Завета.

        1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
        2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;

        «Солнце правды» — помните, мы, недавно отпраздновавши Рождество, пели: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»
        Там есть слово «ведеть», т.е. глубоко знать. Здесь про ведение, как раз и говорится, что ведение ищут от уст священника. И «Солнце правды». Т.е. два слова, употребляемых пророком Малахией, есть в тропаре Рождеству Христову.
        Теперь гляньте: «…для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды» — это Христос. Это говорится людям, жившим за четыреста лет до Господа Иисуса Христа, до Его Пришествия. Что такое четыреста лет? Это тысяча шестисотые года, если от нас сейчас отсчитать четыреста лет назад.
        Что было четыреста лет назад, в тысяча шестисотых годах? Это была смута. 1612-й год: польско-литовское нашествие, осада Троице-Сергиевой Лавры, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Марина Мнишек, и полная куча разных безобразий, когда было непонятно, что будет дальше, жить или не жить Русской земле. Междуцарствие, погибель Рюриковичей, возникновение Романовых… Гермогену, умиравшему от голода в Чудовом монастыре, явились святые, и Сергий Радонежский сказал ему, что молитвами Богоматери суд об Отечестве переменён на милость. Давно это было или нет?

        Это было очень давно — четыреста лет, семнадцатый век. Представьте себе, что от Малахии до Господа четыреста лет. И вот Малахия — последнее пророческое слово, ободряющее евреев, которым нужно ждать Миссию. Ведь ещё, по меньшей мере, шестнадцать поколений евреев умерло, не дождавшись. «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…» — это так они из года в год, из поколения в поколение повторяли друг другу эти слова, с угасающей надеждой, но до конца не исчезающей. Верь в Господа, надейся на Него, и увидишь милость Божию.
        И одно поколение умирает, а второе пытается веру сохранить. И потом, эта вера — она же такая слабенькая, она же пытается держаться как маленький фитилёк дрожащий. Ещё одно поколение… — не дождались мы Миссию. И эстафету веры передают следующему поколению. Говорят, вы верьте, верьте, верьте, потому что Солнце правды взойдёт, и исцеление в лучах Его.
        Представляете, такой подвиг веры, который несут столетиями. И умирают поколения, одно за другим, не дождавшись, и не увидавши собственными глазами исполнения обещанного. Однако, вера не гаснет, и праведный, как говорит нам Писание, верою жив будет. Надменный человек, как бродячее вино, не успокоится, а праведный — верою жив будет.

        3 и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.
        4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.

        Есть закон, есть правила, есть уставы — это разные вещи. Закон говорит о главных заповедях. Потом есть правила: правила жизни, богослужения. И уставы, определяющие разные стороны богослужебной и частной гражданской жизни. Вот это всё, что нужно человеку: закон, правила и уставы.

        5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.

        И когда пришёл Иоанн Предтеча, в духе Илии (а он пришёл, как говорит Писание, в духе и в силе Илии), и был одет как Илия — во власяницу, припоясан по бёдрам поясом из кожи, его спрашивали: «Ты Илия?» Он говорит: «Нет». — «Ты Миссия?» — «Нет». — «А что же ты крестишь? (все ждали Илию, а пришёл Иоанн)» Илия придёт, но Илия будет пророком Второго Пришествия Христова. Именно для суда. Когда Господь будет на суд уже идти перед наступлением дня великого и страшного, точно так как написано. Илия придёт, и будет обличать антихриста, будет бодрить последние остатки Израиля. Будет всех веселить, тех, которые веруют в Бога, будет говорить «Не бойтесь».

        6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

        Это последние слова Ветхого Завета. Дальше наступает период молчания на четыреста долгих лет, так, как если бы у нас на Руси от патриарха Гермогена, аж до сегодняшнего дня не было ни одного святого. Можете себе такое представить? С большим трудом. А вот такое было.
        Мы прочли с вами книгу Малахии, потому что сегодняшний день, прошедший, был посвящён памяти этого святого Божиего человека.
        Пророка Твоего Малахии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша. Аминь.
        Любите Писание, христиане, читайте его, умоляйте Бога помиловать вас и ищите возможности умилостивить Бога добрыми делами. В этом, на самом деле, заключается вся тайна жизни нашей. Говорить с Тем, Кто создал нас, хвалить Того, Кто создал нас, пытаться угодить Тому, Кто создал нас, и приносить Ему смиренное покаяние в грехах своих, потому что Он любит нас и готов прощать нам всё, не только до семи раз по семь, но и до семидесяти раз по семь, и даже более.
         Ему слава и держава, Отцу и Сыну и Духу Святому, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".
               
        ТРОПАРЬ, ГЛАС 2
        Пророка Твоего Малахии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

        КОНДАК, ГЛАС 4
        Пророчества дарованием богатея, пророче Малахие, Христово предвозвестил еси пришествие яве, и мирови спасение, Егоже сиянием мир просветися.

        ИН КОНДАК, ГЛАС 8
        Яко Ангел послужил еси, всеблаженне, и сподобися преди будущая вещати, Господне бо вочеловечение всем уяснил еси, темже вопием ти: радуйся, пророче Божий Малахие, приснопамятне.               
       
        ВЕЛИЧАНИЕ
        Величаем тя, пророче Божий Малахие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

               
                МОЛИТВА СВЯТОМУ ПРОРОКУ МАЛАХИИ

        О, прехвальный и пречудный пророче Божий Малахие!
Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.
        Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе,
        да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних.

        Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели.
        Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани.
        Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их.

        Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими.
        Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей;
        да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа,
        Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.   

                СВЯТЫЙ ПРОРОЧЕ БОЖИЙ МАЛАХИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru