Православный календарь





Основные документы РПЦ

Из святой обители, Соловецкого монастыря, передаём поздравления и делимся интереснейшими материалами.

Solovki.PNG 
Всех - с наступившим Новым Годом!
Церковь называет этот праздник "гражданским новолетием" и молится в этот день так:

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый,
благослови венец лета благости Твоея, Господи,
сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы
и спаси ны.
1    Проповедь – «О благодарности».
 
Фрагмент:

"Когда Господь шел по дороге, встретилось ему десять прокаженных. Он исцелил их и послал показаться священнику.
В те времена, прокаженные не имели права входить в человеческое жилище, при приближении людей они должны были показывать, что они прокаженные, чтобы люди к ним не приближались. Если кому-нибудь из них посчастливилось исцелиться, то он должен был показаться священнику, чтобы тот засвидетельствовал, что он теперь может общаться с другими людьми.
Когда эти десять людей исцелились, только один из них вернулся поблагодарить Спасителя.

Тяжкая болезнь обрекает нас на изоляцию. Даже сейчас актуальна эта изоляция.

Но есть еще метафизическая прокаженность. Не зря люди говорят: «Что я как прокаженный какой-то? Никто не хочет со мной общаться». Если раньше люди изолировались от общества только вследствие какой-то болезни, то нынешняя изоляция открыла нам, что эта изоляция была уже давно, она была глубокой.

До того, как карантин начался, многие люди могли более-менее успешно скрывать свою внутреннюю проказу псевдоактивностью, вечеринками, непонятными работами. И когда эта псевдоактивность рухнула, стала невостребованной, такую деятельность стало невозможно дальше проводить, эти люди обнаружили вдруг, что они прокаженные. Телефон молчит, а если звонит, то только по работе - ни они не интересны миру, ни мир не интересен им. Такая катастрофа приводит к тому, что люди ломаются, впадают в глубокую депрессию, в уныние. Но если вдуматься, то эта проказа начинается задолго до того, как мы вступаем в зрелую пору.

И одна из причин этой внутренней болезни – это увлеченность современным комфортом и психологизацией. Я не утверждаю, что психология – это плохо. Но иногда люди чрезмерно увлекаются идеями из психологии.
Сейчас «в моде» идея о границах - чтобы человеку было комфортно, он устанавливает границы. Если ему кто-то не вовремя скажет что-то, он говорит: «Постойте, я нахожусь в своей зоне комфорта, вы не имеете права мне ничего говорить». Родители, которые в школе сталкиваются с какой-то неприятностью в отношении к своему ребенку, сразу пишут на учителей в прокуратуру. К чему это приводит? Родители не понимают, что со временем их дети окажутся в школе прокаженными.

Одна мама, когда ее ребенка в детском саду воспитатель поставил в угол, написала в прокуратуру, началось следствие, уголовная статья, заслуженного учителя выгнали из детского сада с позором. Неужели мама не понимает, что она обрекает своего сына на дальнейшие страдания? За ним пойдет такой шлейф, что с ним никто не будет общаться, он будет исключенным из общества, всю жизнь проведет в социальной изоляции. Если только он не усвоит противоположное впечатление. Люди с ним не будут общаться, и он с такой позицией никогда не найдет себе друзей.

В итоге получается такой парадоксальный момент: чтобы стать счастливыми, люди начинают отгораживаться от мира, делают кругом всем замечания… Как говорится, «строят» людей.

Одна паломница рассказывала: «Мой муж был очень терпеливый, а я была очень капризная. Я все капризничала, и однажды мой терпеливый муж не выдержал и сказал: «Не нравится? Нет проблем!» И у меня не стало проблем, потому что у меня не стало мужа…» Только когда она осталась одна, она стала что-то понимать.
Иногда мы начинаем что-то понимать в жизни, только когда тяжко заболеем или когда ухаживаем за больным.

Когда мы читаем воспоминания Соловецких узников или Евфросинии Керсновской, которая на Пасху разговлялась щепоткой соли, или где люди делились последним друг с другом и радовались этому добру, то потихоньку к нам приходит вкус жизни. Этот вкус жизни приходит через благодарность.

Когда мы получаем в подарок не то, что хотели, мы почему-то обращаем внимание, что человек не угадал наши ожидания, но забываем, что он вспомнил о нас, навестил, кому-то мы оказались интересными.

Неблагодарный человек – несчастливый человек.

Если исчезает чувство благодарности мир становится скучным, неинтересным унылым, в нем не хочется жить. И если благодарность в нас появляется, то мы обретаем связь с людьми, хочется жить, появляется вкус жизни, радость.

Благодарное сердце побуждает Бога и дальше подавать благодеяния этому человеку."

Полную версию можно послушать в аудио.
2    Проповедь – «О милосердии»
Фрагмент проповеди "О милосердии" на Евангельское чтение о милосердном самарянине 29.11.2020 г.
https://vk.com/wall-184086372_301?w=wall-184086372_301

Когда мы входим в жизнь человека, находящегося в какой-то ситуации, мы изучаем эту ситуацию, проверяем и помогаем решить какой-то вопрос. Если он заболел – сделать операцию. Но помогать пожизненно мы не можем. Хотя кто-то из людей, христиан и берет на себя такой крест – благочестивую ношу – взять на свое попечение каких-то людей...
Здесь надо понять в чем вообще заключается суть христианского милосердия. Если не понимаем учения о вечной жизни, о загробной участи души, то учения о милосердии не понять. Мы знаем, что в западных конфессиях милосердие выродилось только в некую социальную помощь – когда бедным раздают пирожки, бесплатные обеды… Это, в принципе, неплохо. Но где же тогда Церковь? Зачем же тогда приходил Христос на землю? ведь пирожки-то мы можем и сами раздавать. С такой социальной функцией могут запросто справиться и государственные органы.

Учение о вечной жизни, вкратце, состоит в том, что в течение земной жизни мы формируем в себе то состояние, ту совокупность переживаний и навыков, которую мы берем в жизнь вечную.
Мы знаем, что в нашей жизни есть такие люди, поместив которых даже в самые устроенное место, хоть в пятизвездочный отель, на курорт – они найдут и там повод к тому чтобы жаловаться, повод для конфликтов. Такие люди сформировали в себе в течение жизни и зависть, и гнетущее чувство гордыни – когда человек мучается от того, что кто-то его обошел.
Соответственно и в жизни вечной такие люди будут дальше развиваться в своем направлении. Они не способны вступить в общение с Богом и в общение с другими людьми, которые их ожидают в Небесном Царствии.

Только если человек развился в добре, в любви, если стяжал здесь внутренний мир – с этим внутренним миром он переходит в жизнь вечную.
И милосердие является путём к достижению этого состояния. Многие духовные авторы говорят, что одержимому страстьми человеку ничто так не помогает, как деятельное милосердие к больному, ребенку, родственнику. Те люди, который этот путь прошли стали светлыми. Они готовы к Царствию Божию, потому что их гордость перегорела.

Но если нет понимания вечной жизни, если люди понимают вечную жизнь как некую гостиницу, в которую мы должны купить себе билет – эдакое католическое понимание вечности – то таким же образом они понимают и милосердие, что это просто сумма каких-то дел, которыми можно откупиться.

Только когда милосердие сопровождается работой нашей души, оно приносит нам пользу. Есть люди, которые имеют возможность помогать. Но смысл не в том, что ты просто перевёл деньги на карточку, а в том, что ты вошёл в жизнь человека, которому помогаешь, попытался потрудиться чтоб дотянуться до него, попытался воспринять его как равного – только тогда твое милосердие окажет тебе пользу. Надо, конечно, соблюдать здесь разумную меру, ведь мы не можем входить в жизнь всех людей по полной программе – иначе просто потеряем самих себя. Но если в двух словах суммировать учение духовных авторов о милосердии – они говорят что милостивый и на Небе будет переживать блаженство, и еще в земной жизни научится общаться с людьми - получать «обратную связь» и от нее испытывать радость.
Но тот, кто решится на милосердие сам по себе – не ради добродетели, не ради Христа («кто не собирает со Мною – тот расточает» - сказал Иисус) – не преуспеет. Когда человек, начитавшись о добром влиянии милосердия, что оно делает людей счастливыми и блаженными, решает заняться благотворительностью, то, делая ставку на достижение личных эмоций, эгоистических по сути целей (многие даже из-за этого становятся учителями, идут в волонтёры), в итоге этого не получает именно потому, что он эгоист. Напротив, наступает глубокое разочарование, отчаяние, выгорание. А если бы он об этом не думал и просто с верой помогал людям – он бы и так достиг этой радости.

Полностью проповедь можно послушать в прикреплённой аудиозаписи.
 
3    Статья / Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги
23 декабря 2020 г.
Данный текст представляет собой расшифровку (дополненную и расширенную) доклада иеромонаха Прокопия на антинаркотической секции XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. Более подробно некоторые из озвученных в докладе идей развиваются в цикле лекций «Проблема отклоняющегося поведения: Родственникам, родителям, педагогам» (линия воспитания продолжается в цикле лекций «Родители и дети. Воспитания»).
*
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
4    Стихи
Появилась страничка на стихи.ру
 
https://stihi.ru/avtor/oprokopy                                                                         
В основном, заведена страничка для "Игрока".
5    Лекции / Внешняя жизнь и мир мыслей (часть 4)
 
В четвертой беседе цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей» ставится вопрос о пути (принципах), идя по которому человек может обрести внутренний мир и решить свою главную внутреннюю проблему.  Обрести внутренний мир – даже и при наличии таких «внешних» факторов, как занятость, вовлеченность в производственный процесс, события, общение.
Главная проблема – у каждого она своя. Речь идет о совокупности предпосылок, на основании которых человек заваливается в срыв. У каждого срыв – в свой обрыв. У кого – в приступ депрессии, у кого – в состояние психоза (когда не получается отличить внутренние переживания от объективной реальности; как вариант – человеку начинает казаться, что другие строят ему козни, и он свои подозрения принимает за «чистую монету).
Путь, описанный в четвертой части цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей», применительно к иным видам проблемных ситуаций см. в текстах: «Преодоление игрового механизма (часть 4)» – «Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2023/); «Брешь в стене (часть 2/2)»  – «Некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга патологических состояний» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1976/).
 
**
*
*
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
 
6   Проповедь – "О демонах и психиатрии"
 
Когда заходит речь о демоническом воздействии, современные врачи часто воспринимают это как шутку. Но эта шутка могла бы быть уместна только в том случае, если бы психиатрия нашла способы лечения заболевания.

Когда нам говорят, что в Евангелии под именем дьявола подразумевается какая-то метафора, а на самом деле он не существует, и ссылаются на научные доказательства, можно поставить встречный вопрос: если вы считаете что этого нет - объясните нам причину возникновения заболевания? Практически никто не знает как они возникают.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял, что демоны могут различным образом воздействовать на движение крови. И этот тип воздействия можно объяснить с точки зрения современной науки. Этот вопрос обсуждался с неверующим нейрохирургом и он подтвердил, что демоны могут вызывать различные процессы в организме. В научной литературе существует масса свидетельств о том, что всё-таки демоны есть.
В одном описании синдрома дефицита внимания психиатры вспоминали, что пациенты перед приступом, когда на сознание накатывает какое-то количество тяжелых мыслей, в которых человек теряет ориентацию, не может найти своё "я", видели боковым зрением черную шарообразную массу, которая надвигалась на них.
Некоторые верующие психиатры, не склонные придавать значения Евангельским повествованиям, аргументируют свою точку зрения так. Когда они только начинали заниматься психиатрией, им казалось, что если их пациенты будут исповедоваться и причащаться - они сразу должны исцелиться. Но этого не произошло. И современная психиатрия делает вывод, что причина лежит не в духовной плоскости.

Но никто не говорит, что Исповедь и Причастие мгновенно исцеляют человека. Да, Причащение наполняет человека божественной благодатью, но мы не можем её удержать.
Если мы в своей жизни обнаружим, как развивается какой-то наш приступ, (ведь у каждого своя главная страсть, у одного – мысли о самоубийстве, у другого – алкоголь, у третьего ещё что-то), то поймем, что приступу предшествует вспышка менее активной страсти.
Например, мы гневаемся на кого-то, а после этого начинаются мысли о самоубийстве. Мы с кем-то поссорились, а вечером начинается позыв напиться.
Чтобы получить возможность удерживать благодать, бороться со своей главной страстью - той, которая инициируется демоническим воздействием, человек должен таким образом благоустроить свою жизнь, чтобы быть в более-менее мирном состоянии духа. Тогда он будет в состоянии удерживать ту благодать, которая черпается в таинствах Исповеди и Причастия, не растерять её.

Сейчас принято считать чревоугодие смертным грехом, но это немного неправильно. Смертный грех – это то, что практически начисто лишает нас благодати. Чревоугодие, ссоры, конфликты – это, конечно же, плохо. Но после конфликта мы вновь обрели равновесие и помирились с ближним, покаялись. Мы объелись, но через несколько часов эта пища выветрилась. А такие смертные грехи как убийство, измена, занятие магией погружают человека в такое состояние, в котором он становится неспособным воспринимать божественную благодать. Бывает, многие годы человек находится в этом состоянии повреждения.

Если человек находится под каким-то сильным воздействием страсти, которое выражается уже даже в психиатрических диагнозах, то ответ можно найти, если разбирать не просто свою главную проблему, но всю жизнь - с христианской позиции: как человек воспитывает детей, что он читает, с кем общается, что смотрит. И он должен подумать, не лишает ли что-либо его внутреннего мира. И, испытывая свою совесть, по вечерам по 10-15 минут разбирая как прошел день, приходить к пониманию - как формируются в нем те состояния, которые приводят к душевному срыву. И потихоньку выводить из своей жизни всё то, что лишает его внутреннего мира. И внутреннее, и внешнее начнёт гармонизироваться.

3-4 года – это тот минимальный срок, который требуется для перестройки нашего сознания - приведения в порядок нейронных сетей, как сейчас принято говорить.
*
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
7   Лекции / Цикл лекций «Остаться человеком (Часть 5): Офисы, мегаполисы, концлагеря»
 
На данный момент проблема сохранения человека как личности в условиях жизни в мегаполисах и, в частности, в офисной среде, стоит в обществе очень остро. При рассмотрении этой темы (в связи с многочисленными вопросами по типу: как остаться человеком в наше непростое время?) выявилось большое количество общих черт жизни современного человека с жизнью человека в концлагерях, а потому опыт выживания узников (не только в качестве «биологических объектов», но и в качестве личностей) может очень помочь современному человеку сохранить себя в условиях тотального воздействия среды.
См. также тексты с одноименным названием (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/).
 
 
**
**
*
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
8   Лекции / "Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты»
 
 
 
**
6.2. Переживание опыта смети (формирование новых понятий, с высоты которых - видно) 
 
 
**
7.1. Переживание смерти (1.измен-ное сознание, 2.не подавить аффект, а преобр.)
 
 
 
..
 
7.2. Переживание смерти (изменение образа жизни, чтобы стать способным понять).
 
 
 
..
 
8.1. Переживание смерти (вина, депрес., замкнутость - через любовь, измен. жизни).
 
 
 
..
 
8.2. Переживание смерти (1. неспособность понять, протест. 2 Траур, горевание).
 
 
9    Беседа / Православные монахи о эзотерическом опыте с точки зрения православного опыта
Эта беседа может восприниматься как постскриптум к циклам лекций, в которых, помимо прочего, разбирались, с точки зрения Православия, различные вопросы, связанные с эзотерическими практиками: «Восточный цикл», «Мозаика идей», «Зазеркалье», «Преодолеть отчуждение. Часть 1».
На вопросы о эзотерических практиках с точки зрения Православия отвечает монах, многие годы до своего обращения к Православию изучавший те самые эзотерические практики. Суть сказанного им можно сформулировать так: Человек находится в состоянии напряжения и, пытаясь выйти из этого состояния через эзотерические (упоминаемые в беседе) практики, усиливает напряжение, так как практики – глубоко неестественны для человека.
Сама запись: https://yadi.sk/d/0GUnB6vycKRaVg
**
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
Первое препятствие на пути к выходу из тупика, когда кто-то из наших близких уходит - это гордость, отсутствие любви, когда мы трясем кулаком в небо и требуем от неба отчета. Но человек, который требует отчета от другого, никогда не услышит ответа, потому что он слышит только самого себя.
Только когда человек смирится и начнет стараться проявлять любовь к ближним, что-то в его сознании изменится. Когда мы начинаем любить, перед нами раскрывается глубина мира. Переживание смерти невыносимо для человека, который, например, всю жизнь только работал, был эгоистом, если человек думал только о деньгах, то высшие вопросы о жизни не доступны его пониманию. Первый совет, который можно ему дать - постараться сделать что-то для других, не замыкаться в себе, делать добро, ведь кто-то может нуждаться в его помощи. Во-первых, он выйдет из состояния изоляции, а во-вторых, у него начнут активизироваться те стороны его личности, сознания, которые во время его обыденной жизни дремали. Постепенно личность человека начнет обогащаться, он станет способным понимать что-то большее.
Мы не можем видеть Бога напрямую, но мы можем познать Бога из соразмерности всего происходящего, бытия. Но эту соразмерность бытия можно увидеть только тогда, когда мы способны накапливать опыт. Это возможно, только когда мы живем со смирением и любовью, когда мы прислушиваемся к людям, к обстоятельствам, к промыслу Божьему. И тогда человек очевидно начинает прозревать промысел Божий, понимать свою жизнь, жизнь других людей, историю.

То невыносимое мучение, которое мы испытываем после смерти усопшего, бывает, уходит, когда мы понимаем действительно подлинный ход вещей, когда нам становится очевидно, что душа не растворяется, не исчезает. Даже многие современные ученые, изучающие проблему мозга, свидетельствуют, что мозг и сознание - это разные вещи. Никто не знает, что такое сознание. Это доказанный факт, что у человека есть нечто, не определяемое биологией.
Но эту подлинную картину мира может видеть только любящее сердце. Необходимо изменение жизни, потому что пока человек находится на уровне приземленного существования, он не способен понять судеб Божиих. Когда он читает книги, совершает добро, развивается в русле заповедей, глядя на себя прежнего, он начинает понимать, для чего та или иная ситуация в его жизни была ему дана. Он становится другим, возвышенным, преображенным, он начинает иначе смотреть и на факт смерти.
11   Статья и лекции / КНИГИ: Как, что, по какой теме почитать с целью формирования христианской картины мира
(список книг и источников, упоминавшихся в одноименной беседе (в 2-х частях) иеромонаха Прокопия)
 
 
Данный текст представляет собой сопровождение к двум беседам иеромонаха Прокопия о чтении (часть 1: https://youtu.be/R7QvFy-Snhg; часть 2: https://youtu.be/0fI2zogJZTc). Беседы родились из вопросов паломников, интересующихся, что они могли бы почитать, чтобы развиться в христианской жизни. Главным критерием для отбора источников в список являлся принцип соотносимости друг с другом. В первой беседе рассказывает непосредственно о самом чтении, потом делается переход к списку источников, и на счет каждого источника дается краткий комментарий. В тексте кратко (по сравнению с беседами) рассказывается о чтении, список источников по сравнению с беседами – расширен, источники в тексте приводятся практически без комментариев (или с краткими комментариями).
12   Статья / Горение сердца
 
Когда человеку случается испытывать горение сердца, то он ощущает прилив сил, чувство полноты жизни, радость, счастье. За какое бы дело человек ни взялся, оно исполняется легко. Наверное, многие из нас могут сказать, что это чувство им знакомо. Состояние горения сердца испытывают и влюбленные молодожены, и деятели искусства, и те, кто только-только обратился к Богу...
Но со временем сердечное горение сменяется угасанием. Все становится в тягость. Даже к любимым некогда людям чувствуется безразличие. В начале совместной жизни влюбленным кажется, что им и дня невозможно прожить в разлуке, но спустя какое-то время чувства настолько остывают, что им и смотреть друг на друга становится не под силу. Подобное происходит и в монашеской жизни: вначале Бог является центром всех мыслей и чувств, но с охлаждением в сердце является лень и безразличие ко всему, что еще недавно наполняло сердце огнем. Человек словно теряет свою любовь. Жизнь кажется ему бессмысленной и пустой. Все валится из рук. Вдохновение покидает и человека, занятого творческим трудом. Поток идей, прежде казавшийся бесконечным, иссякает. Все, чем жил человек, теряет для него смысл, ничто его не радует, все он делает через силу.
Чтобы «реанимировать» свое сердце кто-то начинает искать острых ощущений, кто-то  стимулирует горение сердца наркотиками. Но на этих путях человек не только не находит себя, но окончательно теряет. Человек оказывается во мраке.
Что же делать, чтобы горение сердца вернулось? Как в поисках вдохновения обойтись без наркотиков? Что нужно сделать для того, чтобы дух получил прожигающую силу?
Когда совесть человека крепнет, то она, по мысли Ивана Ильина, разгорается в Купину[1]. Купина – это «сердечное чувствилище человека». Ее Иван Ильин называл источником «сверхчеловеческих сил». Купина, пронизывающая своими лучами всю деятельность человека и «объединяющая его духовно-душевную личность», делает дух человека «нравственно цельным». Если это «сердечное чувствилище» разгорелось, то человек может сосредоточить горение своего сердца и в мысли, и в воле, и в воображении[2].
«Ища врачевания, – пишет преподобный Марк Подвижник, – попекись о совести; и что она говорит тебе, сделай то, и получишь пользу»[3]. Чистая совесть усваивает человеку духовную силу, необходимую для занятия различными видами деятельности. В состоянии горения сердца нет места  скуке, срезающей жизнь на корню. И это особенно актуально для тех людей, которым настолько тяжело, что они уже начали подумывать о самоубийстве. Если они начнут прислушиваться к голосу совести и вплоть до мелочей делать то, что она им скажет, то сердце их опять согреется. А может быть – и загорится.
Здесь нельзя не привести слова, которые при посещении лекций «Горение сердца» сказал присутствующим протоиерей Сергий (Бельков) – руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии. По его мнению, главное – это передать потом огонь другим[4].
 
13   Проповедь – о детях
 
Сначала бывает так, что дети ходят храм, что они воспитанные, внимательные, послушные… Но потом что-то происходит и все становится вверх ногами. Часто бывает, что родители от этого отчаиваются. «Что делать? – не слушается, капризничает, скандалит, что ни скажи – все в штыки» .

Здесь нужно просто перетерпеть. Как писал Марк Твен «Когда мне было 14 лет, мой отец мне казался настолько глупым, что я вообще не понимал как можно так жить. Но когда мне исполнился 21 год и я посмотрел на своего отца, то я удивился, увидев как этот глупый человек поумнел за 7 лет». Поумнел, конечно, не отец, а сам Марк Твен.
Нужно помнить, что период протеста проходит. Прп. Кукша говорил, что есть три периода в жизни у человека: 1) Когда он огненно верит и стремится к чему-то светлому, доброму. 2) Период отрицания – полная противоположность первому, когда человек живет как атеист, как безбожник. 3). Период синтеза - когда человек, не бросаясь в крайности, спокойно идет к выбранным целям.

Родителям, пока их детям не исполнится лет 20, хорошо бы повесить на рот замок и просто перетерпеть. Конечно, это не означает - вообще ничего не говорить: говорить надо, но в меру. У нас есть только определенный запас авторитета. Если мы говорим редко и по делу – тогда нас слушают. Родители часто говорят слова апостола Павла «дети, повинуйтесь своим родителям» (Еф. 6:1), но редко вспоминают что там есть продолжение – «отцы, не раздражайте детей ваших» (Еф.6:4).
Понятно, что какой-то ребенок может быть безтолковым и ничего не понимать. Он уже миллион раз об этом слышал – и что он такой-сякой, и что родители-то его гораздо лучше, и что в его годы уже все успели. Ребенок все прекрасно понимает и если сказать ему об этом в миллион первый раз – то к лучшему ничего не изменится, а ребенок будет раздражаться.
Но если суметь этот период мудро пережить – с любовью, терпением, то потом, когда ребенок повзрослеет и поумнеет, он все поймёт. Поймет и подвиг своих родителей, которые несмотря на его глупость, скандалы, все-таки снисходительно относились к нему. Здесь речь идет не о попустительстве страстям, но старании родителей несмотря ни на что сохранить добрые отношения с детьми.

Пример из реальной жизни. У одной женщины была дочь. Очень активная, она все воспринимала «в штыки», ни во что не ставила маму. Мама, несмотря на это, не отчаивалась и старалась по-доброму решать все проблемы с ребенком. Потом и у ее дочери появилась дочка. Молодая мама совсем не занималась ребенком, так что родственники даже хотели забрать ее ребенка себе. Что-то объяснить ей было невозможно...
Но вот ей исполнилось (почти как у Твена) 22 года. Мама уже давно бросила какие-то наставления. Однажды она приходит домой – а там идеальный порядок. Она, конечно, удивилась, а к ней дочь подходит и говорит: «Мама, почему у тебя в комнате беспорядок?» (мама работала много, из-за чего в комнате не особо тщательно убиралась), и продолжает: «вот я была у тебя на работе – там идеальный порядок, так должно быть и дома». Это было еще не все. Вскоре дочка, которая обычно тратила очень много и порой бессмысленно, заявила «Мама, я тут посчитала наш семейный бюджет – на что вообще мы тратим деньги?! нужно делать это грамотно, давай посчитаем…» Мама продолжала удивляться. И вскоре увидела как ее дочка прямо в глаза внучке говорит правильным тоном правильные слова.
Как это произошло? Непонятно. Видимо, в человека вкладывали-вкладывали и в итоге всё это проросло.

Главное – вкладывать с любовью. «То, что вложено с любовью – всегда прорастет» (свт. Феофан Затворник).

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Вопросы, связанные с приемом поминовений, можно задать по телефону храма 8(963)7727270, или по адресу hram.dimitriy-donskoy@yandex.ru.

afisha-msk.ru