О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





662.jpg

     Дни памяти:
     18 февраля;
     22 сентября – обретение мощей;
     6 октября – прославление.
    
     Святитель Феодосий Черниговский происходил из заднепровского дворянского рода Углицких, получившего эту фамилию за подвиги его родоначальника при защите города Углича. Отец его, Никита, был священником, мать его звали Марией.
     По достижении необходимого возраста он был отдан на обучение в Киево-Братскую коллегию при Богоявленском монастыре. В то время коллегия являлась центром защиты Православия от насаждаемого иезуитского и униатского вторжения (в то время Малороссия входила в состав Речи Посполитой).
     Начальником и руководителем Киевской Братской школы в то время был «великий столп церковный», архиепископ Черниговский Лазарь Баранович (1650-1657г.г.), к которому на всю жизнь свою св. Феодосий сохранил чувства сыновнего почтения. К воспитавшей его школе святитель на всю жизнь свою сохранил глубокую признательность, что и выразил своими благотворениями Киевскому Братскому монастырю. Память о такой благотворительности его сохранил для нас синодик Киевского Выдубицкого монастыря, где сказано о св. Феодосии, что он был муж «благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю».
     После обучения в Киево-Братской коллегии будущий святитель Феодосий принимает иноческий постриг в Киево-Печерской лавре, с наречением имени в честь её первооснователя. Одарённый инок вскоре был замечен митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном) и поставлен им на архидиаконское служение в Софийский собор Киева. Позже Феодосию выпало нести послушание наместника митрополичьего дома. 
    
     Однако, более склонный к созерцательному безмолвному иноческому житию, он вскоре удаляется из Киева и поселяется в небольшом Крутицком монастыре под Батурином. Здесь он принял монашеский постриг.
     Недолго молодому подвижнику довелось скрывать свои таланты в отдалённом Крутицком монастыре – вскоре он был переведён в Корсунский монастырь с назначением на должность игумена обители. И снова очень быстро блестящие способности Феодосия, теперь уже в качестве настоятеля обители, были замечены и по достоинству оценены священноначалием.
      В 1664 году его снова переводят – теперь уже он становится настоятелем древнейшего Выдубицкого монастыря Киева.
     В то время Выдубицкий монастырь находился в разорённом состоянии после временного пребывания под властью польских униатов и католиков. Однако новоназначенному настоятелю обители Феодосию удалось со временем привести монастырь к прежнему благоустройству. Это касалось как внешней, хозяйственной, части, так и ещё более важного внутреннего состояния обители.
     В монастырь скоро начали возвращаться назад старые и приходить новые насельники, настоятель обители строго следил за их благочестием. Для иноков, склонных к безмолвному жительству, был организован скит. Дух подвижничества, которым был славен в ту пору Выдубицкий монастырь, Феодосий возгревал в сердцах братии и поддерживал, прежде всего, своим личным примером.
     Особенное внимание он уделял также богослужению, которое всегда совершалось со строгим соблюдением Устава. Большое значение придавалось и церковному пению. Феодосию удалось создать в Выдубицком монастыре столь прекрасный хор, что о нём знали даже в Москве и часто просили прислать в Москву людей из этого хора для обучения своих певцов.
    
     Особое покровительство духовно одарённому архимандриту Феодосию оказывал архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), который высоко его ценил и называл «овцой стада Христова, научившейся покорности». Известно также, что в одном из писем преосвященный Лазарь выразил своё искреннее желание, чтобы имя Феодосия «было написано на Небесах».
     Помимо управления монастырём, архимандрит Феодосий оказывал неоценимую помощь преосвященному Лазарю в деле управления Черниговской епархией. Желая видеть Феодосия своим преемником на Черниговской кафедре, Преосвященный владыка отправил прошение Патриарху Адриану в Москву о назначении Феодосия Углицкого своим помощником. Эта просьба была удовлетворена. А в следующем, 1662 году, архимандрит Елецкий по ходатайству того же Лазаря (Барановича) был возведён в сан архиепископа. Хиротония была совершена в Москве, в Успенском соборе Кремля, 11 сентября. Кроме того, архиепископ Феодосий получил право совершать богослужение в саккосе, что в те времена было привилегией исключительно митрополитов и Патриарха.
    
     Выполняя обязанности Киевского наместника, Феодосий Углицкий принимал участие во многих важных церковных делах.
     Одно из таких важных событий произошло в 1685 году, когда митрополитом Киевским был избран Гедеон (Четвертинский). В избрании Киевского митрополита право решающего голоса имел в том числе игумен Феодосий. С известием об этом избрании в составе делегации он отправился в Москву. Фактическим результатом такой поездки стало воссоединение Киевской митрополии, которая до этого находилась в подчинении Константинополя, с Русской Православной Церковью. В следующем, 1686 году, предложенная Москвой кандидатура митрополита Киевского была одобрена Константинопольским Патриархатом, и с тех пор все Киевские митрополиты избирались в Москве.
     Также игумен Феодосий принимал участие и в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору, в частности, обсуждался вопрос о времени Пресуществления Святых Даров. Для обсуждения этого вопроса он также ездил в Москву вместе со святителем Димитрием Ростовским.

     24 года Феодосий управлял Выдубицкой обителью. При этом по зависти и недоброжелательству некоторых людей пришлось ему претерпеть многие скорби, клевету, пришлось ему пережить и запрет в священнослужении из-за того, что святитель отстаивал права монастыря на земли. По наговору завистников обвиняли его даже в измене русскому правительству, тайной переписке с врагами государства. Клевета была обнаружена, и святой Феодосий получил прощение, царь Алексей Михайлович даровал ему милостивую грамоту. В это время святитель проявил свою глубокую мудрость и иноческое смирение.
     Когда в 1687 году преставился архимандрит Елецкий Иоанникий (Галятовский), на его место настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря в сане архимандрита был поставлен Феодосий Углицкий. Теперь он занялся благоустройством второй по счету вверенной ему обители. О том, насколько велико было уважение к Феодосию, свидетельствует хотя бы тот факт, что сам гетман Иван Мазепа, не отличавшийся особой благотворительностью по отношению к монастырям, по просьбе нового настоятеля отдал в распоряжение Елецкой обители целое село.
    
     Недолго двум выдающимся святителям довелось совместно управлять Черниговской епархией. 3 сентября 1693 года архиепископ Лазарь (Баранович) закончил свой земной путь.
     Теперь все заботы о Черниговской кафедре легли на плечи архиепископа Феодосия. Он тщательно подбирал себе сотрудников из лиц духовенства, усилил его пастырскую и просветительскую деятельность, боролся с униатским влиянием и умел успокаивать горячие вспышки своевольных казаков. К бедным он был милосерден и сострадателен.
     Святителем Феодосием был основан Печеницкий женский монастырь и Любецкий скит. Ещё одно важное событие произошло в 1665 году, когда был освящён Троицкий собор на Болдиной горе, впоследствии получивший статус кафедрального собора Чернигова.
     Заботился святитель Феодосий и о высоком уровне духовного образования – большим его попечением пользовались духовные школы Черниговской епархии. Одним из учеников такой школы стал Иоанн (Максимович), впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири. Святитель Феодосий посвятил иеромонаха Иоанна (Максимовича) в сан архимандрита, готовя в нем достойного преемника себе. Именно его и назначил владыка Феодосий наместником Елецкого монастыря, предчувствуя близость своей кончины.
     И еще, истинный пастырь, умудрявшийся Духом Святым, святитель Феодосий был  талантливый агиограф (агиография - описание житий святых), дополнивший 12-томные Четьи-Минеи своего современника, соотечественника и сомолитвенника святителя Димитрия Ростовского чудотворца. Этот труд называется "Избранные жития святых по изложению Феодосия Черниговского (жития тех святых, которых нет у свт. Димитрия Ростовского)".
    
     5 февраля 1696 г. святитель Феодосий отошел ко Господу и был погребён в Черниговском Борисоглебском соборе.
     Проявления благодати Божией по молитвенному предстательству святителя Феодосия нередко сопровождались явлениями его во сне.
     Начались они с исцеления преемника его по кафедре архиепископа Иоанна (Максимовича)(память его 23 июня/2 июля по н.ст.).
     В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал:
     - Служи завтра - и будешь здоров.
     К изумлению окружающих, преосвященный Иоанн велел отслужить в покоях своих вечерню, прочитать для него правило и наутро приготовить все для его служения в соборе, и на другой день, совершенно здоровый, служил Божественную литургию.
     В благодарность за это чудо он написал особенную «похвалу» святому, а также благоустроил его склеп.

     - Иди в собор, отправь молебен - и будешь здоров, - сказал святитель Феодосий во сне немому.
     На другой день немой заговорил, а в портрете святителя узнал своего исцелителя.

      "Прощаю и разрешаю, - сказал он священнику, - исповедовавшему ему во сне грехи и обещал ему исцеление больного сына". И на другой же день младенец выздоровел.

     "Ты не говела, это нехорошо, - сказал во сне святитель Феодосий больной, молившейся ему Великим постом, - ты недостойна будешь вкусить Пасху. Постарайся причаститься в Великую Субботу".

     "Не плачь, я умолю Бога, и муж твой выздоровеет", - сказал он другой женщине. И муж её выздоровел.
    
     Одним словом "успокойся" прекратил он нравственные страдания одной больной.

     Невозможно описать всех его чудес.

     Двухсотлетний период со дня блаженной кончины святителя богат многочастными и многообразными знамениями и чудесами, которыми, Сам Господь засвидетельствовал святость мощей своего угодника: исцеления расслабленых, глухих, немых, слепых, есть такие, относительно которых даже иноверцы и инославные, с презрением ко всему православному относящиеся, прямо говорили: это истинное чудо.
     Святые мощи его были обретены нетленными в 1776 г.. Новый гроб соорудил ему в 1824 г. исцеленный им раскольник Горбунов, тут же обратившийся в Православие.
     Правильную запись чудес начали в 1850 г.
     Торжественное открытие мощей святителя Феодосия произошло 9 сентября 1896 г., причем было обследовано под присягой 49 случаев исцелений. Черниговские торжества собрали более 150 тысяч человек народу и сопровождались многочисленными чудесами.
     По поручению Св. Синода, обследованы, а также сохранение нетленным тела его, послужили основанием горячо желанному и давно жданному определению Св. Синода:
     «Во блаженной памяти почившаго Феодосия, архиепископа Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя 22 сентября , а для торжества открытия мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущаго 1896 года».
     Святитель Феодосий Черниговский был первым святым, прославленным в царствование Царя-Страстотерпца Николая II.
     И теперь Господь Бог, дивный во святых Своих, неоскудеваемо и преизобильно творит чудеса и являет благодеяния предстательством святителя Феодосия с верою притекающим к его святым мощам.

                «Дорога святителя Феодосия»

     Хранит история и ещё одно свидетельство удивительной помощи святого Феодосия во времена Великой Отечественной войны. Произошло это в 1942 году, когда город Ленинград был взят во второе кольцо блокады, выход к Ладожскому озеру перекрыли немецкие войска, отрезав единственную возможность сообщения между городами – Ленинград был полностью осаждён. В такой безвыходной, казалось, ситуации военные обсуждали варианты решения, которое не могли найти. Тогда они все ясно услышали голос: «Молитесь Феодосию Черниговскому, он поможет».
     Не зная ничего о святом, военные обратились к Ленинградскому митрополиту Алексию (Симанскому). Он благословил перенести мощи святителя Феодосия из Музея атеизма в Ленинградском Казанском соборе, где они в то время пребывали. Мощи святого, с разрешения властей, перенесли в Николо-Богоявленский собор, где была отслужена торжественная служба перед ними.
     Ночью из-за сильного мороза замёрзла Ладога, и по ней можно было передвигаться. Долгое время это была единственная дорога, по которой в Ленинград поступали грузы, а из осаждённого города эвакуировали людей. Вот почему в народе эта трасса стала широко известной под названием Дорога жизни. Однако существует и второе её название – «Дорога святителя Феодосия».
     После окончания войны Алексий (Симанский), ставший Патриархом, добился того, чтобы мощи святителя Феодосия были возвращены в Чернигов. В Николо-Богоявленском соборе Петербурга в честь Черниговского святого был освящён один из приделов в память о том, что некогда здесь почивали его святые мощи.
    
     «Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный».

     Тропарь святителю Феодосию Черниговскому, глас 4-й:
     Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие, был еси светило своему стаду, таже преставился еси в вечныя oбители. Умоли у Престола Царя cлавы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

     Кондак святителю Феодосию Черниговскому, глас 4-й:
     Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней питая словесныя твоя овцы, и приял еси от Христа Спаса целебен дар целити от немощи душевныя и телесныя всякого с верою к тебе приходящаго к целебным твоим мощем. Моли, святе, о призывающих имя твое, от наветов вражиих спастися душам нашим.

     Величание святителю Феодосию Черниговскому:
     Величаем тя, святителю отче Феодосие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Молитва святителю Феодосию Черниговскому

     О священная главо, крепкий наш молитненниче и заступниче, святителю Феодосие,
     услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих (или: иконе твоей).
     Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися за ны. Вемы, яко грехи наши разлучают нас между нами и тобою, и недостойни есмы толикаго отца и ходатая.
     Но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, не престани вопия о нас ко Господу, испроси предстательством твоим у Всемилостивейшаго Бога нашего мир Церкви Его, на земли воинствующей, пастырем ея силу ревностно подвизатися о спасении людей.
     Умоли Небеснаго Отца всем нам подати дар, коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцем благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблуждшим исправление, бедствующим благовременную помощь.
     Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Божия наследником быти,
     идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

     Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru