О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





Предлагаем подборку материалов, подготовленные иеромонахом Соловецкого монастыря Прокопием (Пащенко) о духовной и внешней жизни, вере, любви и многом другом...

 
Прокопий (Пащенко), иером. Внешняя жизнь и мир мыслей.
Ч. 1: Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей
 
19 октября 2020 г.
Данный текст является расшифровкой первой части одноименной лекции (несколько измененной относительно лекции). В конце текста приводится список иных лекций и текстов, в которых рассматривались (с разных сторон) такие темы как: деятельность человека, участие его в рабочем процессе, жизнь в офисе, внутренняя жизнь и влияние работы на внутреннюю жизнь, «креативность», самореализация, способность вчувствоваться в ситуацию и принимать нестандартные решения и прочее и прочее.
Современный работник (да, и просто человек) зажат со всех сторон обязательствами, которые погружают его в непрерывный, нон-стоп поток дел. И не всегда есть возможность затормозить ход жизни, чтобы «прийти в себя» за книгой, чтобы заняться тем, в чем душа обретает отдохновение. Не у всех есть «домик в деревне», в котором можно скрыться от суеты города, выспаться вволю на свежем воздухе по сенью вековых деревьев. Большинству людей нужно строить свою внутреннюю жизнь посреди обстоятельств, индуцирующих разрушение той самой внутренней жизни. Какие принципы могут помочь человеку не потерять ясности сознания, выжить в качестве человека, и все-таки, несмотря ни на что, сохранить огонек внутренней жизни?
Три беседы «Внешняя жизнь и мир мыслей» по части идеи психологического выживания человека является сокращенной версией некоторых текстов и лекций, объединенных общим названием «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» (например, про деятельность в условиях тотальной нехватки времени – в третьей части лекций в пунктах 2–4 – «Время и выживание»). По части идеи гармонизации внутреннего пространства (область мысли) – являются дополнением к некоторым лекциям цикла «Разноголосица мыслей».
*
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
Лекции / Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 3.
Современный работник (да, и просто человек) зажат со всех сторон обязательствами, которые погружают его в непрерывный, нон-стоп поток дел. И не всегда есть возможность затормозить ход жизни, чтобы «прийти в себя» за книгой, чтобы заняться тем, в чем душа обретает отдохновение. Не у всех есть «домик в деревне», в котором можно скрыться от суеты города, выспаться вволю на свежем воздухе по сенью вековых деревьев. Большинству людей нужно строить свою внутреннюю жизнь посреди обстоятельств, индуцирующих разрушение той самой внутренней жизни. Какие принципы могут помочь человеку не потерять ясности сознания, выжить в качестве человека, и все-таки, несмотря ни на что, сохранить огонек внутренней жизни?
**
Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 3.1. (сохранение личного при рабочем процессе, возможн. для развития).
*
Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч.3.2 (не только проф. труд, призвание, отношения, что делает человеком).
 
 
Страх перед вирусом и эпидемией – 4 ответа на частные вопросы
 
Данные ответы были предложены частным лицам на их частные вопросы и не претендуют на полноту и всеохватность, речь идет скорее о коротких («на коленке написанных») записках, чем о полномасштабном тексте. Вопросы были предложены в связи с темой страха перед вирусом и эпидемией, ответы построены, в основном, на материалах лекций и текстов иеромонаха Прокопия (Пащенко).
*
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
 
Некоторые из основных идей этого цикла изложены в лекции Преодоление «игрового механизма».
Лекции сопровождаются одноименным текстом (часть 1: URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1939/).
Игровой механизм присутствует не только в жизни игроков, но и в жизни тех, кто игроком себя не считает. Игровой механизм отображается выражениями типа: «потерял голову», «понесло». Эти же выражения отображают и некоторые эпизоды из жизни человека, предающегося, например, гневу. Или – из жизни человека влекущегося иной страстью. Например, в контексте данной темы можно вспомнить о Дмитрии Федоровиче – персонажа романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Дмитрий Федорович был влеком потоком страсти к Грушеньке –женщине, образ которой стал для него сверхценной идей. Буквально «потеряв голову», он решился во чтобы то ни стало найти крупную сумму денег, чтобы увезти ее (он сам так решил) на край России. И в данном стремлении Дмитрий Федорович удивительным образом напоминал игрока, ищущего денег, чтобы привести очередной свой «блестящий план» (сам игрок считает свой план «блестящим») в исполнения. Человека несет поток влечения словно горная река – тело. И трудно выбраться на берег, хватается человек за камни, но они скользки. Целостное изменение жизни, появление в ней положительных целей, основанных на приобщении к Истине, открывают перед человеком перспективу покидания потока.
*
*
*
*
*
*
 
«Дети – благословенный плод или пожирающее родителей начало?» - проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы
https://vk.com/wall-184086372_274

Почему Божия Матерь была для своих родителей благословением, а для многих родителей их дети являются проклятием? Многие духовные авторы говорили, что то состояние души, которое мы формируем здесь при жизни – это состояние мы берем в Вечность. То, что воспитали здесь – то и будет нашим достоянием.
Если мы в этом состоянии фиксируемся, закрепляемся, то создаются некие предпосылки для нашей вечной муки.

Если мы все-таки признаем Бога как нашего Промыслителя и Спасителя, то Господь по Своему милосердию нас не может оставить в таком состоянии. И Он посылает (если мы сами с себя эту греховную накипь, ржавчину не счищаем) какие-то внешние обстоятельства, которые нам могут в этом деле помочь. И одним из таких внешних обстоятельств являются дети.

Возраст около 40 лет – это как раз та полнота, в которую человек входит, развивая свой эгоизм. Многие люди именно в этом возрасте уже приобрели какой-то опыт, положение в обществе, способность какого-то безопасного существования и способность жить по своим страстям так, чтобы их никто не отвлекал. У них уже бизнес пошёл, им хочется, наконец, закрыться в своем мире и жить дальше как захочется. И это как раз тот возраст, когда дети вырастают – им уже лет 20 и у них начинается активная бурная жизнь - с попаданием в полицию, с какими-то историями, которые постоянно родителей из их «кресел» вырывают, заставляют что-то думать, решать какие-то вопросы (многие родители при этом очень страдают, сходят с ума), но бывает так, что родители начинают о чем-то задумываться...

Если человек начинает сам, изнутри, свою душу вычищать, то устраняется и необходимость для какого-то такого внешнего давления. Родители, которые пришли к таким внутренним изменениям – их отношения с детьми гармонизируются и жизнь входит в конструктивное русло.

У одного святого мужа была такая мысль «если не хочешь страдать – либо не греши; либо, согрешив – кайся; либо всегда смиряйся». Если человек по жизни пытается себя в какие-то в хорошем смысле «рамки» ввести, старается не дозволять своим страстям бушевать, как-то разворачиваться, то с точки зрения Промысла Божия может быть меньше оснований для того чтобы человеку навстречу пускать какую-то трудность.

Тем родителям, у которых есть «непреодолимые» сложности с детьми, может стоит действительно в своей жизни что-то начать пересматривать. Бывает, родители, которые принимают удары от своих детей, осознают, что когда-то что-то похожее они творили со своими родителями. Если папа и мама старенькие – значит настало время их навестить, восстановить с ними отношения…

Главное – когда человек преодолевает какие-то страсти, его сознание расширяется, у него появляется новый взгляд на жизнь, его мозг развивается. Человек выходит на новую ступень развития. И с этой новой ступени ему становится понятно как общаться и со своими детьми.

Те родители, которые не хотят на эту ступень заходить – мучаются, страдают, советуются с духовниками, но в каком-то смысле они живут в состоянии некой эмоциональной тупости, в которой даже полученные советы неспособны усваивать и неспособны посмотреть с новых углов на совместную жизнь со своими детьми.

Остается всем нам пожелать внутренне работать над своей душой, её вычищать – тогда конфликтов с ближними будет меньше. Бывают и люди, которым Господь не даёт детей – они могут себя смирять через милосердие, через сострадание. Так что если эта внутренняя работа идёт – то и конфликтов с ближними все меньше. Если они случаются всё-таки, то это преодолимо. У человека всегда остается нить понимания что ему делать в этой ситуации. А если эта нить потеряна, если вообще не понять - что делать, значит, пришло время начать пересматривать свою жизнь.
Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты. Ч. 3.
Вера и любовь как иммунитет, защищающий от «сползания» в «воронку» паталогической доминанты
Прокопий (Пащенко), иером.
24 сентября 2020 г.
Несколько месяцев карантина и самоизоляции, пережитые людьми во время эпидемии коронавируса, буквально поставили многих на грань психического срыва. И, причем, люди находились дома, у многих были холодильники с едой, душ, возможность звонить другим, общаться, изучать мир, пользуясь средствами связи. У людей же, поставленных в условиях блокады, по большей части, ничего из перечисленных возможностей на протяжении почти что трех лет не имелось.
Книга, написанная теми, кто пережил блокаду, будучи детьми, переворачивает популярные представления о травматическом опыте. Исходя из популярных представлений, чуть ли не все проблемы человека объявляются «родом из детства». Чуть ли не все проблемы объявляются проистекающими из травмы, которую человеку в детстве нанесли, как заявляется, его родители. Причем, нередко эта концепция применяется в тех случаях, когда родители действительно старались делать все возможное, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.
Да, травма, полученная в детстве, может действительно иметь решающее значение на жизнь человека. Но только в том случае, если жизнь человека останется обнаженной от доминанты конструктивной. Травматический опыт перемалывает человека, если в его жизни нет ни мировоззрения, ни ценностей сквозь призму которых он мог бы взглянуть на опыт прошлого, чтобы переработать его.
*
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
Проповедь "Быть готовым прислушаться и что-то изменить"

"Силуан Афонский говорил, что у каждого есть свой дар от Бога, свой талант, своё призвание. У одного - быть Патриархом, у другого - быть кузнецом. Но больше благодати получит тот, кто больше любит Бога. Кузнец может обладать большей благодатью, чем Патриарх.

Смысл Церкви - это жизнь в любви. Если человек использует свои таланты не только для себя, для самоутверждения и обогащения, тогда Святой Дух, Который и дал эти таланты, действует в человеке.
Если у такого человека есть какие-то зависимости, проблемы, он неожиданно получает откуда-то силу. Он может даже причащаться, но не особо ощущать это, потому что своей жизнью частной он, может, живет как эгоист. Но если те таланты, которые у него есть от Бога, он начнет обращать к людям, сделает что-то сверх своих функциональных обязанностей, то Святой Дух начнет ощутимо действовать в человеке, помогать ему преодолевать страсти. Но бывает, человек решает использовать таланты только для себя и отвращается от ближних. Это первая катастрофа. Вторая - когда мы лишаемся духовной жизни. Когда человек теряет духовное измерение в жизни, когда заражается страстями, его таланты, которые были даны ему для добра, начинают его деформировать. Наши пороки - это наши преувеличенные добродетели. Если у человека был дар целеустремленности, его "пробивная сила" становится раздражительностью, гневом. Даром убеждения человек начинает мучить окружающих, отвращается от ближних, оставаясь в одиночестве.
Катастрофа может наступить не в виде прямой гибели, а в виде затяжного одиночества, алкоголизма, череды неприятностей, в которых человек может винить своих ближних, замыкаться. Он спрашивает ближних: "Почему вы не предупредили меня?", а друзья говорят: "Разве ты нас слышал?"
Такому человеку Бог посылает обстоятельства, близких из его окружения, которые пытаются образумить его. Но, встав на путь гнева, он не внемлет им, избавляется от тех, кто может его обличить. Он думает, если он избавится от альтернативных точек зрения, тогда он заживет полной жизнью, никто не сможет ему препятствовать. Это самое большое заблуждение, потому что когда человек лишается этих альтернативных точек зрения на свое поведение, когда перестает слышать людей,он становится похожим на водителя, который мчится на огромной скорости в пропасть, думая, что в данный момент он свободен.
Кажется, раз вас обличают - вам не дают свободы. Но пока вы способны слышать - вы живете.

Жизнь такого человека напоминает затишье перед бурей - момент выбора, когда Господь ждет, куда в последний момент склонится воля человека, вектор его жизни. Пока в нем остаются последние ростки самосознания, совести, карающий меч не опускается, ещё есть надежда, что человек одумается. Когда самосознание и совесть затоптаны, тогда катастрофа необратима.
Здесь есть и божественное измерение. Если жизнь человека теряет смысл, то она прекращается. Но есть и человеческий фактор: когда мы своими руками рушим свою жизнь, но не замечаем этого, называя свою деятельность целеустремленностью и планированием."
О детских суицидах, вообще, и о суицидальных группах «Синие киты», в частности
Прокопий (Пащенко), иером.
15 сентября 2020 г.
Эта заметка подготовлена как дополнение к лекциям иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Доминанта жизни и самоубийство». О проблеме детских суицидов вследствие деятельности сайтов «Синие киты» и «Разбуди меня в 4:20» пишется много. В контексте разговоров о группах смерти указывается на недостаток общения родителей с детьми, на отсутствие у детей ориентиров и ценностей, на пробелы в системе образования. Все это так, все это есть. Но от глаз взрослых нередко скрывается наличие в детских душах «недетских» проблем. Они глубоки, серьёзны, многогранны и не укладываются в простые, общепринятые модели. Общение, беседы с родителями (о чем?), занятия в кружках и секциях могут отчасти помочь в разрешении детских затруднений. Но частичная помощь – еще не значит полномасштабное решение проблемы.
**
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
Внешняя жизнь и мир сердца
 
«Внешняя жизнь и мир мыслей» (в 2-х частях).
 
**
 
**
 
 
**
 
Современный работник (да, и просто человек) зажат со всех сторон обязательствами, которые погружают его в непрерывный, нон-стоп поток дел. И не всегда есть возможность затормозить ход жизни, чтобы «прийти в себя» за книгой, чтобы заняться тем, в чем душа обретает отдохновение. Не у всех есть «домик в деревне», в котором можно скрыться от суеты города, выспаться вволю на свежем воздухе по сенью вековых деревьев. Большинству людей нужно строить свою внутреннюю жизнь посреди обстоятельств, индуцирующих разрушение той самой внутренней жизни. Какие принципы могут помочь человеку не потерять ясности сознания, выжить в качестве человека, и все-таки, несмотря ни на что, сохранить огонек внутренней жизни?
Две беседы «Внешняя жизнь и мир мыслей» по части идеи психологического выживания человека является сокращенной версией некоторых текстов и лекций, объединенных общим названием «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» (например, про деятельность в условиях тотальной нехватки времени – в третьей части лекций в пунктах 2-4 – «Время и выживание»). По части идеи гармонизации внутреннего пространства (область мысли) – являются дополнением к некоторым лекциям цикла «Разноголосица мыслей».
 
**
 
Беседы вписаны в более широкий круг, очерченный двумя лекциям (и родившихся на их основе текстами):
«С чего начать христианскую жизнь» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2087/).
«Христианская картина мира. Беседа перед Крещением» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2030/).
 
**
 
В беседах упоминались следующие материалы:
«Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления среды» – доклад на научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», Соловецкий музей-заповедник, 2020 (https://vk.com/wall-184086372_262).
Лекция четвертой части цикла «Остаться человеком…: «Офисы в сравнении с концлагерями и выживание личности. ТРЕЙЛЕР к четвертой части лекций» (https://youtu.be/lV6wuDnP0X4).
Глава «Нестандартное решение во внештатной ситуации» из части 2.2 статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2082/).
Ответ: «Состояние – работа валится из рук, схожу с ума» (https://castbox.fm/vb/225796879).
**
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
 
Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря – часть 5.
 
 
На данный момент проблема сохранения человека как личности в условиях жизни в мегаполисах и, в частности, в офисной среде, стоит в обществе очень остро. При рассмотрении этой темы (в связи с многочисленными вопросами по типу: как остаться человеком в наше непростое время?) выявилось большое количество общих черт жизни современного человека с жизнью человека в концлагерях, а потому опыт выживания узников (не только в качестве «биологических объектов», но и в качестве личностей) может очень помочь современному человеку сохранить себя в условиях тотального воздействия среды.
Да, современных людей не окружают заборы из колючей проволоки, но зато они втиснуты в жесткие рамки всевозможных обязательств: страховка, кредит, узкоспециализированное образование, система сертификации и т.п.. Технологии, которые были «обкатаны» в концентрационных лагерях, взяли на вооружение секты, а вслед за сектами – многие крупные компании, потому что средства экономической стимуляции производительности (повышение зарплаты, какие-то поощрения и т.п.) себя уже исчерпали. То есть способность мотивировать человека на труд, используя бонусы, повышения и пр., подошла к своем пределу. Человек хочет хоть какое-то свободное время удержать за собой, чтобы иметь возможность хотя бы в единственный выходной вспомнить о том, что он – человек.
Если у человека есть внутренняя жизнь, то он имеет шансы не пропитаться ритмами, которые навязываются внешней средой и средой внутренней (если так можно обозначить страх, панику и прочее, что нередко является откликом на внешнюю информацию).
Здесь можно провести такую аналогию. Вот человеческое тело лежит на берегу в волнах морского прибоя: человек жив или нет? Можно сказать, что человек жив, если у него есть ритм, отличный от ритма волн (биение сердца). А также, – если температура тела отлична от температуры среды (если температура тела сравнялась с температурой моря, значит, скорее всего, человек мертв).
Внутренняя жизнь (молитва – маховое колесо этой жизни) дает человеку способность быть в курсе происходящего вовне, быть в курсе происходящего внутри. Но при том, человек не становится заложником как внешних, так и внутренних импульсов.
** *
См. также тексты с одноименным названием (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/).
 
В сокращенном виде некоторые стратегии психологического выживания человека в описанных условиях изложены в двух отдельных беседах (не входящих в цикл лекций): «Внешняя жизнь и мир мыслей» (https://vk.com/wall-184086372_263), «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления среды» (https://vk.com/wall-184086372_262).
 
** *
ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ.5.1.1. Депрессия и аномал. обстановка.Обезличивание в компаниях. Технокр-кий Эдем
*
 
ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ.5.1.2.Выжить - работа. Бессмысленная работа и смысл. Расчеловечивание и выживание
*
5.2.1. Рай и тоталитаризм. Роботизация людей. Постэкномическая цивилизация
 
 
 
.
 
5.2.2. Выжить – труд (если – творчески, сохранение активности, сопротивление регрессии)
 
 
 
Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления среды
Доклад на научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» (Соловецкий музей-заповедник, 2020).
**
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
 
Воспитание
 
 
 
Цикл «Родители и дети. Воспитание».
*
 
 
*
*
Лекции «Родители и дети. Воспитание» являются продолжением (и выстроены на основе) пунктов 1-2 цикла лекций «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам».
Материалы лекций А и Б представлены в виде текста в статьях:
Беседа с сотрудниками Центра свт. Василия Великого» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1891/).
*
В контакте   -   https://vk.com/o_prokopy
Телеграм  (канал - Отец Прокопий (творчество) -    https://t.me/o_Prokopy
 
Проповедь "О словах - Возлюби ближнего как самого себя (Мф. 19:19)"
https://vk.com/wall-184086372_257

"...Один духовный автор указывал, что люди, зараженные любовью к самим себе, постоянно находятся в страхе и сомнениях. Они ни с кем не могут ужиться, постоянно конфликтуют. Тот, кто влюблён в себя - тот ненавидит ближних. Когда человек занят собой, все его мысли - о себе.

...

Только тогда, когда духовная жизнь человека выстроена, когда любовь исходит из его внутренней связи со Христом, то и внешняя деятельность становится естественным выражением той любви, которую он обрёл в соединении с Богом. Тогда внешняя жизнь такого человека гармонична. Такая любовь не навязывает никому своих требований. Главное - такая внешняя деятельность приносит человеку глубокое удовлетворение. Когда человек бросается во внешнюю деятельность без внутренней жизни, то складывается впечатление что это не естественная склонность его природы, а просто некая эмоция, которая его захватила.

...

Для нас как христиан очень важно иметь периоды духовного восполнения. Если мы связаны с какой-то социальной деятельностью, то надо обязательно иметь время когда мы можем уединиться, разобрать как идёт наша жизнь, не отклонились ли мы от исходного пути. Потому что если периода восполнения не будет, если не будет аккумулирования внутренних сил, то внешняя жизнь, жизнь вовне, нас очень быстро истощит и сломает..."
Статья / Идеи академика А.А. Ухтомского…
 
 
Прокопий (Пащенко), иером. Идеи академика А.А. Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде в лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко)
 
В лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко) неоднократно упоминает фамилия нейрофизиолога академика Ухтомского.
Ухтомского называют ученым 21 века. Стоя у истоков нейрофизиологии, он описал принципы, на основании которых можно проложить путь к пониманию практически любых идей и систем, появляющихся, в том числе, и в современной науке.
Не у всех получается «прорубить» книги с мыслями Ухтомского, поэтому в данной заметке даются ссылки на тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко), в которых мысли Ухтомского приводятся в адаптированном виде и в сопоставлении с мыслями духовных авторов Православия (Ухтомский был православным христианином; более того, есть данные, что в блокадном Ленинграде он почил в сане епископа).
 
В лекциях и текстах иеромонаха Прокопий происходит неоднократное обращение к учению нейрофизиолога академика А.А. Ухтомского. Некоторые читатели и слушатели (текстов и лекций) пробовали читать его труды и сигнализировали, что не очень получилось «прорубить» их. И потому из текстов иеромонаха Прокопия выделены в один текст фрагменты, в которых учение Ухтомского приводится в адаптированном виде и с комментариями.
Смысл этого текста – преодоление склонности смотреть на мир и на других людей сквозь призму своих моделей. Да, нужны человеку какие-то наработки и алгоритмы, но опасность в том, что на определенном этапе, когда человек встречается с новым опытом, он уже бывает не способен воспринять новое. Выработанные алгоритмы закрывают от него реальность (если, например, был знаком с десятью алкоголиками с красным носом, то есть риск что одиннадцатый человек с красным носом, но не являющийся алкоголиком, будет принят за такового). Мир закрывается от человека сплошной стеной из собственных представлений, вместе с тем уходит и радость жизни, постепенно из сознания выветривается понимание смысла, для чего – жить.
Эзотерические практики предлагают разрушить обусловленность восприятия в надежде прорваться к пониманию мира через шоры восприятия. Но на развалинах сознания новая «конструктивная» личность, знающая для чего она живет, сама собой не возникает.
Православный ученый – академик Ухтомский (и здесь его учение удивительно вторит учению святых отцов) предлагает иной путь. Тянуться к пониманию ближнего, настроить свое восприятие на то, чтобы улавливать ближнего и реальность в их конкретности, вне зависимости от собственных моделей. То есть, иными словами, речь идет о преодолении эгоистической склонности на все смотреть, исходя из собственных моделей.  Преодолении этой склонности реализуется через любовь, понимаемую Ухтомским как деятельное внимание к ближнему, взращиваемое ежедневно, становящееся навыком.
Речь не идет о том, чтобы «провалиться» вовне. Дополняя Ухтомского, необходимо сказать, что «вовне» христианин исходит при укорененном во внутренней жизни сердце. Если сердце укоренено в духовности, то внешняя активность, основанная на любви, является органическим выражением внутренней сути. Если сердце же не укоренено в духовности, то человека ждет (возможное) распыление, называемое в современной терминологии выгоранием (см. лекцию «АКТУАЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЯ: о социальном служении, врачах, выгорании, поиске пути, любви»).
Практическая суть учения Ухтомского выстраивается применительно к конкретным жизненным ситуациям в цикле лекций «Разноголосица мыслей». К примеру, можно указать и на раздел «Нестандартное решение во внештатной ситуации» из части 2.2 статьи «Ядро травматического опыта и реальные примеры его преодоления. Иммунитет»[1].
 
 
 
 
Цикл «Преодоление игрового механизма»
 
14-ая лекция из цикла «Преодоление игрового механизма»
 
**
**
*
 
 
 
Лекции и тексты иеромонаха Прокопия о игре упоминаются в статье ИГРЫ грани ранят, грея как бы: Некоторые мысли из лекций иеромонаха Прокопия (Пащенко) об ИГРЕ» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2010/).
 
 
Цикл лекций «Разноголосица мыслей».
 
Разноголосица мыслей
Человека атакуют иногда черные мысли, иногда они – вроде бы не черные, и – вроде бы не атакуют, а просто лежат на сознании словно смог над городом. И через этот «смог» на «город» не падает ни единый луч света. Иногда мысли напоминают птичий гвалт, когда их тысячи собирается на каком-нибудь побережье. Иногда мысли напоминают разноголосицу мнений, которая заметна на страницах прессы и в постах социальных сетей – одно и то же событие порождает прямо противоположные мнения и целую россыпь откликов от вполне абсурдных до вполне разумных.

«Разноголосица мыслей». 13 беседа

«Разноголосица мыслей». 14 беседа

 
14. Злость, гнев, обиды, подозрения, мнительность. Семья - конфликты из-за моделей
 

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru