Православный календарь





Основные документы РПЦ

1458.jpg

       Иисус Навин был после Моисея вождем народа еврейского. Один из великих и самых суровых военачальников в истории (1354-1244 гг.до н.э.).
        Он известен тем, что собрал все 12 колен Израиля. Через Иисуса Навина Господь явил великие чудеса. Он со всем народом перешел по суху реку Иордан, подобно тому, как Моисей Чермное море (Нав.3:14-17; Исх.14:1-31). Он видел лицом к лицу воеводу небесных сил Архистратига Михаила (Нав.5:13-16), и звуком труб разрушил стены города Иерихона (Нав.6:1-26). Во время одного сражения с неприятелем он остановил солнце до тех пор, пока совершенно не разбил врагов своих (Нав.10:12-14). Введя народ в землю обетованную, Иисус Навин разделил ее между евреями по жребиям и мирно скончался 110 лет от роду. Его деятельность подробно изложена в «Книге Иисуса Навина».

       Иисус Навин, первоначально носивший имя Осия, сын Нава, происходил из колена Ефремова и был его начальником. Моисеем он был переименован в Иисуса, когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен, в знак того, что он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и введет в Землю Обетованную.
       Колена Израилевы — племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовавшие, согласно Священному Писанию, израильский народ.
       Иисус прозван Навин от имени своего отца, Нав или Нон. К имени Нав добавлен устаревший суффикс -ин что, как и -ов указывает на принадлежность. Навин — притяжательное от имени Нав (Навин или сын Нава).
      
       Иисус Навин был верным учеником и главным помощником Моисея во все годы 40-летнего странствования по пустыне, пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся его власть. Он сопровождал Моисея, когда тот восходил на гору Синай (Исх.24:13;32:17), охранял в отсутствие Моисея скинию (Исх.33:11), а также возглавлял израильтян в сражении с амалекитянами при Рефидим (Исх.17:9–13). Он был в числе 12 шпионов, посланных Моисеем в Ханаан для сбора разведданных и изучения страны (Чис.13:8,16).
       После смерти Моисея Иисус Навин встал во главе своего народа, вместе с которым прошёл все испытания, все лишения пустынной жизни. Он имел непререкаемый авторитет и был признан большинством колен. Иисус Навин в отличии от Моисея не был пророком, однако был религиозным вождем, осознавая, что, стоя во главе Израиля, он выполняет миссию, которую на него возложил Господь.

       Земля, которую обещал Господь народу Израильскому, простирается вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов гор Ливанских на севере до Синайского полуострова на юге. В те времена, когда народ Израиля вступил в Землю Обетованную, она представляла собой как бы искусственный сад, заботливо насажденный среди окружавших страну пустынь. Земля эта отличалась изумительным плодородием: при самой незначительной обработке земли эта местность давала небывалый хлебный урожай. Здесь прекрасно растут пальмы, маслины, лимоны. Земля, в которую вступал Израиль была во всем прекрасна. Смотря на неё, человек видел перст Божий.
       Эта небольшая страна располагалась между двумя древними государствами, Египтом на юге и Месопотамии на севере, двумя величайшими центрами Древнего Востока. Наряду с политической зависимостью от Египта наблюдалась культурное влияние Вавилона.
         
       До вступления Израиля в Палестину страна была населена Хананеями и раздроблена на множество мелких владений или княжеств. Царьки этих княжеств враждовали друг с другом, но все находились в вассальной зависимости от Египетского фараона. С самой глубокой древности она была густо заселена различными племенами, происходившими от Ханаана, сына Хама. Отсюда и сама земля называлась Ханааном. Сами евреи считают, что земля эта изначально была сотворена для них и Хананеям была дана подобно тому, как рабу отдают имущество его господина.
       Плотность населения этой земли была достаточна высока, имелись города и селения, между которыми раскинулись великолепные нивы и пастбища. Города были достаточно хорошо укреплены, строились они на вершинах гор, что их делало еще более неприступными для врагов.
       В основной своей массе потомки Ханаана были погружены в самое темное идолопоклонство. Народы этой страны обожествляли силы природы, которые олицетворялись в божественной чете под именем Ваала и Астарты. Ваал олицетворял солнце, а Астарта – луну. Служение этим богам отличалось крайней степенью разврата. При храмах существовали особые храмовые блудницы, которые в течении целого года предавались распутству как в самих храмах, так и на улицах. Кроме всего перечисленного, было кровосмешение, прелюбодеяние, скотоложство, развратные отношения между полами (гомосексуализм) и все прочее присутствовало в том обществе, куда вторгся Израиль.
       Понятно, что такая религия всю жизнь этих народов делала нечистою и омерзительною, уже навлекавшею на себя страшный гнев Божий – в наказании Содома и Гоморры.
       В то же время ханаанские народы находились уже на довольно высокой степени цивилизации, вели обширную морскую торговлю умели добывать металлы из рудников, ковали золотые и серебряные вещи для украшения, оружие и колесницы для войны, строили храмы и дворцы, умели укреплять стенами города, и знакомы были с счетоводством и письменностью.

       Непосредственно после смерти Моисея к Иисусу явился Бог и велел ему возглавить народ и вместе с ним перейти Иордан — в Обетованную землю. Господь повелевает Иисусу Навину быть при этом мужественным, храбрым и ревностным хранителем Закона Моисеева. Только в этом случае Господь неотступно будет помогать ему, как Он помогал Моисею (Нав.1:2-6).
       После 40-летнего странствия перед народом Израиля простиралась великая земля, обещанная Богом. Впереди их ждали раскошные нивы и пастбища. Но вместе с тем ждали их и укрепленные города, поставленные на высотах гор, делающих их совершенно неприступными для завоевателей. Словом, завоевание земли требовало большого мужества и упования на великую помощь Бога.
       Израиль действительно был готов к тому, чтобы торжественно войти во Святая земли, и всегда смотрел на свои войны, как на священные войны Яхве, которые являлись очистительной бурей, ворвавшейся в тлетворную среду суеверий и извращений. Эти убеждения Израиля, что он ведет священную и справедливую войну, подтверждались особыми победами, которые одерживал Израиль над своими врагами.

       Итак, прежде всего, чтобы получить обещанную Богом землю, народу Израиля нужно было перейти сам Иордан, а затем взять, стоявший в десятке километров от Иордана, город Иерихон, который как бы держал в своих грозных стенах ключи ко всей Земле Обетованной.
       Это был  царский город земли Ханаанской, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною. Археологи говорят, что Иерихон — это древнейший город на Земле. Могучий, здоровый, сильный, с толстенными стенами. Стены у него были такие, что в них люди жили. Столь толстые стены, что внутри этих стен помещались целые квартиры. Там жила Раав-блудница.
       Укрепленный помощью Божией, Иисус Навин приступил к решительным действиям. Он приказал израильтянам стать лагерем у самого берега Иордана, напротив Иерихона. Прежде всего, чтобы получить сведения о силе гарнизона и оборонительных сооружениях, Иисус Навин послал в разведку двух воинов, переодев их в ханаанские одежды.
      
       Придя в город, чтобы не навлечь на себя подозрения, соглядатаи, т.е. лазутчики, остановились ночевать в доме Раав-блудницы. Раав была женщина весьма сообразительная — она сразу распознала чужеземцев и даже догадалась, кто они такие. Но несмотря на это, она оказала им гостеприимство. Раав верила, что Бог израильтян есть Истинный Бог, Который чудесным образом поможет им захватить Иерихон и весь Ханаан, как он помог им выйти из страны рабства. Несмотря на все предосторожности разведчиков, иерихонцы, следившие за всеми подозрительными личностями, узнали о их присутствии и донесли царю.
       Иерихонский царь немедленно послал стражу в дом Раав с приказом задержать лазутчиков из израильского стана. Но Раав, с верою в Бога, укрыла пришедших соглядатаев, а царским слугам сказала, что они вечером ушли от нее (Нав.2:4–5). Тогда слуги погнались за ними по дороге, ведущей из Иерихона к Иордану. Тем временем Раав обещала помочь разведчикам, если они поклянутся, что когда израильтяне захватят город, то сохранят жизнь ей, а также ее отцу, матери, братьям и сестрам.
       Разведчики были искренне благодарны Раав за спасение и посоветовали ей вывесить в окошке ярко-красную веревку: тогда ее дом пощадят во время боя. Когда же наступила ночь, Раав помогла соглядатаям спуститься через окно по веревке с городской стены.

       Три дня спустя разведчики благополучно добрались до своего лагеря и сообщили Иисусу Навину всё, что узнали. Иисус Навин дал распоряжение запастись на три дня продуктами и готовиться к переправе. Он также повелел народу перед тем, как вступить в Обетованную Землю, совершить обряды очищения. И вот, когда прошли три дня очищения, в назначенный час заиграли серебряные трубы — и народ двинулся к Иордану.
       Впереди шли священники с Ковчегом Завета. Как только ноги священников омочились в водах Иордана, Господь на глазах всех израильтян совершил великое чудо, которое напоминало чудо перехода через Красное море. В нескольких милях вверх по реке, возле города Адама, Иордан внезапно остановился, так что воды его стояли высокой стеной. Воды же, находившиеся еще в русле, быстро стекли в Мертвое море, и народ израильский перешел русло реки, не замочив даже ног.
       Итак, после 40 лет скитания по пустыням, примерно в 1212 году до н. э., израильский народ с Божией помощью наконец-то ступил на берег Земли Обетованной. Иисус Навин отобрал 12 мужей, по одному от каждого колена, и велел им на дне Иордана соорудить памятник из 12 камней. Затем он повелел им взять со дна реки еще по одному камню и сделать из них такой же памятник в лагере на первой остановке, в напоминание о чудесном переходе народа через Иордан. Когда переправа закончилась, и священники вынесли Ковчег из реки, Иордан снова вошел в свое русло.
       Первая стоянка была в Галгале. по повелению Божию первое, что делают израильтяне при своем соприкосновении с Землей Обетованной, было строительство жертвенника из 12 камней со дна реки. И здесь Иисус Навин восстанавливает обряд обрезания, ибо родились новые люди, которые не были обрезаны в пустыне. Этот обряд означал возобновление Синайского союза с Богом. После этого события на другой день израильтяне в сороковой раз совершили праздник Пасхи.
      
       Через несколько дней Иисус Навин наконец предпринял осаду Иерихона.
       Перед тем, как начать военные действия, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным мечом. «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» — спросил у него храбрый вождь. «Нет, я вождь воинства Господня», — ответил незнакомец (Нав.5:13–14). И тогда поклонился ему преемник Моисея, на что сказал ему Архистратиг Божий Михаил: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято». Иисус Навин поклонился до земли Архистратигу Силы Господней и в знак уважения к святости места по его повелению снял обувь.
       Тогда Архангел Михаил открыл Иисусу Навину волю Божию, как взять неприступную Иерихонскую крепость. Весь еврейский народ должен шесть дней, по одному разу, обходить Иерихон с Ковчегом Завета, а в седьмой день обойти его семь раз. Затем он по знаку своего вождя должен громко закричать — и в это время с Божией помощью иерихонские стены разрушатся. Иисус Навин так и сделал.
      
       В течение 6 дней подряд израильтяне выходили из лагеря и один раз в день торжественной процессией шествовали вокруг крепостных стен, возглавляемые жрецами, несущими Ковчег Завета. На седьмой день, войско обошло город 7 раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказал всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города упали сами собой. После этого Иисус приказал истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот.
       Была пощажена только блудница Раав и её родня, за то, что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Нав. гл. 6).
       Итак, Иисус Навин совершил вхождение в ту Землю, которую Моисей видал только издалека. Манна перестала падать на другой день, после того, как они стали есть произведения земли. Они стали есть пшеницу земли Палестинской, и манна закончилась. «И не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской».

       Иерихон - один из древнейших непрерывно населённых городов мира, основанный на заре человечества, многократно упоминается в Библии. Библейский Иерихон находится приблизительно в 1,5 км к северо-западу от центра современного Иерихона. По оценкам археологов и историков, город Иерихон существует около 7000 лет и является древнейшим среди открытых до сих пор центров возникновения цивилизации. Есть ли ему подобный? Только Иерусалим, существовавший еще не известно сколько времени до царствования в нем Мелхиседека, священника Бога Всевышнего. Во всяком случае, Иерусалиму гораздо более 4000 лет. Вавилон же существовал 3000 лет. Иерихон несколько раз разрушался и строился вновь.
       В этом городе произошло много библейских событий. Здесь было явление Гедеону Архангела Михаила. Недалеко от этого места произошло чудесное взятие пророка Илии на небо. Здесь же пророк Елисей чудесным образом очистил воду горького источника.
       В Новозаветной истории мы также встречаемся с этим городом. Именно в этом городе умер Ирод Великий, так как во времена римлян он являлся царской резиденцией. Здесь же, у Иерихона, в заиорданской пустыне жил величайший человек из рожденных женами Иоанн Креститель.
Недалеко отсюда, в реке Иордан, крестился Господь наш Иисус Христос и здесь же было великое событие – Богоявление. Здесь же, на горе Сорокодневной, диавол искушал Спасителя мира.
       Закхей был жителем Иерихона, тут его увидел Иисус Христос на смоковнице. Выходя из города Иерихона и следуя в Иерусалим, Господь исцеляет от слепоты Вартимея.
       Христос Спаситель любил эти святые места и часто бывал здесь. Воистину это было избранное, великое, историческое место домостроительства Божия.

       Падение Иерихона вдохновило израильтян к дальнейшим завоеваниям.
Следующей целью был город Гай, близ Вефиля, расположенный в горной местности Ханаана в стратегическом месте – на одной из главных дорог, ведущих из долины реки Иордан в нагорье. Город Гай Иисус захватил только со второго раза. Причиной поражения первой атаки был один израильтянин, который при взятии Иерихона присвоил часть добычи, предназначенной для храма. Только смерть виновного могла избавить израильтян тогда от дальнейших неудач. Город был взят со второго раза. Жители города были уничтожены и поголовно убиты, а сам город превращен в кучу пепла.
       После победы Иисус Навин записал на камне все Моисеевы законы и на горе Гевал прочитал их израильскому народу, требуя, чтобы он сохранил верность Господу и никогда от него не отступал.
      
       Далее, Иисус Навин в целом ряде сражений победил несколько ханаанских  племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями.
       Пять царей — иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражение на его стороне, бросая с неба в войско неприятеля камни (Нав.10:11).
       В битве, когда Иисус Навин поднимает свой меч против жителей Гаваона и при поражении  этих врагов происходит чудесное явление, которое мы называем солнцестоянием. Во время этого сражения Иисус Навин, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: "стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!" И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: „стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав.10:12-14).
       Произошло событие, действительно не имеющее аналогов во всемирной истории. Явление на Меркурии, когда Солнце останавливается на небе и движется в противоположную сторону, получило название эффекта Иисуса Навина. Битва в Аиалонской долине с чудесной остановкой солнца, описанная в книге Иисуса Навина, является реальной и исторически задокументированной. Более того, она зарегистрирована в истории не рукой летописца или камерой военного корреспондента, а астрономическими звездными часами. Остановка солнца — событие, безусловно, неординарное, и поэтому если Библия права в своем сообщении, то у других народов Земли должны были сохраниться воспоминания об этом необыкновенном дне. И эти воспоминания есть. Вот некоторые из них.
      
        Египет
       Древнегреческий историк V века до х. э. Геродот, путешествуя по Египту, узнал от жрецов, которые показали ему древние летописи, о небывалом долгом дне, бывшем за 1000 лет до него. Вот как это он сам описывает: «В это время, рассказывали жрецы, солнце четыре раза восходило не на своем обычном месте: именно, дважды восходило там, где теперь заходит, и дважды заходило там, где теперь восходит. И от этого не произошло в Египте никакой перемены в смысле плодородия почвы и растений, режима реки, болезней или людской смертности».

       Индия
      В своей обширной работе «Ключ к хронологии индусов» доктор Ч. Хамильтон приводит жизнеописание Кришны, в котором сказано, что во время, соответствующее современному летоисчислению, около XV в. до х. э., «солнце замедлило свое движение и не заходило, заслушавшись благочестивым пением Akroon’a, восхваляющего добродетели Кришны, во время путешествия последнего в Биндреблы. Когда же он прибыл туда в целости и сохранности, солнце зашло с опозданием около двенадцати часов».
 
       Доколумбовая Америка
      Лорд Кингсборд, на протяжении долгого времени изучавший быт индейцев Мексики, установил, что в сказаниях этих племен (в частности, летопись Куаухтитлан) упоминается, что в год семи кроликов, бывший около XV в. до х. э. (соответственно современной хронологии) был необычайно долгий день. Эти данные были подтверждены и И. Великовским.

       Пять царей, потерпев поражения, спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены, и Навин приказал убить их и повесить на деревьях.
       В результате этой битвы Иисус Навин присоединил к уже завоеванным землям еще пять ханаанских городов. Все жители этих городов были поголовно вырезаны. «И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места, и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона;» (Нав.10:40-41)
       Покорение всего Ханаана длилось 7 лет. В кровавых войнах погиб 31 ханаанский царь. За исключением Иерусалима и нескольких других укрепленных городов у моря и в горах, вся страна была завоевана израильтянами.
      
       После этого Иисус Навин приступил к разделу Обетованной Земли между израильскими коленами. Обетованная Земля оказалась разделенной на десять округов. На юге поселились потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Остальную территорию покоренной земли заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немногочисленное племя Дана поселилось к западу от Вениаминового колена на границе с филистимлянами. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню — Скинию Собрания и Ковчег Завета.
       Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля, которой надлежало спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выделили во владение 48 городов, где по завету Моисея они выполняли религиозные обязанности.
       Сам Иисус Навин еще 25 лет возглавлял племена Израилевы. Его авторитет был источником сплоченности нации. Рассеянные по Ханаану племена безоговорочно признавали его власть.

       Большую роль в деле сплочения израильских племен играл храм в Силоме. Он был духовным сердцем всего Израиля. Но Иисуса Навина беспокоила мысль: что будет после его смерти? У него не было достойного преемника, и он опасался, что племена, оставшись без сильного руководства и потеряв веру в Истинного Бога, могут быстро потерять единство и сплоченность и оказаться в плену у местных жителей.
       Единство и мощь государства Иисус Навин видел в хранении истинной религии, в беззаветном служении Богу Авраама, Исаака и Иакова.
       Незадолго до смерти, желая укрепить веру в Бога и тем самым предотвратить распад государства, он собрал в Сихеме всех сынов Израилевых, прочитал им еще раз законы Моисеевы и велел поклясться, что они не будут служить чужим богам: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав.24:14).
Народ единодушно поклялся: «Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!» (Нав.24:16).
       В знак памяти о возобновленном союзе с Господом Иисус Навин поставил под дубом большой камень и сказал: «Вот, камень сей будет нам свидетелем: ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами…, он да будет свидетелем против вас…, чтобы вы не солгали пред [Господом] Богом вашим» (Нав.24:27).
       Иисус Навин умер в возрасте 110 лет и погребен в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой (Нав.19:49-50,Нав.24:29-30).

       Книга Иисуса Навина описывает историю еврейского народа за период, приблизительно 25-30 лет, от смерти Моисея до смерти Иисуса Навина (1272 г. до н. э. — 1244 г. до н. э.). Автором книги является сам Иисус Навин (за исключением последних строк, повествующих о его смерти и похоронах, которые были дописаны пророком Самуилом).
       Главная тема книги Иисуса Навина — завоевание Земли Обетованной. Этим завоеванием Израиль обязан только союзу с Богом и верности Господней. Только Господь претворил завет в жизнь и даровал родину израильскому народу.
       Итак, эта земля, очищенная от идолопоклонничества, стала Землей обетования.
       То обстоятельство, что позднее народ лишился этой земли, отражает непостоянство народа, который, восприняв Божии благословения как нечто данное ему раз и навсегда, впал в язычество, стал поклоняться богам соседних народов, за что и подвергся наказанию, о котором Бог предупреждал их (Втор28:15-68).
    
       Апостол Павел учил, что события Исхода и Завоевания исполнены особого значения для христиан, т. к. эти события ни что иное, как прообразы будущего (1Кор. 10:1-11). Как Иисус Навин вел Израиль к победам над его врагами и к овладению Обетованной землей, и как он молил и ходатайствовал о народе после того, как тот согрешил и потерпел поражение, так поступает и Иисус Христос. Он ведет Божий народ к обещанному ему покою (Евр.4:8-9); Он непрестанно ходатайствует за Своих (Рим.8:34;Евр.7:25) и дает им силу поражать их врагов (Рим.8:37;Евр.2:14-15).
      Итак, этот исторический факт в духовном смысле есть лишь прообраз вхождения в Небесное Царство всех верующих людей. Т.е. завоевание Палестины не имело бы для нас никакого смысла, большего, нежели завоевание любой земли любым царством, если бы это не был прообраз овладения духовной Родиной человечества, вхождения в Царство Божие всех верующих. Палестина, в которую входят евреи — это образ Царства Божиего, в которое входят все те, у кого сердце чуткое, у кого сердце плачущее, чистое, скорбящее, миротворческое.

       В церковном богослужении из кн. Иис. Нав. читаются 3 паремии (5 января, в Великую субботу и в праздники в честь ангелов).
afisha-msk.ru