О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





1488.jpgГалина Николаевна Николаева

        Дни празднования иконы Божией Матери "Знамение" Курская-Коренная:
        21 марта — в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году;
        9-я пятница по Пасхе — ежегодный крестный ход с иконой из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь;
        21 сентября — в память обретения иконы в 1295 году в день Рождества Пресвятой Богородицы;
        10 декабря — праздник иконы Божией Матери «Знамение»;
икона Богородицы «Знамение» Курская Коренная.

        Чудесное обретение иконы «Знамение»

        Курская икона «Знамение» Божьей Матери – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне.
        В 13-м столетии, во времена татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область также не избежала участи других русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Вот, что говорит нам «Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска» об обретении иконы:
      
         «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси».
        Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, довольно скоро сделалось известным в соседнем городе Рыльске и его окрестностях. Отсюда и устремились для поклонения к новой святыне благочестивые жители в надежде от нее получить исцеление и утешение в своих горестях, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями.

        Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Только один князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь осознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие перед святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка построил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления – 8 сентября, установлено ежегодное ее празднование.
        Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она перенеслась из храма и возвратилась на место своего явления, на берег реки Тускарь. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, являлся сюда и жил здесь, особенно в праздник Рождества Богородицы, упражняясь в подвижничестве.

        В 1383 году Курская земля подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.
        В плену неверных благочестивый старец сохранял свою христианскую веру: несмотря на увещания татар принять их религию, он остался непреклонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богородицу. И эта надежда не обманула его.
        Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Проезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса». Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь.

        Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную Шемякой, жители Рыльска снова попытались перенести сюда святую икону, но последняя опять чудесным образом возвратилась на место своего явления. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса.
        В том же году была построена другая церковь во имя «Живоносного Источника» под горою, у самой реки, над тем источником, который образовался при обретении иконы. Новооснованный монастырь стал называться Коренной Пустынью в память явления иконы при корне дерева.
        Вместе с подлинной иконой Курской Богоматери, щедро украшались верующими также и точные копии или списки с нее, к которым относились и относятся с не меньшим глубоким благоговением. Известнейшими между ними, прежде всего, являются списки, находящиеся в Коренном и курском Знаменском монастырях. Обе копии по времени их написания относятся к XVII веку, когда установлен обычай на известный срок переносить икону Знамения в названные монастыри. В отсутствие из того или другого монастыря подлинной, они устанавливаются в киотах для них предназначенных. Сохраняющееся в Коренной обители предание с вероятностью утверждает тождество местной копии с Богородичной иконой, присланной царями Иоанном и Петром Алексеевичами в курский Знаменский монастырь.


        В Троицком Белгородском монастыре есть копия иконы Знамения пресвятой Богородицы, называемая «царской – походной». История этой иконы изложена в надписи, выгравированной на задней ее серебряной доске. Надпись следующая:
        «Въ 1689, году по воспоследовавшей отъ Государей Царей и великихъ князей Iоанна и Петра Алексеевичей грамоте, присланной Преосвященному митрополиту Авраамiю Белгородскому и Обоянскому марта 22 дня того же года, взята была копiя съ чудотворной иконы Знаменiя пресвятыя Богородицы Курскiя, въ полки, отправлявшiеся въ походъ въ Крымъ, въ надежду, крепкое ополченiе и защищенiе боярамъ и воеводамъ и на охраненiе полковъ и ратныхъ людей, какъ въ оной грамоте написано, которая препровождена была съ молебнымъ пенiемъ соборне въ Белгородъ; откуда отправлена въ вышеозначенное место со священнослужителями, и оттоле обратно возвращена съ молебнымъ пенiемъ въ кафедральный Белгородскiй Свято-Троицкiй соборъ и поставлена на особомъ на то устроенномъ месте».

        Чудесное исцеление отрока Прохора (преподобного Серафима Саровского)

        При нашествии крымских татар на южные пределы России икона для большей безопасности была перенесена из Коренной Пустыни в Курск, в соборный храм. В 1611 году Пустынь была разорена татарами. Царь Борис Годунов питал большое благоговение к этой иконе и в благодарность за спасение Курска от голода, свирепствовавшего при нем почти повсеместно, сделал много ценных пожертвований на украшение иконы. Благоговение русских православных людей к иконе «Знамение» было настолько велико, что даже Самозванец, желая привлечь к себе внимание и сочувствие окружающих, оказывал почитание этой иконе; он приказал перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем взял ее с собою в Москву и поставил в царских хоромах, где она оставалась до 1615 года.
        В 1615 году, по особому прошению курских жителей, царь Михаил Федорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618 году с дозволения царя Михаила Федоровича икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она все время до революции и пребывала.

        В том же году была вновь отстроена и освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в разоренной татарами Курской Коренной Пустыни. Согласно преданию, именно в этом году Курская чудотворная икона была впервые перенесена торжественным крестным ходом из городского курского монастыря в «пустыньку, что на корню». С этого времени установился благочестивый обычай ежегодно, в пятницу 9-ой недели после Пасхи, совершать временно такое перенесение.
        Родившийся 19 июля 1754 (по другим данным – 1759) года в старом Курске, в именитой купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных мальчик, во Святом Крещении был наречен Прохором (в будущем – преп. Серафим) в честь апостола от семидесяти и одного из первых семи диаконов Христовой Церкви. Его родители, занимавшиеся строительством каменных зданий и храмов, были людьми богоугодной жизни, отмеченной добродетелью и трудолюбием.
        Незадолго до своей кончины (+1762 г.) Исидор Мошнин приступил к возведению величественного храма в честь Казанской иконы Божьей Матери и преподобного Сергия Радонежского (с 1833 года – Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор). Его строительство было завершено матерью Прохора. Примером своей жизни она воспитывала сына в христианском благочестии и всегдашней радости о Боге.

        Покров Божий проявился над Прохором уже с ранних лет. После смерти мужа Агафья Мошнина, продолжавшая постройку собора, однажды взяла туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
        В 1767 году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской Коренной «Знамение» из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафьи Фотиевны, сын которой, 9-летний Прохор, был в то время болен так сильно, что уже и не надеялись на его выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божью Матерь, которая обещала посетить и исцелить его.
        Когда ход оказался в их дворе, Агафья Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе «Знамение», после чего он стал быстро поправляться. Так Курская икона «Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России. С тех пор молитвенное прославление Царицы Небесной стало для преподобного постоянным.

        Это был последний крестный ход перед его запрещением во время царствования императрицы Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой «Знамение» возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные ходы в России.

        Покровительство русскому воинству

        Чудотворная икона «Знамение», являясь покровительницей русского воинства, не раз вдохновляла его при защите Отечества. В 1676 году икона «Знамение» Божьей Матери была перенесена на Дон для благословения донских казацких войск. В 1684 году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов.
        В 1687 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами повелено было взять икону в «большой полк», т.е. армию, отправлявшуюся в поход против крымских татар. Этот «большой полк» дошел до самого Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли. Так Курская чудотворная икона, явившаяся на ободрение русскому народу на границах русской земли, лежавшей в развалинах после нашествия Батыя, участвовала в последнем победоносном походе русских против татар, окончательно устранившем татарскую опасность для России.

        Строительство в 1713 году церкви в честь иконы Матери Божией «Живоносного источника» связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы, Северной войны со шведами и многих других баталий, первого Российского генерал-фельдмаршала из русских графа Бориса Петровича Шереметьева. Возвращаясь после Полтавской победы в Москву, Шереметьев посетил Коренную пустынь и молился здесь о дарованной ему победе. На деньги фельдмаршала и был построен каменный храм во имя Живоносного источника и ряд других строений обители Коренной пустыни.
        В 1812 году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Ею обносили Гвардейские полки и сам фельдмаршал молился перед чудотворным образом о даровании победы. Князь Кутузов, в своем письме от 20 сентября 1812 года на имя курского городского головы, выразил курским гражданам за этот дар свою благодарность и уверенность, что что город Курск «есть и будет всегда в безопасности» под покровом такой защитницы, как Царица Небесная.

        В Крымскую войну также главнокомандующему была поднесена курским городским головою копия чудотворной иконы «Знамения».
        В Москве, на Лубянке, во Введенской церкви тоже находится точный список чудотворной иконы, некогда, по преданию, принадлежавший вождю народного ополчения, незабвенному для России воину-князю Дмитрию М. Пожарскому. В приходе этого храма он имел дом, на месте которого в настоящее время стоит здание 3-й гимназии. По смерти князя его дом обращен был в богадельню для недужных и престарелых, в которой находился образ Знамения «Курской Коренной», впоследствии помещенный в особом каменном столпе.
        Под покровом Богоматери вся окружная местность, во время большого пожара, уцелела от огня. Тоже ограждение от пожара молитвами Царицы неба и земли повторилось в 1812 году, когда Введенская церковь и прилегавшие к ней дома избежали печальной участи многих зданий, ставших добычей пламени.

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. произошел в ходе Курской битвы, а командный штаб Центрального фронта Курской битвы находился у границ монастыря и маршалы Жуков и Рокоссовский, находившиеся здесь, были под надежным покровом Богородицы.

        Покушение на святыню 8 марта 1898 года

        Рост революционных настроений, охвативший Россию в конце XIX, начале XX вв. отразился и на Курской обители. 8 марта (старого стиля) 1898 года хранящийся в монастыре чудотворный образ стал объектом совершения дерзкого террористического акта. 3 марта ряд видных эсеров, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу, истекающую от Курской иконы, решились ее уничтожить.
        С 7 на 8 марта 1898 года в 1:50 ночи стоявший на посту у присутственных мест городовой услышал внутри Знаменского собора оглушительный взрыв и увидел яркую вспышку. Вся братья Курского Знаменского монастыря была вдруг разбужена каким-то страшным ударом, причем во всех кельях дрожали окна, а келейник преосвященного Ювеналия, епископа Курского, был сброшен с постели.
        Страшась самого худшего, преосвященный Ювеналий с братией, с трудом пробравшись через груду обломков с трепетом приблизился к тому месту, где находилась святыня и вынул из серебряного кивота совершенно невредимый образ Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной. Сам лик не пострадал, хотя прикрывавшее его стекло было разбито в мелкие осколки, а выпуклое стекло, прикрывавшее коронку из драгоценных камней, было сильно покрыто копотью.

        Вскоре на место происшествия прибыло все высшее руководство: губернатор, жандармский генерал, прокурор, полицмейстер и пристав 1-й части города Курска. При осмотре обнаружили остатки «адской» машины, представлявшей собой продолговатый белый металлический ящик с обрывками припаянных проводов и обломками часового механизма. По своим размерам этот ящик мог вместить больше фунта динамита.
        Злоумышленники, рассчитывая уничтожить святую икону, послужили только к большему ее прославлению. Впечатление от этого чуда, когда слух о нем разнесся по всему городу, было необычайно. Все устремились в Знаменский собор, чтобы собственными глазами видеть это знамение благодатной силы Божьей Матери и поклониться ее чудотворному образу. С рассвета у монастыря собрались тысячи человек, принявших участие в благодарственном молебне, отслуженном преосвященным епископом Курским Ювеналием.

        Несмотря на усердие следователей, установление участников этого злодеяния затянулось на несколько лет. Лишь осенью 1901 года были арестованы причастные к взрыву в Знаменском монастыре учащиеся Курского реального училища Анатолий Уфимцев (20 лет) и Леонид Кишкин (21 год), вольнонаемный писец Василий Каменев (22 года) и студент института инженеров путей сообщения Анатолий Лагутин (21 год). Взрыв был произведен по предложению А. Уфимцева, полагавшего тем самым поколебать веру в чтимую святыню и привлечь всеобщее внимание к этому происшествию.
        26 декабря 1901 года Николай II повелел выслать обвиняемых в отдаленные области Российской империи под надзор полиции – Уфимцева на пять лет в Северный Казахстан, Кишкина, Каменева и Лагутина в Восточную Сибирь, первого на пять лет, остальных на два года.
        И вот уже в наше время, в 1949 году, когда правитель дел Синодальной канцелярии, протопресвитер о. Георгий Граббе (епископ Григорий), был во Франкфурте с Чудотворным Образом, к нему подошел старик и, отозвав в сторону, сказал:
        – Я был сообщником в покушении на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой, в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке.
          После этого старик со слезами поклонился Чудотворной Иконе и вышел из храма.

        Похищение Чудотворной иконы 1918 года

        В 1918 году в Курске произошло горестное, но вместе с тем и весьма знаменательное событие: 11 апреля, в среду, на 6-й неделе Великого поста среди бела дня чудотворная икона и ее икона-список, обе в драгоценных, украшенных самоцветами ризах, были похищены из Знаменского собора.
        Епископ Феофан немедленно известил о пропаже святыни местные власти, однако вместо расследования сотрудниками Курской ЧКа было заявлено, что настоящими похитителями являются сами монахи, сделавшие это для того, чтобы посеять в народе недовольство Советской властью. Епископ и вся братия были посажены под домашний арест, а в монастырских помещениях сделан обыск, временами переходящий в настоящий грабеж. На следующий день арест был снят и ограбленным монахам приказали сидеть тихо, не возбуждая народ.

        В монастыре и во многих храмах ежедневно возносились усердные моления ко Пресвятой Богородице о возвращении Ее чудотворного образа, и молитвы верующих были услышаны. Образа были обнаружены лишь через месяц. Недалеко от монастыря находился старый колодец, выкопанный по преданию самим преподобным Феодосием Печерским, а потому и называвшийся у народа Феодосиевским.
        В день памяти преподобного Феодосия Печерского, 3 мая, одна бедная женщина, по профессии белошвейка, голодная возвращалась с базара, где она напрасно пыталась найти что-либо съестное. Проходя мимо Феодосиевского колодца, эта белошвейка заметила старый мешок, в котором что-то находилось. В надежде найти какую-нибудь еду, голодная женщина подошла к колодцу и заглянула в мешок. В нем оказались две деревянные иконы Знамения Божией Матери без риз.

        Как раз в это время мимо проходила похоронная процессия. Священник, сопровождавший покойника, приблизился к колодцу и сразу догадался, что это чудотворная икона и ее список. Он остановил процессию и послал в монастырь оповестить о чудесной находке. Вот, что сообщила газета «Красная Армия» 16 мая 1918 года: «…Собранной комиссией иконы были признаны за те, которые были украдены из монастыря. В 11 часов дня по случаю нахождения икон на Красной площади был отслужен торжественный молебен, при толпе молящихся в несколько тысяч человек…»
        Обрадованный епископ Феофан приказал звонить во все колокола и крестным ходом, со всей монашеской братией, отправился к месту обретения иконы. Одновременно он отправил на извозчике иеромонаха Гермогена за Московские ворота, привезти иконописца Григория Адриановича Шуклина, недавно писавшего копию чудотворной иконы без ризы, чтобы он показал, какая из двух найденных икон чудотворная и какая – список. Епископ Феофан икону без ризы никогда не видел, а потому и не мог сам определить.
         
        Шуклин сразу же узнал в одной из двух найденных икон чудотворную по ее древности и по рубцу, оставшемуся на ней после рассечения татарином в 1385 году. На чудотворную икону была немедленно надета запасная, довольно простая, серебряная, голубой эмалью покрытая риза, которая находится на ней и по сей день. После этого начались непрерывные молебны при огромном стечении народа.
        Весь день 3 мая во всех курских церквах звонили колокола, как на Пасху. Люди встречались и обнимались, не зная, как выразить свою радость. У всех было пасхальное настроение. Чудотворная икона пробыла в безвестном отсутствии около трех недель.
        Вскоре после взятия Курска, по приказанию генерала Кутепова, было начато официальное расследование большевистских зверств и злодеяний. Прежде всего подвергли осмотру бывшее здание дворянского собрания, где помещалась ЧК. И в чекистской помойке были найдены два чехла, расшитые золотом, – те самые, которые были на чудотворной иконе и ее списке в день похищения. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лук.8:17). Так открылось, что иконы были похищены чекистами.

        Последние дни пребывания Святого образа в начале 20-х годов в России

        После чудесного обретения Чудотворной иконы несколько дней перед ней совершались непрерывные моления.
        Но торжество добровольцев было непродолжительным. Уже в середине октября командир 1-го Армейского корпуса генерал А.П. Кутепов дал понять епископу Феофану, управлявшему Курской епархией, что Курск может быть временно оставлен добровольцами и предложил ему выехать на юг, обещав предоставить перевозочные средства для него и желающего духовенства.

        Епископ Феофан собрал духовенство и разрешил желающим воспользоваться предложением генерала, тем более, что последний уверял, что Курск будет оставлен только на короткое время. Тогда епископ Феофан с наместником монастыря, архимандритом Иеронимом (впоследствии архиеп. Детройтским), и с пожелавшим духовенством отправились поездом в Белгород, а Курскую чудотворную икону было благословлено с иноками Знаменского монастыря и Коренной Пустыни отвезти в город Обоянь, в 60-ти верстах на юг от Курска, куда икону давно приглашали. В случае же приближения фронта к Обояни поручено было отбыть с иконой в Белгород.
        В уездном городе Обоянь нашли приют в местном мужском монастыре. Это было в ночь на воскресенье. На другой день отслужили литургию и молебен перед иконой. В тот же день отправились дальше, чтобы не попасть в руки красных. Все эти дни бушевала страшная метель, и идти было очень тяжело. На санях сидел только держащий икону, все остальные должны были идти пешком. После трехдневного чрезвычайно тяжелого пути, иноки с Чудотворной иконой добрались до Белгорода и поставили ее, по благословению епископа Феофана, в мужском монастыре, где почивали мощи Святителя Иоасафа.
        Там икона пробыла около двух недель, все время посещая дома белгородцев, как бы прощаясь с родным курским краем. 18 ноября, в отдельном вагоне, икона покинула курские пределы и отбыла в Таганрог, куда и прибыла 20 ноября, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

        Три недели пробыла икона в Таганроге, имея пребывание на Афонском подворье и почти ежедневно посещая дома усердствующих.
        Дальнейшие кратковременные этапы: Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. Монахам с иконой часто приходилось голодать и холодать. Наконец, 1 марта 1920 года, на пароходе «Святой Николай», Курская чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России и из Новороссийска через Константинополь прибыла с Салоники.
        2 апреля икона прибыла в древнюю столицу Сербии, город Ниш, где ее с великим торжеством встретил Нишский сербский епископ Досифей, со всем своим духовенством и множеством народа. Епископ Досифей был великим другом русского народа и оставался таковым до самой кончины.

        По усердной просьбе генерала Врангеля, удерживавшего после Новороссийской эвакуации с горстью воинов-патриотов последний свободный клочок русской земли – Крым, – Курская чудотворная икона из Сербии отбыла туда для ободрения воинов. Прибыла она в Крым на пароходе «Святой Георгий» 14 сентября 1920 года, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
        Крым в то время уже агонизировал, и черная туча большевизма окончательно заволокла русскую землю. Вместе с остатками армии и со всеми желающими покинуть Крым и уйти от большевиков на чужбину, 29 октября 1920 года, на дредноуте «Генерал Алексеев», почти ровно через год после отбытия из Курска, чудотворная икона снова покинула русскую землю, теперь уже надолго.

         Четверть века пребывания в Югославии

        После возвращения из Крыма в Югославию Курская чудотворная икона еще некоторое время пробыла в Земуне, а потом была перевезена в сербский монастырь Язак на Фрушской горе, где сербскими церковными властями было предоставлено помещение для жительства хранителю иконы, епископу Феофану. Остальные иноки, сопровождавшие икону, были распределены по разным сербским приходам. Сербская Церковь тогда очень нуждалась в приходских священниках, так как несколько сотен из них погибли во время 1-й мировой войны.
        Чудотворная икона «Знамение» пребывала на всех заседаниях 1 Зарубежного собора с участием клира и мирян в Сремских Карловцах в 1921 году, а равно и на всех архиерейских соборах в том же городе, которые проходили под ее святым осенением.
        В 1924 в Белграде была заложена, а в 1925 году построена русская Троицкая церковь. В ней по разрешению Архиерейского Синода и с согласия епископа Феофана и была помещена Курская чудотворная икона для постоянного пребывания. Из Белграда она неоднократно отбывала для посещения многих мест, где находились рассеянные по всей Европе русские люди.

        Присутствовала Курская чудотворная икона и на Втором Всезарубежном Соборе с участием клира и мирян в тех же Сремских Карловцах в августе 1938 года. Собор этот был самым крупным событием в истории Зарубежной Церкви. В нем принимали участие 13 архиереев во главе с Митрополитом Анастасием, 26 представителей духовенства и 58 представителей от мирян. Делегаты съехались со всего Зарубежья, в частности с Дальнего Востока, из Северной и Южной Америки и со всей Европы.
        В 1939 и 1940 годах состоялись торжественные крестные ходы с Чудотворной иконой из Белграда в сербский монастырь в Хопове.
Во время второй мировой войны Божья Матерь через Свою Чудотворную икону явила много дивных знамений и чудес, чему имеется множество свидетелей.

        Белград пережил сильные бомбардировки. Целые кварталы были разрушены. Множество людей погибло под развалинами. И вот было замечено, что не только все три русских храма в Белграде, но и те дома, куда была приглашаема для молебнов святая икона, от бомб не пострадали или пострадали незначительно.
        В одном свидетельском показании указывается, что вся их улица была целиком разрушена и уцелели только те два дома, в которых побывала икона. Другой свидетель повествует, что буквально у самого их дома, где недавно побывала икона, упали три огромных бомбы и… ни одна не взорвалась. Тогда русские люди, а за ними часто и сербы, начали усердно приглашать в свои дома Чудотворную икону, носимую нашими священниками безстрашно даже во время бомбардировок, и чудеса продолжали изливаться непрерывным потоком на страждущих белградцев.

        В русской Троицкой церкви, где имела постоянное пребывание Чудотворная икона, ежедневно совершались богослужения, на которых очень часто присутствовал митрополит Анастасий, по праздникам всегда сам участвуя в богослужении.   
        Неоднократно во время богослужений совершались налеты, но богослужение шло своим чередом, и только очень немногие богомольцы покидали храм, ища спасения в бомбоубежище. Митрополит никогда не оставлял храма в это время. И не были постыжены верующие русские люди в своем уповании на Владычицу мира. Она сохраняла их жизни и их жилища, яко Мати Всеблагая.

         В Западной Европе вместе с русскими изгнанниками

        Советские войска заняли Прибалтику, Польшу, Румынию и Болгарию. Советская армия вошла в Югославию. Митрополит Анастасий, как глава Русской Зарубежной Церкви, не мог и не желал попасть в плен к безбожникам и со множеством преданной ему паствы отбыл в Германию. С Синодом отбыла и его охранительница – Курская чудотворная икона Божьей Матери. Она покинула Белград 8 сентября 1944 года, пробыв в Югославии без малого четверть века.
        Первым этапом в ее шествии на Запад был город Вена. Там она пробыла вместе с Синодом несколько месяцев. Вена в это время очень часто подвергалась воздушным бомбардировкам. И вот, милостью Царицы Небесной, и в этом неправославном городе начали твориться те же чудеса, что и в Белграде: те квартиры, куда приглашали икону, и те люди, которые ее приглашали, оставались целыми и невредимыми, хотя подчас находились в центре бомбардировок.

        Вот как описывают очевидцы Божественную литургию под градом бомб:
        «…К началу литургии, которую служил митрополит Анастасий, церковь наполнилась молящимися. Был пасмурный день. Шел снег. Несмотря на утро, было серо, как в сумерки. Но на душе у нас было легко и радостно: с нами Чудотворная икона, с нами наш любимый Первосвятитель.
        Глаза молящихся впиваются в потемневший от времени лик Владычицы. У обоих клиросов стоят толпы исповедывающихся. «Белые» беженцы перемешались с пленными русскими, находившимися в Вене. Я думаю, что почти все, пришедшие в этот день в церковь, исповедались и приняли Святые Тайны.
        Я была безконечно счастлива моей встрече со ставшей мне родной Курской чудотворной иконой и с владыкой митрополитом и считала это добрым знамением. Молящиеся тихо перешептывались, выражая надежду, что в такой вьюжный день бомбардировки не будет. Увы, внезапно завыли сирены, и вскоре началась страшная бомбардировка.

        Далекий гул взрывов (бомбили Флорисдорф, рабочую часть миллионного города) не прерывал литургии. Спокойно подавали возгласы первосвятитель и священники. Торжественно пел хор. Даже самые пугливые и слабые духом не покидали церковь. С нами был Бог. Глаза всех с упованием взирали на икону и на кроткий лик владыки.
        Разрывы бомб приближались. Сотрясалась церковь, дребезжали стекла. У всех молящихся были торжественно спокойные лица. Люди принимали святое причастие, подходили приложиться к Чудотворной иконе и под благословение кроткого старца-владыки митрополита.
        Служба окончилась, и одновременно был дан отбой. В руках выходящих были иконки Чудотворной нашей Заступницы и просфоры. Хлопьями падал снег. По небу расползалось зловещее черное облако дыма. Рядом пылали дома. Картина была ужасная. Все кругом горело, ибо были брошены зажигательные бомбы. Улицы были буквально завалены битым стеклом. Прямо перед собором, а также наискосок от него горели дома. За собором и рядом с ним упали несколько бомб, в соборе же ни выпало ни единого стеклышка…»

        Через некоторое время Синод и митрополит Анастасий переехали в город Мюнхен. Произведя некоторую реорганизацию Синода и наладив его работу, митрополит Анастасий немедленно по получении швейцарской визы, вместе с Чудотворной иконой, отбыл в Женеву, дабы установить связь со всеми частями Русской Зарубежной Церкви, так как из Германии почтовая связь с заграницей еще не существовала. Прибытие митрополита Анастасия в Женеву было исключительно важным событием в жизни Русской Зарубежной Церкви.
        Чудотворная икона, по прибытии в Женеву, была передана митрополитом на временное хранение монашескому братству преподобного Иова Почаевского, которое сняло на окраине Женевы небольшой двухэтажный дом, где устроило домовую церковь и некое подобие монастыря, с ежедневными службами. Братство в это время готовилось к отбытию в США.
        В Европе тогда было очень неспокойно. Многие опасались, что большевики соблазнятся временной беззащитностью Курской Коренной иконы и попытаются ее захватить. Поэтому архимандрит Серафим умолял владыку митрополита отпустить икону с братством в США хотя бы на время, пока в Европе не наступит определенное спокойствие.

        Владыка колебался. С одной стороны, ему было жалко расставаться со святыней, которая около 20-ти лет пребывала в Синоде и являлась как бы символом единства Зарубежной Церкви, с другой стороны, положение в Европе действительно внушало большие опасения, и было вполне естественно отправить на некоторое время в более безопасное место такую великую русскую святыню. В то же время жаль было лишать церковного общения с иконой огромную массу русского верующего народа, находящегося в очень тяжелом положении, особенно в Германии, где начались массовые выдачи русских беженцев большевикам.
        Архимандрит Серафим предложил владыке изготовить точный список с иконы для утешения гонимых православных людей, а сам образ все же увезти в недоступное для большевиков место. Владыка митрополит благословил иконописца начать работу.

        Иконописец братства иеромонах Киприан, ныне архимандрит, подвизающийся в Троицком монастыре в Джорданвилле, с благоговением и усердием взялся за это святое делание. Отслужили молебен Владычице и осторожно сняли ризу с чудотворного образа. Обнаружилась старая, сильно поврежденная червоточинами доска, лицевая сторона которой была почти сплошь черной от вековой копоти, и только едва просвечивали контуры венчиков и одежд Богоматери и Младенца. Ликов Их совершенно не было видно. Сплошной копотью были покрыты и края иконы, на которых должны были находиться изображения пророков.
        Как писать список, когда почти ничего не видно? Доложили митрополиту. Он прибыл в обитель, посмотрел… Отец Киприан, будучи не только опытным иконописцем, но и хорошим реставратором, стал просить благословение осторожно отмыть копоть с иконы.
        Владыка митрополит возразил: – Что вы, что вы! Если в России столько лет никто не решался коснуться иконы, как же мы можем осмелиться такое сделать.
         
        Отец Киприан принялся за работу и изготовил доску точного размера. Надо приступать к писанию иконы. А что писать, когда ничего не видно? Покрыть все черной краской и сделать несколько едва заметных штрихов?
        Опытный иконописец буквально не находил себе места, размышляя над решением поставленной перед ним задачи. И вот, в одно раннее утро, когда братия еще спала, он неожиданно решился, взял теплую воду и осторожно, чистой тряпочкой, попробовал отмыть верхний левый угол иконы. Появилась позолота венчика царя Давида. Это воодушевило отца Киприана, и он, позабыв про все на свете, про запрещение митрополита и возможные последствия, лихорадочно и вместе с тем осторожно, часть за частью, начал отмывать икону. Постепенно показались все пророки, чудной работы искусных изографов царя Феодора Иоанновича. У большинства сохранились лики, одежды и даже надписи на свитках.
       
        Наконец, самое страшное и ответственное – лики Царицы Небесной и Богомладенца. Видно, было на то соизволение Пречистой Девы: легко открылся Ее чудный лик, вместе с ликом Ее Божественного Сына, а равно и золото Их одежд. Работа была окончена, и обновленный образ засиял дивным светом мягких древних красок. Строг лик Богоматери. Неземная мудрость запечатлена на высоком челе Богомладенца.
        Отец Киприан разбудил архимандрита Серафима и позвал к себе в иконописную, сославшись на очень важное дело. Когда архимандрит увидел икону, то не поверил своим глазам. То, что вчера было черной старой доской, теперь горит, сияет и светится, ласкает, умиляет и проникает в сердце солнцесиянным, горнонебесным, благодатным светом.
        Оба воздали благодарение Царице Небесной. Но как доложить владыке митрополиту? Ведь было совершено явное непослушание. Едва дождавшись времени, когда можно было ехать к владыке с докладом, отец Серафим ради такого случая нанял такси и поехал умолять владыку приехать в монастырь по одному важному, не терпящему отлагательства делу. Не сказал по какому – побоялся.

         Владыка, видя сильно возбужденное состояние отца Серафима, не расспрашивал; молча собрался и поехал. Его привели наверх в мастерскую, где на камине стояла обновленная Чудотворная икона, а при ней старшая монастырская братия, как бы на страже.
        Первосвятитель был поражен случившимся. Долго и молча созерцал он дивный образ. Потом медленно повернулся и едва слышно ласково молвил: «Изредка и непослушание бывает полезно»…
        Отслужили молебен Божией Матери, и отец Киприан с особым рвением принялся за работу над списком. Легко и радостно воспроизвел он точную копию не только лицевой, но и обратной стороны иконы – постаревшее дерево, трещины и червоточины. На лицевую сторону положил он краски с такой же мягкой блеклостью, какая была на самой иконе.

        Когда работа была закончена, то было очень трудно отличить саму икону от ее списка, особенно с некоторого расстояния. Дождавшись приезда митрополита, посещавшего обитель не реже двух раз в неделю, его повели в иконописную и показали две иконы, стоящие рядом. Отец Серафим в шутку предложил владыке выбирать любую из них.
        Владыка Митрополит подошел к иконам, внимательно на них посмотрел, взял в руки сначала одну, потом другую, взглянул на их обратные стороны, надеясь по ним узнать, какая же подлинная. И спереди, и сзади обе иконы выглядели совершенно одинаково. Тогда первосвятитель поставил обе иконы на место и несколько встревожено попросил отдать ему настоящую.
        Конечно, владыку немедленно успокоили и указали ему признаки, по которым можно различить иконы. Чтобы положить преграду возможным дальнейшим недоразумениям, владыка митрополит благословил отщепить от Чудотворной иконы с обратной стороны небольшой кусочек и вделать его в серебряной оправе в список.

        Подлинник, с которого удалось сделать фотографию, немедленно был облечен в свою ризу, а для списка, трудами иноков Пимена и Алипия, была сооружена еще одна серебряная риза, похожая на настоящую, но не такая массивная.
        Владыка Митрополит начал готовиться к возвращению в Германию, где положение несколько стабилизировалось и где находился Синод, а братство должно было выехать в США. Монахи пытались было снова упрашивать владыку отпустить с ними икону, однако владыка решительно отклонил все моления, указав, что икона в Германии нужнее, дабы духовно подбодрять и утешать десятки тысяч наших несчастных соотечественников, за которыми, как за зверями, охотятся чекисты из репатриационных комиссий. Первосвятитель прозорливо заметил, что настанет время, когда Чудотворная икона посетит Америку, а пока пусть предтечей ее отбудет туда этот ее точный список.

        Между тем сама Чудотворная икона, водворившись в Мюнхене во Владимировской домовой синодальной церкви, стала истинным «приятелищем сирых, странников предстательницей, благой утешительницей всех, прибегающих к ней с усердием и верою». Много чудес свершилось в это время от Чудотворного образа Божией Матери.
        Начался массовый отъезд за океан, и перед Чудотворной иконой ежедневно служились напутственные молебны. С чувством разлуки с самым дорогим и светлым, прощались люди с любимой иконой, увозя с собой, как ее благословение, ее маленькие, освященные на ней, копии.

        Прибытие иконы Божьей Матери Курской «Знамение» в Америку

        Переселение за океан значительного количества русских, оказавшихся после 2-ой мировой войны в пределах Германии и Австрии, вынуждало думать о перенесении русского зарубежного центра в Северную Америку, куда отбыла главная масса русских изгнанников.
        Известные благотворители, князь и княгиня Белосельские-Белозерские, узнав о предполагаемом переселении Синода и Курской чудотворной иконы в США, любезно согласились предоставить в распоряжение Синода свое загородное имение около г. Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка. В этом имении, с благословения митрополита Анастасия, решено было устроить ставропигиальное синодальное иноческое подворье, которое, по прибытии Синода в США, могло бы стать временной резиденцией Синода.

        Строителем и настоятелем этого подворья был назначен архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим, родом из Курска, автор книги о Курской иконе «Знамение» – «Одигитрия Русского Зарубежья». По его предложению новому подворью присвоено было наименование «Новая Коренная Пустынь», в память о разрушенной большевиками старой Коренной Пустыни, где была обретена Чудотворная икона.
        23 января 1951 года, около 3-х часов пополудни, в аэропорту Айдлуайлд, вблизи Нью-Йорка, совершил посадку самолет «Летающий тигр», как бы с неба принесший благословение Божие – Одигитрию Русского Зарубежья, Курскую чудотворную икону «Знамение» Божией Матери. Святую икону сопровождал архимандрит Аверкий, впоследствии архиепископ Сиракузско-Троицкий, более десяти лет подвизавшийся при Чудотворной иконе.

        Митрополит Анастасий с особой торжественностью отслужил первый молебен перед Курской чудотворной иконой. Ему сослужили епископы Серафим и Евлогий со священнослужителями Новой Коренной Пустыни. 8 февраля, к 7-ми часам вечера, икона была доставлена самим первосвятителем в Вознесенский кафедральный собор в Нью-Йорке, где ей была уготована торжественная встреча множеством народа во главе с епископом Никоном. Молебен с акафистом совершал митрополит Анастасий с епископами Никоном и Серафимом, в сослужении 12-ти священнослужителей, при трех диаконах.
        Около часа, по окончании молебна, совершалось прикладывание народа к иконе. Большинство молящихся принадлежало к новой эмиграции, а потому с особенной радостью встречало дорогую для них святыню, утешавшую их скорби в Европе. Несколько дней оставалась икона в Нью-Йорке, а потом возвратилась в Новую Коренную Пустынь. В следующее воскресенье Чудотворная икона посетила женский монастырь «Новое Дивеево» и побывала на Толстовской ферме. Дальнейшими этапами ее шествия были: Вашингтон, Лейквуд, Отеческая церковь в Нью-Йорке, Вайнланд и многие другие места.

        Чтобы облегчить пастве постоянное общение с первоиерархом, необходимо было перенести резиденцию Синода в Нью-Йорк, и в первый день Великого поста 1952 года Архиерейский Синод вместе с Чудотворным образом Божией Матери переселился в этот город.
        В 1959 году, по милости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы, Архиерейский Синод благоустроился на 93-й улице, в одном из лучших районов города Нью-Йорка.
        На заседании Синода было постановлено городскую церковь, как это было в Курске, наименовать Знаменской, в честь Чудотворной иконы, а Новую Коренную Пустынь считать летней резиденцией митрополита и летним местопребыванием иконы.

        Чудотворная икона Божией Матери Курская «Знамение» – символ единства Русской Зарубежной Церкви

        На 4-й месяц пребывания Чудотворной иконы в Америке начались ее путешествия по приходам Русской Зарубежной Церкви. По вере православных жителей Сан-Франциско здесь совершилось несколько чудес, как, например, исцеление умирающей от рака мисс Е. Кловер сразу после молебна перед иконой. Летние путешествия на Западе с иконой сделались традицией.
        В октябре-ноябре 1967 года архиепископ Никон, Заместитель Председателя Архиерейского Синода – новоизбранного митрополита Филарета – с Чудотворной иконой Курской Коренной «Знамение» посетил Бразилию и Аргентину. Это было первое посещение иконой епархий в Южной Америке.
       
        Архиепископ Сан-Паульский и Бразильский Феодосий был в это время тяжело болен, при смерти, находился в полубессознательном состоянии. Он с нетерпением ожидал прибытия Чудотворной иконы. Владыка Никон попросил предупредить владыку Феодосия, что они со святой иконой войдут в собор, пропоют тропарь и сразу же крестным ходом пройдут к владыке архиепископу, а затем, возвратившись в собор, совершат молебен перед Чудотворной иконой.
        Когда из собора с пением тропаря Божией Матери с Чудотворной иконой пришли в помещение под собором, где находилась резиденция владыки Феодосия, то, ко всеобщему удивлению, владыка Феодосий стоял в подряснике при входе в свою келью. Легко совершив земной поклон, он со слезами на глазах приложился к ней. Это послужило как бы искрой, создавшей благодатное настроение у людей, которое уже не покидало их во все время нахождения здесь святой иконы во всех последующих богослужениях, совершавшихся в разных храмах.

        В субботу 25-го ноября Чудотворная икона прибыла в Аргентину.
Икона посетила русскую гимназию в Буэнос-Айресе. Это произвело сильное и благодатное впечатление как на учащихся, так и на преподавателей и руководителей, принесло одной из учительниц исцеление от болезни и вдохновила школу на дальнейшие труды.
        И везде, куда бы ни прибывала икона Царицы Небесной – в Англию, Бельгию, Германию, Швейцарию, Францию, Испанию; в величественные храмы или маленькие домовые церкви, в монастыри и скиты, в старческие дома и детские приюты и лагеря – везде с восторгом, с благоговейным преклонением, с горячими слезами, с молитвами и любовью принимали русские люди свою Небесную Покровительницу.

         4-17 июля, в день убиения царской семьи, в 8 часов вечера, в величественном, первом в мире храме-памятнике убиенному царю-мученику Николаю II и царской семье в Брюсселе, по распоряжению Архиерейского Синода, в присутствии Чудотворной Курской иконы «Знамение» было совершено отпевание убиенных царя-мученика Николая II и царской семьи и всех убиенных и замученных безбожной властью
        Служили 4 архиерея с сонмом духовенства. Со времени основания храма еще ни разу не было здесь такого большого стечения людей; толпа заполнила всю церковную площадь, где были установлены громкоговорители для передачи богослужения. И в этот великий момент с молящимися пребывала наша святыня – Чудотворная икона Божией Матери. А впоследствии, 19 октября – 1 ноября 1981 года в Знаменском Синодальном храме в Нью-Йорке, в присутствии Чудотворной иконы «Знамение», было совершено прославление новомучеников и исповедников Церкви Российской.
        Посетила Курская Коренная икона «Знамение» и далекую Австралию; в первый раз с первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Филаретом, и, спустя годы, – с архиепископом Никоном.

         Жизнь чудотворного образа в новом времени

        Святая икона Божьей Матери Курская Коренная «Знамение» почти ежегодно посещает все приходы Северо-Американской и Канадской епархий. В юбилейный год тысячелетия Крещения Руси святыня посетила нашу паству в Австралии, а также приходы в Чили, Аргентине и Бразилии. Далее, в 1993 году, икона была во Франции, в Лесне, где происходил Архиерейский Собор, по окончании которого икона посетила Германскую епархию. В ноябре 1993 года митрополит Виталий с Чудотворным образом посетил Австралийскую епархию. Икона посетила почти все приходы этой епархии.
        Много было вознесено молитв и пролито слез перед Чудотворной иконой Божьей Матери; безмерны радость, утешение и чудесная помощь от Царицы Небесной, изливающиеся через Ее чудотворный образ.

        Русские люди за рубежом оказались рассеяны по всем странам мира, и чтобы сохранить Зарубежную Церковь, необходимо было сохранить между собой духовное и общественное единство. Душою и символом этого единства стала наша общезарубежная святыня, Одигитрия русского рассеяния – Курская икона Божьей Матери «Знамение».
        И в наше смутное время будем молить Пресвятую Богородицу – да сохранит Она дом Свой от врагов видимых и невидимых; да будет непреложно Знамение обетований Божиих, и да восстанет святая Русь во всем ее духовном величии. От этого зависит судьба не только России, но и всего мира.
        «Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая».

        Тропарь, глас 4
        Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

        Кондак, глас 4
Честнаго образа Твоего знамение празднующе, людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

        Величание
        Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой честный, имже показала еси преславное знамение.

                Молитва ко Пресвятой Богородице
                пред Ее иконою «Знамение» Курская-Коренная

        О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею.
        Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси.
        Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное.
        Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия.
        Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел.
        Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.

                ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru