В богослужениях Великого поста, Страстной недели и Пасхи нам открывается смысл греха, покаяния, борьбы с грехом, смерти и победы над ней. Великопостные службы напоминают о скорбной стороне нашей жизни: читается молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», радостная служба Литургии – только два раза в неделю (в субботу и воскресенье; в среду и пятницу причастие за особой вечерней Литургией Преждеосвященных Даров). Великий пост – это лестница, ведущая нас в Царство Божие.
Шесть недель Великого поста и Страстная неделя предваряются тремя подготовительными неделями (Постная Триодь). Церковная неделя начинается с понедельника, однако каждый церковный день держит свое начало с вечера предыдущего дня, поэтому церковная седмица начинается с вечера воскресенья.
В воскресенье первой подготовительной недели читается евангельская притча о том, как молились в храме гордый добродетельный фарисей и грешный смиренный мытарь. Она учит нас тому, что первым шагом к нашему спасению должно быть смирение перед Богом . На следующей неделе читается притча о блудном сыне - радости отца возвращению раскаявшегося сына, она говорит о необходимой решимости изменить нашу грешную жизнь. В третье воскресенье мы слышим евангельское чтение о конце мира и Божьем суде. Оно указывает, как нам переменить свою жизнь: быть добрыми, участливыми, помогать людям, любить их – этого хочет от нас Господь и об этом будет нас спрашивать на Страшном Суде.
Седмица сырная (масленица), заговенье на Великий пост. К началу Великого поста готовимся покаянием. В церкви вспоминают Адамово изгнание – грехопадение первых людей. Покаяние – это не только раскаяние в содеянном грехе, но и освобождение от него. Начинается путь к обновлению нашей жизни. В это воскресенье – Прощеное – после вечерни, по традиции, совершается чин прощения.
1-я седмица Великого поста – торжество православия. Церковь вспоминает, как кончилось гонение на святые иконы в 1X веке.
2-я неделя – вспоминаем св. Григория Паламу (жил в X1V веке), учившего о том, как Дух Святой освящает человека во время земной жизни.
3-я неделя – Крестопоклонная - выносится крест как напоминание о том, какой ценой мы получили спасение.
4-я неделя – вспоминаем св. Иоанна Лествичника, жившего в V1веке на горе Синай, где Моисею были даны 10 заповедей, и учившего, что духовная жизнь – лестница, ведущая к Богу. В воскресенье празднуем Благовещенье Пресвятой Богородицы.
5-я неделя – читается житие преподобной Марии Египетской. В юности она была великой грешницей, но потом обратилась к Богу, покаялась, прошла трудный путь очищения и стала святой. Церковь говорит нам, что мы всегда можем вернуться к Богу, как бы ни были грешны.
6-я неделя – ваий (вайя – пальмовая ветвь), Вербное воскресенье. Вспоминают вход Господень в Иерусалим как царя и мессии, когда его приветствовали криками «Осанна Сыну Давидову!» и пальмовыми ветвями, как триумфатора. Православные страстную неделю встречают с ветвями вербы – символом принятия Христа как Владыку Царства Небесного. Эта неделя завершает ту часть Великого Поста, которая посвящена 40-дневному посту Христа.
7-я неделя – Страстная, посвящена последним дням Христа на земле и его страданиям.
Великий Четверг – воспоминание Тайной Вечери, установления таинства Евхаристии. Вечером чтение 12 фрагментов Евангелий о Страстях Христовых («Служба 12-ти Евангелий).
Великая Пятница – положение тела Господа Иисуса Христа во гроб. Вечерня с выносом Плащаницы.
Великая Суббота – самый тихий день в году: Спаситель в гробу. Природа, люди и ангелы полны в этот день молчания. Ждем воскресения Христа, сошедшего в ад спасти от смерти души всех умерших. До Его прихода на землю души всех умерших, даже святых и пророков, после смерти шли в ад, потому что мир еще не был прощен. Спаситель пострадал и умер на кресте. Его душа вошла в ад с таким светом и такою славою, что все сразу узнали в Нем Царя Славы – Бога. Христос благословил крестом праведников и вывел их из ада.
Воскресенье - ПАСХА. Радость воскресения начинается в 12 часов ночи с крестного хода. В нем мы видим, как мироносицы торопятся помазать тело любимого учителя благовонным миром. В это время двери храма закрываются, напоминая нам закрытый гроб Господень. Открывающиеся двери храма – это ангел отваливает камень от гроба. Радость и ликование в песнях пасхального канона и колокольном звоне. Заутреня кончается чтением слова св. Иоанна Златоуста: все призываются на праздничный пир, постившиеся и не постившиеся, всех принимает любовь Христова. На Литургии после заутрени читаются слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…», что напоминает о начале новой жизни Нового Завета.
«Нам иногда кажется, что в течение Великого поста мы должны стяжать какие-то особые добродетели. Порой люди именно к этому и стремятся, направляя свои силы не на самое главное. Прощение и покаяние в центре поприща Великого поста».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл