Православный календарь





Основные документы РПЦ

Галина Николаевна Николаева

9276.jpg

       Сегодня, на восьмой день после Рождества, Святая Церковь воспоминает Обрезание по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Возникает вопрос, почему мы празднуем совершение над Господом этого ветхозаветного  законного обряда, который отошел, как тень?
       Его необходимость Священное Писание обосновывает тем, что Христос пришел не нарушить ветхозаветный Закон, но исполнить его. У израильтян этот обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. Если бы Христос не принял обрезания, то никто бы не признал в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова.

       По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.
       Богу было угодно, чтобы Пресвятая Богородица и обручник Ее, праведный Иосиф, исполнили все согласное ветхозаветному закону и Богомладенец на восьмой день был обрезан и получил имя, на сороковой — посвящен Богу, а с 12 лет стал ежегодно посещать Иерусалимский храм, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии
       Таким образом, по человечеству Он соблюдал букву закона, по Божеству же, воплотившись для спасения человеческого рода, Он преисполнил весь закон, так что для нас теперь все внешнее, обрядовое стало лишь средством для достижения внутренней цели. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.
      
       Сегодняшний день, являясь днем перехода от одной радости церковной к другой, вместе с тем имеет и свое совсем особое значение и содержание, свою собственную тайну, о которой он повествует и которой он посвящен. Об этой тайне восьмого дня от рождения Христова во плоти свидетельствует и Священное Писание, хотя и совсем кратко, в одном лишь стихе Евангелия от Луки: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк.2:21).

       Тайна данного праздника – это радостная тайна полного вхождения новорожденного на земле Сына Божия в наш человеческий мир. Выявляется полнота реальности совершившегося чуда вочеловечения Самого Бога. Сын Божий не только принял на себя образ раба, но взял на Себя и все последствия, связанные с этим: Сын Единородный Бога Отца теперь не только стал подобным нам Сыном Человеческим, но и сыном определенного народа, избранного Им, в который Он и вошел. И Он стал носителем определенного человеческого имени: Иисус.
       Так выявляется вся действительная полнота и последовательность совершившегося чуда Боговоплощения. Радуется этому Святая Церковь в Своих песнопениях: «Сходяй Спас к роду человеческому прият пеленами повитие, не возгнушася плотского обрезания, осмодневен по Матери, Безначальный по Отцу…» «На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным… благоволил еси родитися на земли от Отроковицы неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневныи…»

       Новорожденный на земле Сын Божий теперь входит совершенно в Свой народ, в богоизбранный народ древнего Израиля. По Завету, заключенному Богом уже в древности с родоначальником этого народа Авраамом, каждый новорожденный мальчик израильский в восьмой день после своего рождения должен был подвергнуться обряду обрезания для того, чтобы войти в этот союз, заключенный между Богом и Его народом.
       Обряд обрезания – это была видимая печать принадлежности к Божьему избранному народу. Благодаря чему новорожденный Младенец всецело вошел в состав этого народа, теперь Он принадлежал к нему уже не только по крови, но и по Закону. Печатью обрезания возлагались на Него все обязанности, связанные с принадлежностью к Божьему народу: великая ответственность исполнять и осуществлять в жизни Своей Божий Закон и все Заповеди его.

       Но вместе с тем через печать обрезания Младенец становился и законным наследником благословения Божия, унаследованного из рода в род от родоначальника Авраама, и иных великих обетовании, данных Богом избранному народу. Все эти славные обязанности и права были именно связаны с принятием обрезания.
       И все великое наследие сегодня принимает на Себя через печать обрезания Богомладенец Христос. Принимает знак принадлежности народу древнего Закона Сам Творец Закона, Сам Законодатель. Он Сам хочет стать для нас исполнителем и завершителем Своего Закона и будет исполнять его через созидание Нового, вечного Завета между Отцом Небесным и людьми в водах Иорданских и Голгофским Крестом.

       На это указывает новое человеческое имя, которое вечный Сын Божий сегодня принимает, чтобы быть подобным нам не только по уже принятому Им человеческому естеству, но и принимаемому Им теперь определенному человеческому имени. Принесенное ангелом с неба на землю Пречистой Деве и праведному Иосифу святейшее имя Иисус – имя, перед которым должно будет преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних.
       Самое имя это по своему значению говорит о том, что его Носитель является для нас Спасителем. «И наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» Мф.1:21), – говорил Ангел. «И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» Деян.4:11-12).

       Тропарь, глас 1:
       На Престоле огнезрачнем  в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,  сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

       Кондак, глас 3-й
       Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

       Величание:
       Величаем Тя,  Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея  законное обрезание.

       СЛАВА ТЕБЕ, БОЖЕ НАШ, СЛАВА ТЕБЕ.

       Так сегодняшний праздник Обрезания Господня снова открывает нам всю глубину великой тайны Боговоплощения – великой тайны нашего спасения.
       Об этой же тайне говорит нам и образ пламенного проповедника православной веры, святителя Василия Великого.
       «Праздник Обрезания Господня, - говорит иеродиакон Гавриил (Рожнов), -  продолжается один день и в народе еще известен под именем Васильева дня, так как в этот день в 379 году скончался святитель Василий Великий, один из величайших учителей вселенской Церкви, являющий собою прекраснейший образец истинного “обрезания Христова”.
       И в этот день святитель Василий Великий призывает нас к восхвалению сладчайшего имени Спасителя нашего, Которому да будет от всех нас слава в безконечные веки веков.
       «Дивное Имя Твое, Иисусе Спасе наш, Ангели поют на небеси, и мы грешнии на земли бренными устнами воспеваем…»
       «Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас!»

       Святитель Василий родился в 330 года в городе Кесарии Каппадокийской в благочестивой христианской семье. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых. Василий получил прекрасное образование.
       О нем говорили, что каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом, естествоведом, имел глубокие познания в медицине.
       По слову его современника и друга, святителя Григория Богослова “это был корабль, настолько груженный ученостью, насколько это возможно для человеческой природы”.

       Но ум его искал высшей Божественной мудрости, поэтому он отправился в Египет, Сирию и Палестину к великим пустынножителям. Через год Василий раздал все, что у него было, нищим, а сам пошел в Иерусалим и там принял святое крещение во Иордане. По возвращении в Кесарию св. Василий поселился в пустынном месте, где подвизался в тяжелых трудах, посте и молитве.
       Сюда же он привлек своего друга — святителя Григория Богослова. Вскоре вокруг них собрались иноки, образовался монастырь. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.

       В 370 г. св. Василий был призван на высокое епископское служение и трудился во всяком деле до самозабвения: боролся против еретиков — ариан, проповедовал, заботился о нищих, благоустраивал монастыри.
       За свою короткую жизнь святитель Василий написал много сочинений в объяснение Священного Писания и чин Литургии, переданный апостолами; составил сборник «Добротолюбие», множество молитв, канонических правил и правила для монашествующих. В своих творениях раскрыл догмат о Святом Духе. Его называют «славой и красотой Церкви», «светилом и оком вселенной».
       «Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче».

       Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Князь глубоко чтил Василия Великого и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святой Василий наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа.
       За Божественной Литургией мы слышали сегодня отрывок из послания святого апостола Павла, в котором говорится:
       «Вы... обрезаны обрезанием нерукотворенным в совлечении греховнаго тела плоти, обрезанием Христовым».
       Что это означает? По учению святых отцов, это обрезание Христово заключается в отсечении от сердца всех страстей, — гнева, похоти, зависти, гордости, тщеславия, корыстолюбия, — всего того, что мешает нашему сердцу быть обителью Духа Святаго.
       Действительно, мы спасаемся не делами закона, а благодатью, но благодать Божия не есть что-то принадлежащее нам по праву. Это дар Божий и каждый из нас из опыта своей жизни знает, как трудно иногда бывает его сохранить. И потому путь христианской жизни по существу есть путь болезненный и трудный, связанный с неизбежным утеснением себя, с отвержением, отсечением всего того, что мешает нам следовать за Христом.

       Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как раковая болезнь и лишь тяжелая операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым.
       Поэтому человек должен обрезать все эти греховные помыслы, желания и намерения в самом начале, ежедневно, ежеминутно следить за собой, не давать воли ни глазам, ни ушам, ни языку, никаким влечениям; не позволять себе никаких мечтаний, а все дурное отвергать от себя, отсекать, уничтожать с помощью призывания имени Господа Иисуса Христа.
       И Господь помогает в этом, посылая помощь в виде невольной скорби. Не может человек, например, побороть чревоугодие, или пьянство, или блудодеяние — Господь посылает болезнь. Гордится человек, тщеславится, — Господь унизит его пред всеми так, что он делается в глазах людей последним человеком. Если человек — христианин привязан к земному и все свои силы, все свои желания все мечты направляет к тому, как бы приобрести правдою или неправдою, воровством, обманом — любыми средствами приобрести земное благополучие, то Господь возьмет и отымает, и все то, что он имеет.
       Так к нашим трудам в нашей собственной борьбе с грехом посылает Господь нам еще и невольные скорби, как помощь в этой борьбе. Из этой постоянной борьбы с грехом и невольных скорбей и складывается крест для каждого христианина.

       Если христианин действительно понимает свое назначение и значение скорбей, то он безропотно понесет свой крест. А если он не понимает этого, то начинает роптать, начинает судить Самого Господа: за что мне Господь скорби посылает, болезни и тому подобное, разве я хуже других?
       Так должны мы в течение своей земной жизни отвергаться себя, обрезать от себя всякий грех, нести без ропота, с благодарностью, крест, который возложил на нас Господь, умолять Его, чтобы Он помог нам провести жизнь по-христиански, по-христиански умереть и наследовать Царствие Небесное».

       Тропарь СВЯТИТЕЛЮ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ, глас 1
       Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим

       Кондак СВЯТИТЕЛЮ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ, глас 4
Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.

       Величание
       Величаем тя, святителю Христов Василие, благочестно Церковь Христову непорочну сохраншаго.

                Молитва СВЯТИТЕЛЮ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ

       О великий и преславный святителю Христов, всея вселенския Церкве учителю богомудрый, православия твердый исповедниче и поборниче, всеблаженне отче Василие!
       Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление.
       Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето, и во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

       СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ВАСИЛИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Вопросы, связанные с приемом поминовений, можно задать по телефону храма 8(963)7727270, или по адресу hram.dimitriy-donskoy@yandex.ru.

afisha-msk.ru