О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





1502.jpg

        Святые воины преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя (Радонежские)- покровители русского воинства.

        О благословенная земля Русская! Более же всего величается Отечество наше за великий сонм людей Божиих, соработавших Христу на ниве богоугодной жизни, сынов света духовного. И сегодня Церковь поминает  монахов-воинов, соединившие в своем житии последние два подвига воедино, став преподобномучениками - это Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя). На Поле Куликовом свершился их последний подвиг, к которому они шли всю свою жизнь.
          
        С детских лет, трудясь и молясь, они проходили суровую школу мужества. Будущие избранники воспитывались в благочестии как воины Царя Небесного и воины царя земного, призванные защищать Родину и Веру отеческую.
        В давние времена люди жили гораздо проще и чище и не думали, как сделать себе имя, оставив подробности своей жизни. Пройдя положенное житейское поприще, обремененное ранами душевными и телесными, два брата решили спасать свои души, избрав путь иноческий.
 
        Мужество Александра Пересвета и Андрея Ослебяту, их мудрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле.
        Существует предание, согласно которому Александр (Пересвет) принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на реке Устье среди величавой красоты сосновых боров. Обитель была основана по благословению Сергия Радонежского в 1363 году.
        Впоследствии эти два воина оказались во обители Живоначальной Троицы. Стоит только догадываться, как Пересвет и Ослябя перешли в Троице-Сергиев монастырь. И самое главное: это все было промыслительно и неслучайно.

        Великое испытание выпало на долю русского народа в XIII-XIV веках. Грозной тучей надвинулись полки ордынские. Было же татей и разбойников несметное количество. Множайшие и страшнейшие потери понесла земля родная под ярмом иноплеменным, ”языком незнаемым”. На Руси же тогда царствовала междоусобица...
        ”Попущением Божиим за грехи наши и по наваждению диавольскому” поднялся с восточной стороны богомерзкий Мамай со своими клевретами, нечестивец и иконоборец, злой христианский укоритель. Устроил он соглашение с Литвою и прочими душегубцами; собрал не одну, а целых 9 орд да три царства, а князей с ним 73... да прибыли 2 алпаута (алпаут — вельможа, феодал) великих с двумя своими отрядами. Были с ним крамольники черкасы, ясы, буртасы... и даже ”братья” по вере католики-фряги.
    
        В те времена витал в воздухе миф о непобедимости ордынских воинов. Ходили слухи о том, что одолеть их в честном бою было невозможно, ибо будто бы они владели некоей мистической силою. И чтобы превозмочь их коварство, одних физических данных было недостаточно. Нужна была великая сила духа, нужна была помощь Свыше.      
        Был у прегордого Мамая любимый батыр по имени Челубей, родом печенег. Сила его была подобна силе древнего гиганта-филистимлянина Голиафа; ”пять сажен высота его, а трех сажен ширина его”. Был Челубей не простым воином. Существовала секта воинов; исповеданием ее являлось одно из древнейших буддийских верований, именуемое ”бон(г)-по”. Это верование — древнее поклонение космосу, и не просто планетам, стихиям и эфиру, но духам-богам, обитающим в них; согласно же Божественного Откровения “вси бози язык бесове” (псалом 95) . Челубей был самой высокой степени посвящения в бон. По сказанию, он был непобедим: 300 боев, и во всех “враг” был повержен! Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воин Христов, облеченный духовною, Божией силою. В этом состоит сакральный мотив посыла именно монахов-воинов.
      
        Князь великий Димитрий очень опечалился и вместе с братом своим Володимиром Андреевичем и князьями русскими направил стопы свои к Живоначальной Троице за благословением великого Сергия на правое дело.
        Помолившись за Божественной Литургиею, преподобный старец окропил священною водою его со всем христианским воинством, благословил великого князя крестом святым и сказал ему:
        - Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником.
        А тайно предсказал ему:
        - Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству… Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь.

        Князь великий просил у Преподобного, как бы в залог обещанной ему милости Божией, отпустить с ним  двух бояр-иноков:
        - Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебя, и ты с нами вместе поборешься.
        Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском искусстве. Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена, в миру были известными витязями в сражениях.
        Вот этих-то иноков богатырей и просил в свои полки Великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства, и тем самым сослужат ему великую службу.
         
        И Преподобный не задумался исполнить просьбу Великаго Князя на вере основанную: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изотовляться на дело ратное. С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца игумена, а он приказал им, в замену лат и шлемов, возложить на себя схимы, украшенные изображением креста Христова:
        - Вот вам, дети мои, оружие нетленное, - говорил он им, -  да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных.
         Поручая их Великому Князю, святой старец сказал ему:
        - Вот тебе, возлюбленный Княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!
        А им еще сказал: 
        - Мир вам, возлюбленные о Xристе братия! Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашея купли.

        Началось легендарное событие, на Поле Куликовом между речками Непрядвою и Доном. Отливали начищенные кольчуги. Окрест доносился храп и ржание понукаемых животных, слышались клики всадников, рвущихся в бой...
        Вот уже первые полки идут. Передовой светлый полк ведут князья Смоленские Димитрий Всеволодович да брат его Владимир Всеволодович, у которого в строю и был Пересвет. Справа ведет полк Микула Васильевич с коломенцами, а слева ведет полк Тимофей Волуевич с костромичами…... Темные полчища врага ползут как тень с обеих сторон; от множества войска нет им места, где расступится. Нашей рати гораздо меньше.
        Уже близко сходятся сильные полки... Выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая свое мужество на виду у всех.

        Наступил грозный час битвы, имевшей решить участь тогдашней России.   
        В самый полдень 8 сентября 1380 года, оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы...
        Вдруг, с татарской стороны выехал вперед богатырь Челибей огромнаго роста, крепкаго сложения, страшной наружности.. Тщеславный своею силою, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и вызывал на единоборство кого-либо из Русских витязей... Страшно было смотреть на этого великана и Русские думали про себя: «Ах, если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!» И хотя было много среди их витязей, но никто не решался сам вызваться добровольно на такой подвиг...

        Прошло несколько минут томительнаго ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков, его усердный послушник, схимонах Александр Пересвет... Пламенея ревностно по вере Христовой, и любовно к дорогой родине, он не стерпел поношения от дерзкаго татарина всему воинству православному, выехал вперед и, обратившись к Великому Князю Димитрию Иоанновичу и к другим князьям, сказал:
        - Не смущайтесь этим нисколько: Велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равнаго себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу противу него во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небеснаго! Лучше нам убитыми быть, чем полоненными быть погаными. Смерть или свободная от богоборческой клики Родина! Лучше умереть во имя вечной жизни, чем влачить жалкое существование под непосильным бременем целому православному народу.

        Доблестный инок—воин, выходя на единоборство, окропил себя святой водою, простился с своим собратом Андреем Ослябою, с Великим Князем, со всеми вождями и воинством православным, и громко воскликнул:
        - Отцы и 6pатиe! простите меня грешнаго!
        -  Бог тебя простит, благословит, и молитвами святого отца Сергия да поможет тебе, — было ему всеобщим ответом.
        Все были тронуты до слез самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду на Голиафа. А он в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии, устремился на своем быстром коне против татарина.
        Раздались громкие восклицания с той и другой стороны; оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжелыми копьями столь крепко, столь громко и сильно, что—казалось—потряслось самое место их битвы, и — оба богатыря пали мертвыми на землю!..

        После битвы Димитрий, прозванный Донским, стал обходить Великое Поле, засеянное телесами его дорогих соратников и политое русскою кровию, на котором взошла Первая Великая Слава Руси. Даже деревья от великия печали преклонилися. Увидев Пересвета монаха и тут же поблизости лежащего знаменитого богатыря Григория Капустина, великий князь обратился к ним и промолвил: “Видите, братья, своего зачинателя, ибо этот Александр Пересвет, пособник наш, благословлен был игуменом Сергием и победил великого, сильного, злого татарина, от которого многие люди испили бы смертную чашу”.
      
        Восемь дней “стояли на костях”; хоронили героев за Веру и Отечество живот (жизнь) свой положивших. Срубили церковку Рождества Богородицы над братской могилой у р. Непрядвы. Тут же, по преданию, упокоились до светлого Второго славного Пришествия Христова и 40 ближайших бояр князя Димитрия...
        Ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы..., а вернулись единым русским народом!
        Великий Князь Димитрий Донской пробыл в Москве четыре дня и затем направил стопы свои к Живоначальной Троице, к отцу Сергию. Преподобный встретил его со крестами близ монастыря и изрек: “Радуйся, господин князь великий, и веселись твое христолюбивое войско!” И вопросил его о своих любимцах. Великий же князь отвечал ему: “Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!”
        Отслужили поминальную Великую ПАНИХИДУ о всех убиенных, и с тех пор названная Димитриевскою родительская суббота стала служиться в Церкви из года в год “покуда стоит Россия”.      

        При захоронении воинов Великий князь со всем воинством громким голосом провозгласили “им вечную память с плачем и со слезами многими”. Склонив голову перед свежими могилами лучших сынов Отечества, Димитрий Иванович сказал вещие слова:
        “Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за все христианство между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога”.
        Летописец восклицает: “Возвысил БОГ род христианский, а поганых уничижил и посрамил их суровство”. Имена красных воинов земли Русския Небесный Воеводо в лепоту облекл еси; имена двух из них — Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) с того времени прославляются как имена местночтимых святыхъ Радонежскихъ.
        Русь одолела могущественных варваров и поверила безповоротно в свои силы. Пусть знают и окончательно запомнят все интервенты-агрессоры: “Кто поднимет меч, тот мечем и падет” безславно.

        По слову клирика ставропигиального Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрита Александра (Глоба) «Пересвет и Ослябя - это древние монахи-воины, которые положили свои жизни на Куликовском поле. Куликовская битва, как известно, состоялась 20 сентября по новому стилю  1380 года. Это была кульминационная битва, которая была направлена на то, чтобы русские земли освободились от татаро-монгольского нашествия. Эти воины сыграли в этой битве ключевую роль.
        Пересвет была кличка, а в древности по кличкам часто давались фамилии и имена. Пересвет в своем корне имеет "переял свет", то есть осилил свет. Ослябя, скорее всего, кличка, которая может характеризовать действие человека - тот, кто ослаблял вражеское войско.
        Если смотреть в современной системе воинских координат, то Александр Пересвет занимал довольно высокое воинское положение: он был боярином, служил у князя Дмитрия Ольгердовича Трубчевского. Фамилия Трубецкие берет начало именно от него. Трубчевск - это область в нынешней Брянской области. Пересвет, будучи в современном понимании полковником, вместе с братом Ослябей служил в войске этого князя.

        Когда мы знакомимся с летописями, читаем, что Пересвет "гнал тысячи", а Ослябя сотни, то есть это говорит о том, какой силой обладал Пересвет. Конечно, гнал врага он не один, а со сформированными воинскими отрядами, противостоял вражеским силам и успешно отбивал их. Ни одна летопись не повествует ни об одной проигранной ими битвами.
        Ослябя в современном понимании был, скорее всего, майором. Также обладал довольно успешным воинским потенциалом: хорошо знал выучку воинской службы и очень хорошо защищал русскую землю.
        То время, как мы знаем, период почти раздробленных русских земель, каждый округ имел своего князя или князька, собственное войско, и войны между удельными князьями происходили повсеместно.
        Период Сергия Радонежского характеризуется тем, что Сергий, как духовный отец, духовный лидер русской нации, старался примирить этих людей, чтобы русская земля была сплоченной и сильной. Чтобы русская земля стала благословенной: все ереси и расколы, которые укреплялись в уделах русской земли, исчезли. Часто преподобный Сергий пешком добирался до разных уделов русских князей, часто отчитывал, научал, запрещал или разрешал, благословлял.

        Авторитет Сергия был настолько силен, что мог прийти в иную епархию, при том, что игумен должен подчиняться епископу этой епархии, заколотить двери храма и запретить богослужения. Что, в частности, происходило в Рязанской земле, когда было запрещено служить в ее храмах, поскольку Рязанская земля всячески противопоставляла себя московской власти. Московским князем был в то время Димитрий Донской.
        Димитрий Донской получил звание свое по реке Дон, вблизи которой состоялась Куликовская битва. Дон - означает "глубокая река", все глубокие реки назывались "доньями".
        Рязанское княжество всячески противилось воссоединению, пыталось различными путями договориться с нарушителями русских границ, будь то Литва, татаро-монгольское начальство, но главное, чтобы не русское.
 
        Сейчас мы видим подобную ситуацию в соседнем государстве, когда все хорошие, кроме своих. Этот дух противостояния был настолько поднят среди аристократического рязанского сословия, что Сергию Радонежскому пришлось укротить их нрав. Не совершать службу, по древним обычаям, было очень большим преступлением. Когда двери храма были заколочены, люди сразу стали обращаться к своему политическому руководству, надавливая на него, чтобы оно нашло в себе силы, умение, политическую волю, чтобы соединиться с древней московской землей. Не подчиниться, но, говоря современным языком, стать ее полноправным партнером, участвовать в защите границ русского государства. Сергий Радонежский играл очень большую роль в формировании как духовной, так и политической составляющей нашей русской земли.

        Почитание Сергия Радонежского и почитание этих святых воинов, которых он отослал на Куликовскую битву, является большим духовным подвигом для каждого человека.
        Пересвет и Ослябя почитаются в Церкви не только потому, что совершили это великий подвиг, но, прежде всего, почитаются как исполнители послушания преподобного Сергия, то есть они не убоялись, знали, что должны будут положить свою жизнь не только за военную идею победы, но и за близких. Вера этих людей была настолько убежденной и живой, что они действительно не боялись смерти.
        Видя такой уровень душевного и духовного развития, нам нужно многому поучиться у них. Поэтому, празднуя преподобного Сергия Радонежского, невозможно обойти молчанием этих святых угодников Божиих, которые также почитаются в сонмах Радонежских, Московских, Брянских, Тульских святых. Потому что в своем багаже духовного служения русской земле они имели эти области: где-то служили, где-то постриглись, где-то исполняли послушания, где-то имели владения, поскольку были боярами, имели собственный хлеб и пропитание.

        Когда Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому с разговором о Куликовской битве, Сергий Радонежский сказал: отплатись и живите дальше. Но Дмитрий Донской ответил, что он уже ездил предлагать дань, и даже большую дань, но Мамай хочет еще больше, он хочет жизней. Когда дело дошло до того, что рука Мамая поднялась даже на православную веру, это стало трагедией русского государства и русского человека. Надо было защищать государственный и религиозный иммунитет, поэтому люди пошли на войну защищать свои границы: как границы духовные, так и границы своего Отечества.
        То есть Сергий благословил Димитрия Донского на битву, только когда узнал, что есть духовная опасность русскому государству.
        Мы же платим налоги, и даже, когда они чрезмерны, терпим и платим. Но если будет агрессия на мою веру, на мою самоидентификацию, то все пойдут на защиту.

        Дело в том, что советское государство, которое взращивало в нас атеизм, многое утаивало, пыталось положить под сукно. Дмитрий Донской пошел на войну потому, что не было законного царя. Один умер, другого не поставили, а Мамай захватил власть, хотя не был родственником Батыя и не мог наследовать власть, и это дало право Димитрию Донскому пойти против незаконного царя.
        Подвиг Пересвета и Осляби заключался в том, что это был воинский подвиг на Куликовом поле и подвиг духовный. У воина был воин, присланный из Тибета, по имени Челубей. Челубей означает убитый в чело. Если смотреть расположение к нему Пересвета и Осляби - это были Давид и Голиаф. Дотянуться до него было невозможно никому.
        В летописях прямо говорится, что когда войска стояли друг против друга, выехал громаднейший богатырь на коне с длиннейшим копьем и, как сокол, побивающий воробьев, побивал воинов. Люди боялись его: он был измазан в черную смолу, был в перьях, как дитя ада. Стрелы его не брали: он был закован в броню, и люди не знали, что можно сделать. Знал Пересвет.

        Пересвет знал, что нужно пожертвовать собой. Пересвет поехал убивать его. Пока Челубей упражнялся в своей гордости, Пересвет взял благословение у Сергия, духовное благословение у всех воинов, брата Осляби, Димитрия Донского, всех военачальников. Поклонился всем, сел на коня, взял копье, взял посох, который ему дал Сергий Радонежский. Этот посох сохранился до наших дней, правда, еще  до революции он был немного урезан. Сейчас он хранится в Рязанском краеведческом музее.
        Пересвет удлинил конструкцию с копьем, разогнался, сшибся и направил эту конструкцию в область лица Челубея, выбрав в закрывавшем его лицо забрале уязвимое место, и убил его. При этом ему самому пришлось насадиться на копье, иначе бы оно сбило его. На Пересвете не было ни лат, ни защитного костюма, только монашеские одежды. Они так сшиблись, что земля дрогнула под ногами, как замечает летопись, и замертво пали оба.
        Ценой своей жизни Пересвет победил супостата и положил начало Куликовскому сражению. Летопись так же ясно описывает, что когда битва заканчивается, Дмитрий Донской идет осматривать воинов на Куликовском поле, видит убитого Пересвета и говорит, что если бы не этот монах, погибло бы очень много воинов.

        Андрей Ослябя участвовал в передовом полку, а передовой полк, как мы знаем, весь полег, потому что сеча была такой, что по крови было по колено. Только при помощи засадного полка битва была выиграна.
        Тела этих иноков были своего рода иконой победы на Куликовом поле. Людям надо было показать, кто эти исторические люди. Кроме того, тела благословил забрать преподобный Сергий Радонежский.
        В Старо-Симоновом монастыре, основанном племянником Сергия, их тела были уложены в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где находятся под спудом по сей день. Они были поставлены в этом месте, как люди, следящие за границами Московского государства.   
        Ранее монастырь находился за границей Москвы. По сей день они являются невидимыми ходатаями за нашу русскую землю и за всех воинов, которые с верой притекают к ним. Очень жалко, что даже в Москве очень мало людей, которые знают об этом. Очень мало военных, которые посещают храм Божий, но не знают, кто такие Пересвет и Ослябя.

        Наша государственная пропаганда говорит обо всем, что угодно: пиве, убийствах, наркотиках, изнасилованиях, но не говорит о нашей вере, о наших подвижниках, и это очень плохо, это является инфицирующим агентом для нашей государственной безопасности и армии. Люди должны знать и должны стремиться поклониться этим святым.

        Сразу после победы на Куликовском поле люди стали почитать их, как людей Божиих, а, следовательно, как святых. Почитание было местное, но давнее. Церковного акта как такового не было, и в синодике Троице-Сергиевой Лавры они почитаются как братия монастыря. Многие цари приезжали поклониться Пересвету и Ослябе, служились молебны, но они были лишь иконой воинской доблести и славы.
        В 1988 году Патриарх Пимен (Извеков) своим патриаршим распоряжением причислил их к лику святых для почитания в Церкви. Тогда была написана первая их икона с Сергием Радонежским, Димитрием Донским.
 
        Сегодня для нас подвиг преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби несет большое духовное значение, поскольку они были мучениками на Куликовском поле. Мученичество, прежде всего, свидетельство о Христе, о Царствии Небесном, о вере православной, о русской идентификации. Пусть ты будешь любой национальности, но русским, православным по самоидентификации.
        Это свидетельство важно в духовном плане для каждого из нас, чтобы мы не были политически ангажированными, знали, что мы лишь пришельцы на этой земле, а для Царства Небесного являемся истинными гражданами. Это событие еще раз подчеркивает, что мы должные получить прописку и гражданство именно в Царстве Небесном".
        «Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии»
 
        Тропарь, глас 1
        Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии. Вы бо змия агарянскаго победисте, но и нас своим заступлением не остависте. Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете. Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.

        Кондак, глас 7
        На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.
    
        Величание
        Ублажаем вас святии  преподобномученицы наши Александре и Андрее и чтим святую память вашу, воинов Христолюбивых наставницы и ангелов собеседницы.
    
       ПРЕПОДОБНИЕ АЛЕСАНДРЕ И АНДРЕЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru