О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





1232.jpg

     Дни памяти апостола от 70-ти Стефана, первомученика, архидиакона:
     15 августа – Перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь;
     28 сентября – Обретение мощей;
     9 января;
     17 января – Собор 70-ти апостолов.

После Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа на апостолов множество людей обратилось к исповеданию Христа, внемля пламенным речам учеников Христовых и видя сотворенные ими чудеса. Сделавшись через святое крещение членами Церкви Христовой, новообращенные оставляли все свое имущество, возлагая вырученные деньги к ногам святых апостолов. Избавившись от мирских привязанностей и уз, они жили сообща, единые сердцем и душой.
Продолжая неукоснительно исполнять все религиозные предписания в Иерусалимском Храме, они затем собирались частным образом, внимая апостольским проповедям, славя Господа Иисуса Христа и с радостью участвуя в празднестве вечной жизни – святой Евхаристии, знаменовавшей их общение с Богом и взаимную любовь во Христе (Деян.2:42–47;4:32–34).
Поскольку число последователей новой веры непрерывно росло, двенадцать апостолов постановили назначить семерых братий, славных мудростью и исполненных Духа Святого, для помощи апостолам в заботах о повседневных нуждах общины. В первую очередь речь шла о служении во время совместной трапезы и попечении о вдовах и неимущих. Таким образом, сами апостолы, избавленные от материальных забот, могли полностью посвятить себя молитве и наставлению в вере. Тогда же апостолы возложением рук поставили на служение семерых диаконов: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая (Деян.6:1–6).

Деятельность Стефана, поставленного во главе диаконов, выходила за рамки чисто материальных вопросов жизни общины. Исполненный благодати Духа Святого и наделенный даром чудотворения, обладавший властью говорить как посланец Божий, Стефан вызывал у окружающих восхищение. Поэтому однажды разъяренные иудеи, будучи не в силах противостоять его доводам, ложно обвинили Стефана в богохульстве и стремлении ниспровергнуть Закон и привели в синедрион на суд к первосвященнику.
Молодой диакон безстрашно предстал перед судьями. Дух Божий, Который Христос обещал ниспослать Своим ученикам, когда им нужно будет отвечать на обвинения (Мф. 10:19), вложил в его уста пламенную речь. Диакон напомнил жестокосердным иудеям о неизменной благости и долготерпении Божием к Его народу и о том, что Господь, верный Своему завету с патриархами, всегда приходил на помощь избранным Своим.
Многими чудесами, знамениями, победами, обетованиями, великими откровениями, явленными Моисею на Синае и в пустыне, – на протяжении всей истории Израиля Бог всеми силами стремился оторвать избранный Им народ от привязанности к тварному миру и отвратить его от идолослужения. Но народ продолжал упорствовать. Даже когда на землю явился Спаситель и Искупитель, во исполнение обетований, данных патриархам, и предсказаний, произнесенных пророками, иудеи по-прежнему оставались необрезанными сердцем и все так же упрямо не желали ходить путями Духа Святого: «Как отцы ваши, так и вы: кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян.7:51–52).

Сердце Стефана было при этом до того исполнено благодати Божией, что весь облик его стал подобен ангельскому, из уст лились богодухновенные слова, а на его лице отобразилось небесное сияние, какое Сам Господь явил в день Своего преображения (Мф.17:6;Лк.9:29). Видя Стефана облеченным в столь неотразимую славу и подобным небесному ангелу (Деян.6:15), судьи иудейские пришли в ярость. А перводиакон, подняв глаза к небу, воочию узрел Господа во всем сиянии Его славы, которая будет явлена в конце времен, и воскликнул: «Вот, я вижу Небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:56). Не в силах стерпеть этого свидетельства прославления Христа как одного из Пресвятой Троицы и Его телесного вознесения на небо, разгневанные иудеи закрыли себе уши и, набросившись на Стефана, вывели его за городские стены и побили камнями.
Святой мученик встретил смерть с радостью и душевным спокойствием, почитая для себя счастьем последовать примеру Учителя. Каждый брошенный в Стефана камень был подобен ступени, возводившей его к созерцанию вечной славы Христовой, которую он успел засвидетельствовать еще при жизни. Непрестанно призывая имя Господне, святой Стефан при своем последнем издыхании успел произнести, подобно поднятому на Крест Иисусу, слова наивысшей любви к своим врагам: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7:60,Лк.23:34).

Украсив Церковь драгоценными жемчужинами своей крови, святой Стефан первым ступил на путь в Небесное Царство, проложенный Страстями Господа Иисуса Христа.
Своей добровольной смертью за правду святой первомученик стал сопричастником нетленной небесной славы. Явленная же святым Стефаном совершенная любовь к Богу и ближнему, побудившая его простить даже своих палачей, сделала его одним из первейших друзей Божиих. К заступничеству мученика прибегают все те, в ком горит желание также ступить на стезю мученичества и достойно пройти ее до конца. Они ведомы созерцанием сияющего лика первомученика Стефана, свет которого соединяется со светом Вифлеемской звезды.
Мощи его, погребенные благочестивыми людьми, были обретены в 415 году в Кафаргамале священником Лукианом, которому было видение, а затем перенесены в Иерусалим. Там они упокоились в церкви, построенной в честь святого императрицей Евдокией, супругой Феодосия Младшего. Впоследствии драгоценная святыня была перенесена в Константинополь, а частицы мощей святого первомученика Стефана быстро разошлись по всему христианскому миру.
Части его мощей находятся в разных местах мира. В Серапионовой Палате Троице-Сергиевой Лавры, которая стоит за Троицким собором, находится десница, т.е. правая рука Апостола. Десница очень хорошо сохранилась. Рука, конечно, высохла за две тысячи лет, но совершенно явственно видны и пальцы апостола, и части кисти. Так Господь сохраняет нетленными мощи своих святых.

«Вспомним, - говорит насельник Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Филипп (Неседов), - как описывается мученический подвиг этого святого. Прежде всего, как сказано в книге Деяний, когда неверующие во Христа иудеи побивали Апостола Стефана камнями, то некий юноша по имени Савл, сторожил одежды тех, кто побивал. Кто же был этот Савл? Это был будущий апостол Павел, который в юности гнал веру Христову. Позже, когда он нес в Дамаск письмо с просьбой, чтобы воздвигли новое гонение на христиан, он увидел в чудесном видении Господа нашего Иисуса Христа. Результатом этой встречи с Богом, во время которой он ослеп, стало его крещение, которое он принял от Апостола Анании.
И только прозрев физически и духовно, он смог приобрести такую благодать Божию, что сейчас мы его называем первоверховным. Хотя он и не был в числе двенадцати учеников Христовых при жизни Господа, но его труды по созиданию Церкви и его глубокое понимание Священного Писания и подвига Христова позволили ему встать в число первоверховных апостолов.
Во время казни архидиакона Стефана неподалеку стояли Матерь Божия и некоторые другие женщины и молились о том, чтобы Господь простил убийцам Стефана их грехи. И сам апостол Стефан перед смертью, когда увидел в видении Христа, который его благословил, сказал: «Господи не вмени им греха сего», т.е не вмени греха тем людям, которые меня сейчас предают смерти, а затем сказал: «Господи, в руки Твои предаю дух мой».

И вот все эти моменты в описании мученичества архидиакона Стефана для нас весьма поучительны. Почему неверующие иудеи воздвигли гонение на христиан и даже побили Стефана камнями? Потому что были оскорблены их религиозные чувства. Вот так поступают люди, которые не просвещены благодатью Божиею, светом Евангелия, светом того учения, которое принес нам Христос. Они были настолько увлечены жаждой мщения, что предали апостола Стефана мучительной смерти. Христиане не таковы. Они не сопротивлялись этому жестокому избиению апостола. Они только молились, чтобы Господь принял его душу, и чтобы он вразумил этих нечестивых людей. В Священном Писании Сам Господь говорит: «Не мстите, возлюбленные, Мне отмщение, Аз воздам».
Христиане молились, чтобы Господь Сам воздал этим нечестивым людям, чтобы отмщение было от Бога, а не от людей. И отмщение наступило. Какое же это было отмщение?
Один из гонителей обратился в христианство, проповедовал и пострадал за Христа, так что мы его чтим как одного из первоверховных апостолов. Вот какое мщение Божие. И поэтому для нас это урок, братья и сестры. Когда мы в нашей жизни видим людей, которые гонят нас, попирают нашу веру, которые к нам плохо, недоброжелательно относятся, мы должны за них молиться. И если мы думаем, что отмщение наступит, то тоже надо молиться. Да, оно наступит. Но какое? Не то ли, которое постигло юношу Савла? Ведь на самом деле важно, чтобы люди обратились ко Христу.

Житие апостола Стефана для нас урок, потому что оно нам показывает, что отмщение Божие - не отмщение человеческое. Господь воздает каждому человеку по делам его. Но воздает не так, как человек, не так, как мы думаем, а так, как это угодно промыслу Божию. Мы должны понимать, что лучше, чтобы человек обратился и спасся, чем, чтобы он погиб. И Сам Господь говорит, что Он никому не желает погибели, но чтобы всем обратиться и в разум истины прийти.
И, наконец, последний урок, который мы можем вынести из этого жития заключается в том, что мы видим, что единственная сила христиан - это Крест Христов. Вот вчера мы как раз праздновали Воздвижение Креста Господня, когда Крест был вынесен, воздвигнут на всеобщее обозрение, когда от него начали происходить чудеса. И мы должны понимать, что и для нас, современных христиан, как и для христиан во все времена существования мира - единственное спасение, единственная сила, единственное утешение - это Крест Господа нашего Иисуса Христа. Если мы этот Крест принимаем, если мы принимаем жертву Христову на Кресте, если мы сами готовы себя сораспять со Христом, то тогда и Господь нас воздвигнет Силою Своею, как мы сегодня слышали в чтении апостола: «Христос избрал буйя, немощные мира сего». Для чего? Для того, чтобы посрамить «сильные и премудрые».

Мы с вами, как и христиане во все времена, независимо от наших дарований, которые нам Господь дал при рождении, являемся этими «буйями», как говорил Апостол Павел, «отребье миру», потому что мир попирает и уничижает христиан во все времена. Но мы должны помнить, что Господь сам избрал «буйя» и уничиженное, для того, чтобы прославить нас своею силою, и чтобы посрамить премудрое и сильное. И поэтому Крест для нас и есть то орудие, через которое в нас вливается Сила Христова.
Поэтому сегодня, прославляя апостола Стефана, мы должны ему помолиться, чтобы наша жизнь была сообразна не с жизнью ветхозаветного человека, не с жизнью ветхозаветных иудеев, а с жизнью православных христиан, с теми заповедями, которые дал нам Христос».

«Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане».

Тропарь святому первомученику архидиакону Стефану, глас 4-й:
Подвигом добрым подвизался еси, первомучениче Христов, и апостоле, и архидиаконе Стефане, и мучителей обличил еси нечестие, камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси и к Богу взывал еси, вопия: Господи, не постави им греха сего.

Ин тропарь святому первомученику архидиакону Стефану, глас 3-й:
Апостолом совсельник и страстотерпцем первострадалец, Христов служитель, прехвальне Стефане, первее бо совершив мучения течение, безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. Темже яко апостола и страдальца верховнаго чтуще тя, молим: моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Кондак святому первомученику архидиакону Стефану, глас 3-й:
Владыка вчера нам плотию прихождаше, и раб днесь от плоти исхождаше, вчера Царствуяй плотию родися, днесь раб камением побивается, того ради и скончавается, первомученик и Божественный Стефан.

Величание святому первомученику архидиакону Стефану:
Величаем тя, страстотерпче святый Стефане, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва первая святому первомученику архидиакону Стефану

О святый первомучениче, апостоле архидиаконе Стефане!
Преклоньше колена души и сердца нашего, тя молим: воздежи руце твои ко Господу и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас (имена), присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благого Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию, и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матери Своея, в день он страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет душе нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков.

Вторая молитва святому первомученику архидиакону Стефану о вразумлении неверующих близких и людей попавших в секты,для защиты церкви от расколов

Первый во диаконех, первый и в мученицех показался еси, святый Стефане, апостоле, исполнь бо веры и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже глаголал еси, лице же твое на сонмищи видено бысть, яко лице ангела.
Темже, исполнен Святаго Духа быв, видел еси отверстое небо и славу Божию и Сына человеча, Господа нашего Иисуса Христа, одесную стояща Бога Отца. Таже и от жестоковыйных и убийц иудеев камением пред лицем Преблагословенныя и молящияся о тебе Девы, Матере Его, побиваемь, преклонь колена, возопил еси гласом велиим:
Господи, не постави им греха сего! И тако дух твой Господу Иисусу радостно предал еси. Сего ради молитвенника и предстателя тя стяжахом, колена души и сердца нашего преклоньше,
тя молим: воздежи руце твои ко Господу, и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас, присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея в день он, страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет души нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. Аминь.

Святый первомучениче Стефане, моли Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru