О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





789.jpgГалина Николаевна Николаева

        ДНИ ПАМЯТИ:
        9 февраля – Перенесение мощей
        12 февраля – Собор Трех святителей
        27 сентября – Преставление
        26 ноября

                "Блаженны изгнанные за правду, яко тех есть Царство Небесное"
      
        Эти слова Нагорной проповеди Спасителя, которые мы слышим в начале Литургии, как нельзя лучше характеризуют подвиг вспоминаемого сегодня угодника Божия - святителя Иоанна Златоуста.
        Его память совершается Святой Церковью несколько раз в году:
        27 сентября - в день преставления, 26 ноября, 9 февраля - в день перенесения мощей, и в январе, когда совершается служба каждому из трех великих учителей церкви отдельности, а потом соборно всем вместе. Такое распределение не случайно.

        Церковное предание повествует, что когда в XI веке среди христиан возникли споры: какой из трех святителей ближе к Богу, то константинопольскому митрополиту предстали в дивном видении все три святителя и сказали: «Мы равны перед Богом, установи нам общий праздник».
        Действительно, все они равны, но каждый имеет различные дарования: если Василий Великий - это, прежде всего, талантливый церковный администратор, Григорий Богослов - истолкователь самых глубоких вопросов богословия, то святитель Иоанн Златоуст - это выдающийся пастырь и проповедник.
        «Златоустом» святого Иоанна назвала одна женщина, придя в восторг от его проповеди. С тех пор прошло более чем 1500 лет, но слово этой простой женщины не забылось, но навеки соединилось с именем великого учителя церкви.

        Что современному христианину говорит это имя? Какие оно вызывает ассоциации? Порядок или чин Божественной Литургии составлен святителем Иоанном Златоустом и носит его имя. Молитва «Верую, Господи, и исповедую...», которая читается непосредственно перед причастием, также составлена им. Произносится тропарь святителю «Уст твоих, яко же светлость огня, воссиявши благодать ...» в самом конце Литургии, в молитвах после причастия. В состав вечерних молитв, которые ежедневно должен прочитывать каждый православный христианин, входит его удивительная молитва «Господи, не лиши мя небесных твоих благ ...», состоящая из 24 прошений по числу часов дня и ночи. Даже те, кто ленится ходить в церковь каждое воскресенье, как это заповедано нам Богом, и такие, как правило бывают в храме на Пасху, тогда и они слышат в Светлую Пасхальную ночь его вдохновенное «Огласительное слово» - «Аще кто благочестив и боголюбив ...». Кроме того, святитель установил за всенощным бдением антифонное пение (т.е. пение на два клироса), написал ряд молитв таинства соборования, ввел в церковную практику крестные ходы.
       Литературное наследие Златоуста огромно; достаточно сказать, что оно значительно превосходит по объему писания любого из отцов Восточной церкви. Нельзя указать языка, на который не переводились бы его творения. Труды Златоуста очень рано были переведены и на славянский язык и стали любимым чтением на Руси.

       Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии около 347 года, в богатой семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия.
        Получив всестороннее образование у лучших философов и риторов и христианское воспитание, Иоанн поступает на службу в звании адвоката. Его образованность, красноречие и светлый ум легко могли привести Иоанна к высоким должностям. Однако, пренебрегая суетными знаниями язычников, вскоре решает всецело отдаться служению Одному Богу – он обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.
        Уже в своем доме он начинает вести суровую подвижническую жизнь.

        Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Вскоре Иоанна и Феодора сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения.
        Когда скончалась мать Иоанна, он роздал все имение и удалился в пустыню к отшельникам и принял иночество, которое называл "истинной философией".

        В это время святой Иоанн написал "Шесть слов о священстве", великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги "Против вооружающихся на ищущих монашества" и сочинение "Сравнение инока с царем" ("Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни"), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию.
        Здесь в 381 году святой епископ Мелетий рукоположил его в сан диакона. В день посвящения прошла болезнь Иоанна. Он принял это, как указание Божие к тому, что нужно отдать себя целиком служению Церкви.

        Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: "О Провидении" ("К Стагирию подвижнику"), "Книга о девстве", "К молодой вдове" (два слова), "Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников".
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие.
        Предание сообщает, что во время рукоположения в храм влетел белый голубь и на глазах у всех сел на главу Иоанна - как символ Святаго Духа и чистоты души ставленника. Смирившись пред божественными судьбами, в своей первой проповеди будущий святитель, однако, не переставал сокрушаться, как это он «низкий и презренный юноша» (хотя ему было тогда 39 лет!), возведен на такую высоту достоинства».
      
        С этого времени начинается славное проповедническое служение Иоанна. Двенадцать лет несколько раз в неделю, а часто и каждодневно, проповедовал он слово Божие, глубоко потрясая сердца слушателей. Свои проповеди святой часто говорил наизусть, чему весьма удивлялись все жители Антиохии, так как до сего времени никто не проповедывал Слово Божие без книги или тетради. Благодаря скорописцам многие из его проповедей дошли до нас. В этот период он составил толкования на большинство книг Священного Писания, также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, которым и по сей день церковь придает высочайший авторитет. Его поучения на праздники, о христианской семье, о молитве домашней и общественной, о значении храма стали классикой христианской литературы. Слушать его собирались толпы, - причём не только христиане, но даже и иудеи, и язычники.
        Сначала они приходили просто из любопытства послушать нового проповедника, но тронутые до глубины души горячим словом Иоанна многие в корне изменяли свою жизнь. Город не представлял себя без Златоуста; во время его проповедей все бросали работу и бежали в переполненный храм. Временами, когда речь Иоанна была особенно хороша, его прерывали рукоплесканиями и шумными проявлениями восторга. Но сам Иоанн не любил этого: «Что мне в похвалах ваших, - говорил он, - тогда мне похвала, когда вы исправите вашу жизнь и обратитесь к Богу!»

        Святой Иоанн оказался блестящим проповедником. За необыкновенное красноречие, редкий дар Богодохновенного слова он получил от паствы наименование "Златоуст".
        В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике - науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений - толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).
        Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

        В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам.
        С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: "Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух".

        Слава о Златоусте распространилась по всему Востоку и вскоре достигла Константинополя. В 397 году, когда там освободилась кафедра, император, духовенство и народ единодушно избрали на это место святого Иоанна. Но как лишить антиохийцев любимого ими пастыря, не возбудив общего ропота и возмущения? Решено было прибегнуть к хитрости.
         Императорский чиновник пригласил Иоанна в своей колеснице посетить загородные храмы. Ничего не подозревавший Иоанн согласился, и уже потом, в пути, объявили ему императорский указ о назначении его в Константинополь; Иоанну пришлось подчиниться.
         Для церкви же Константинопольской началась заря новой жизни. Призывая народ к молитве, Иоанн всячески старался восстановить богослужение во всей его красоте; особое внимание обращал он па пение: «Ничто так не возвышает душу, - писал он, - ничто с такою силою не отрывает её от земли, как священная песнь... Духовная песнь - это источник освящения, слова её очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих». Он призывал всех бывать как можно чаще в церкви, где человек даже помимо его воли изменяется к лучшему. «Выходя из церкви, - говорил он, - человек никого не учит, ничего не проповедует, но спокойствие в чертах его лица, взгляд его и даже самый голос показывают, какую радость вкусил он, какое благо получил он для души своей».
      
         В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного - с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников.
        Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого.

        Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм:
        — За свои труды ты получил воздаяние: большой почет у царя, славу, сан и подарки. Тебе следует поразмыслить, чем ты был прежде и что ты теперь, — как раньше ты был нищим и бесславным, и как ныне ты обогатился и прославился, — в каком чине находился ты, проживая на той стороне Дуная, и в каком теперь. Тогда ты был одним из простых и бедных поселян, одевался в убогие одежды и имел для пропитания один хлеб с водою, а ныне ты уважаемый и прославляемый воевода, облечен многоценными одеждами, имеешь много золота и серебра, безчисленные имения — и всем этим ты владеешь благодаря царю. Вот какую награду восприял ты за свои труды!
         Будь благодарен и продолжай верно служить греческому царству, а наград божественных за служение мирское — не проси.

         Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
         Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя, поэтому у святого мужа оказались не только друзья, но и враги.
         Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других - постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Император заменил казнь изгнанием.
         
        Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться.
Возвращение Иоанна было триумфом. Он вошёл в свой кафедральный собор и произнёс умилительную проповедь, начав её словами: «Благословен Бог, удаливший меня! Благословен Он, меня возвративший! Благодарение Богу и за горе, и за радость!» Клеветники бежали в Александрию.
        Так прошло немного времени. Однако, Божиим попущением, справедливость вновь была поругана. Уже через два месяца начались языческие бесчинства, связанные с постановкой статуи императрицы Евдоксии рядом с Софийским собором.

        Недалеко от церкви святой Софии, по повелению Евдоксии, была поставлена высокая колонна, увенчанная изображением царицы. По поводу торжества открытия колонны происходили вокруг нее всевозможные игры и ликования, которые продолжались несколько дней. Клики и возгласы ликующих доносились в храм святой Софии и перемешивались с пением Божественных песней. Святой Иоанн увидел в этом явное кощунство и оскорбление святыни, и потому старался чрез начальника города прекратить бесчинные ликования, происходившие вокруг колонны. Но градоначальник не оказал ему никакого содействия. Тогда, ревнуя об оскорблении святыни, святитель вынужден был сказать проповедь «Против зрелищ», в которой сравнивал императрицу с женой Ирода: «Опять беснуется Иродиада, опять пляшет, опять требует головы Иоанна».
        Забыв недавнее Божие предостережение, Евдоксия настояла, чтобы Иоанна отправили в далёкую ссылку, на самую восточную окраину Греческой Империи.

        В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна.
По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
       Всё как будто намерено было устроено так, чтобы причинить изгнаннику наибольшее страдание. После 70-ти дней изнурительного пути конвой со святым Иоанном достиг деревни Кукуз, в горах современной Армении, где в течение последующих трёх лет святитель Иоанн не уставал писать и трудиться на благо святой Церкви. Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.

       Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна ещё дальше к Чёрному морю, в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. Около города Команы больной Святитель окончательно изнемог. Здесь была исполнена последняя просьба Иоанна: на него надели белые крещальные одежды и, приняв Святых Тайн, вселенский святитель со словами "Слава Богу за всё!" отошел к Господу 14 сентября 407 года.

        Уже при сыне императрицы Евдоксии, императоре Феодосии II, в 438 году святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь. В 1204 году святые мощи Златоуста были похищены крестоносцами и увезены в Рим, где и хранились 800 лет.
        В 2004 году, Римский папа, Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.
        Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский (память 4 февраля), писал: "Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой".

        «Из жития Иоанна Златоуста мы видим, как много пришлось пострадать ему за правду Божию, но сердце его не озлобилось от страданий, о чем свидетельствуют его последние слова. С юных лет святитель вынес два убеждения: всеми силами всегда стремиться к Богу и никогда не бояться скорбей и трудностей.
        Святые отцы учат, что именно в скорбях человек становится человеком. Таков закон духовного возрождения, что переход от греха к любви к Богу, от зла к добру непременно сопровождается страданиями. Апостол Павел пишет: «если внешний наш человек тлеет, то внутренний обновляется ...». « Научись при всех трудностях говорить, - Бог знает полезное, - и мало по малу получишь силу терпеть» - учит преподобный Варсонофий Великий. Преподобный Исаак Сирин в подобных случаях говорил: «Ты не умнее Бога».

        Часто и нам случается, что потерпеть и пострадать ни в чём не находя помощи; тогда невольно вырываются слова: «за что Бог меня наказывает». Но славянское слово «наказание», переводится как «научение» или «урок». К сожалению, в таком состоянии находится падший человек, что по старинной русской пословице: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Трудными обстоятельствами и скорбями Бог отвращает нас от этого мира лжи, останавливает нашу увлеченность внешней деятельностью, помогает нам вернуться к самим себе. Часто такие обстоятельства бывают для нас как смирительная рубашка для безумного. Но у Бога даже скорби - наши помощники. На страдания мы родились, в страданиях учимся и страданиями спасаемся. Так что научимся во всех трудностях и превратностях нашей жизни видеть вразумляющую и врачующую десницу Небесного Отца и вместе со святителем Иоанном Златоустом всегда повторять: «Слава Богу за всё!»»

        Тропарь, глас 8-й.
        Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети; не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога, спастися душам нашим.

        Кондак, глас 6-й
        От небес приял еси Божественную благодать, и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко Божественная являя.

         Величание
         Величаем тя, святителю отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

                Молитва святителю Иоанну Златоусту

         О святителю великий Иоанне Златоусте!
         Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается.
         Ты еси отроком - послушания образ, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило, молящимся - вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим - ума просветитель, витиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления мудраго образ, правды ревнителем - дерзновения вдохновитель, правды гонимым - терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши.
         Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси.

         Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются.
         Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

                СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НАШ ИОАННЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru